Дополнительное профессиональное образование.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499, а также в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки РФ направило разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (письмо Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. N 06-735). В частности, министерство разъяснило, что согласно комментируемому Закону можно однозначно утверждать о принадлежности дополнительного профессионального образования к непрерывному образованию.
4. Непрерывность образования обеспечивается посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Комментарий к статье 11
1. Понятия федерального государственного образовательного стандарта, федерального государственного требования и образовательного стандарта даны в ст. 2 комментируемого Закона.
Их основу составляет комплекс обязательных требований, характеризуемых различными объектами и субъектами нормативного регулирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит совокупность обязательных требований, предъявляемых к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Образовательный стандарт имеет более узкий предмет - он представляет собой совокупность обязательных требований исключительно к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки. Федеральные государственные требования регулируют минимум содержания, структуру дополнительных предпрофессиональных программ, условия их реализации и сроки обучения по этим программам.
Федеральный государственный стандарт и федеральные государственные требования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, поэтому характеризуются как федеральные государственные и утверждаются подзаконным нормативно-правовым актом федерального уровня, следовательно, распространяют свое действие на всех субъектов образовательной деятельности, в которой подлежат применению согласно комментируемому Закону. Образовательный стандарт является актом локального уровня и утверждается образовательными организациями высшего образования, наделенными соответствующим правом комментируемым Законом или указом Президента РФ. Он обязателен для исполнения только в рамках принявшей его образовательной организации.
2. В ч. 1 комментируемой статьи закреплены основные цели и задачи создания федеральных государственных образовательных стандартов и требований, порядок их разработки и утверждения, содержание и требования к ним.
Основными целями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований является:
1) обеспечение единства образовательного пространства РФ. Учитывая особенности федеративного устройства государства, его многонациональность, разобщенность территорий, сложность построения образовательного процесса в отдаленных районах и сельских населенных пунктах, единство образовательного пространства позволяет исключить дискриминацию по уровню образования в зависимости от места его получения;
2) обеспечение преемственности основных образовательных программ. Образовательные программы представляют собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации. Они разделяются по уровням образования (общее (дошкольное, начальное, основное, среднее) и профессиональное (среднее и высшее)). Уровни общего образования, обязательные для каждого гражданина РФ в соответствии с Конституцией РФ, проходят непрерывным процессом, с одного уровня на другой. Поскольку имеется жизненная необходимость в получении профессионального образования, этот процесс, как правило, не заканчивается получением общего среднего образования. Преемственность основных образовательных программ помогает обучающему легко войти на новый уровень образования, который является в данном случае очередной ступенью к получению знаний, а не отдельным элементом образовательного процесса, который не только сложен по уровню, но и не основан на каких-либо начальных знаниях. Преемственность организационно-педагогических условий при этом обеспечивает быструю адаптацию обучающихся при переходе на следующую ступень образования, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие препятствий в осуществлении образовательного процесса и обеспечивает высокий уровень обучаемости;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Вариативность содержания образовательных программ представляет собой совокупность нескольких вариантов, различных по уровню сложности и восприятия. По сути, будучи заключенной во множественности, вариативность содержания образовательных программ направлена на индивидуальность. Образовательный процесс не только не должен отрицать психологического аспекта, но должен строиться на нем. Учитывая, что обучение рассчитано на группу (класс) в среднем из двадцати обучающихся, имеющих свои индивидуальные особенности (характер восприятия информации (аудиальное, визуальное, кинестетическое), характер мышления (образное, логическое и др.), темперамент, оказывающий влияние на скорость восприятия, уровень интеллекта, склонности, способности и многое другое), вариативность содержания образовательных программ призвана довести информацию до каждого обучающегося, обучить и привить определенные навыки, развить способности. Это обеспечивает индивидуальный подход в отношении обучающихся в условиях работы с группой;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Данная цель направлена на обеспечение гарантированности со стороны государства в достижении субъектами правоотношений в сфере образования предыдущих целей. Государством создан орган исполнительной власти в сфере образования, который призван не только оказывать содействие образовательным организациям в осуществлении образовательного процесса, но и контролировать деятельность этих организаций. Контроль направлен на образовательный процесс, условия его осуществления, материальную и интеллектуальную базу, а также на его результаты - уровень освоения учащимися образовательных программ.
3. Часть 2 комментируемой статьи определяет федеральные государственные образовательные стандарты (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и образовательные стандарты как основу для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Это своеобразный ориентир, которого придерживается педагог при оценке степени, уровня освоения учащимися образовательной программы. С другой стороны, это основа для оценки качества подготовки обучающихся. Таким образом, образовательные стандарты способствуют проверке уровня образовательной деятельности как в отношении отдельного педагога и образовательной организации, так и в отношении учащихся. По сути, это текущие, контрольные и итоговые оценки, проставляемые обучающимся в процессе обучения, по проверке знаний, по результатам определенного периода (четверть, год) и пр.
4. Комментируемая статья закрепляет основные требования к содержанию и разработке федеральных государственных образовательных стандартов:
1) ФГОС должны включать в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ;
2) в ФГОС должны быть установлены сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся;
3) ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования: дошкольное, начальное, основное, среднее;
4) ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;
5) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования;
6) при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.
5. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются Минобрнауки РФ, осуществляющим полномочия в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466. На сегодняшний день утверждены и действуют:
- Приказ Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 "Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 "Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337 "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 12 января 2005 г. N 4 "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования".
Их следует применять с учетом новой системы профессионального образования, предусмотренной комментируемым Законом.
При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки Минобрнауки РФ может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. На сегодняшний день утверждены и действуют:
- Приказ Минобрнауки РФ от 21 декабря 2009 г. N 740 "Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. N 1362";
- Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2009 г. N 835 "Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст";
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 февраля 2011 г. N 201 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст".
6. Высшими учебными заведениями, указанными комментируемой статьей, могут разрабатываться и утверждаться образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. При этом требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных обязательных стандартов. Правом утверждать и разрабатывать такие образовательные стандарты обладают:
1) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
2) Санкт-Петербургский государственный университет;
3) образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
4) федеральные государственные образовательные организации высшего образования, Перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332 "Об утверждении Перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования".
Статья 12. Образовательные программы
Комментарий к статье 12
1. В соответствии с комментируемой статьей образовательные программы определяют содержание образования. Согласно определению они включают основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, - формы аттестации. Часть 1 комментируемой статьи определяет основную гуманистическую направленность образовательных программ:
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами;
- отражение разнообразия мировоззренческих подходов;
- предоставление обучающимся права на свободный выбор мнений и убеждений;
- обеспечение развития способностей человека, формирования и развития его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Важным здесь представляется первоначальное указание на роль семьи и семейных ценностей в определении направленности развития личности, по сравнению с ценностями общества, однако они должны учитываться в совокупности и дополнять друг друга.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации обучающимся, поскольку это является целью получения образования.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если комментируемым Законом не установлено иное, в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.
2. Образовательные программы подразделяются по уровням и видам образования:
1) по уровням общего и профессионального образования и по профессиональному обучению выделяются основные образовательные программы;
2) по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
Основные образовательные программы делятся еще на три вида, которые подразделяются по подвидам:
1.1) основные общеобразовательные программы:
а) образовательные программы дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Образовательная деятельность по программе дошкольного образования осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями, а также родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
б) образовательные программы начального общего образования. Образовательные программы начального общего образования определяют содержание начального общего образования. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Сроки получения начального общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
в) образовательные программы основного общего образования. Данные программы определяют содержание основного общего образования. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося. Сроки получения основного общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией;
г) образовательные программы среднего общего образования. Данные программы определяют содержание среднего общего образования. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, а также, в частности, продолжение образования и начало профессиональной деятельности. Сроки получения среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Освоение учащимися основных образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015. Он регулирует в том числе и особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, на основе которых такие программы разрабатываются и утверждаются самостоятельно образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по данным программам (в установленных случаях - с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ).
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Может быть использована сетевая форма их реализации. При ее использовании несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, совместно разрабатываются и утверждаются образовательные программы, а также определяются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части программы), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ. При реализации общеобразовательных программ также может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно;
1.2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. Они определяют содержание среднего профессионального образования по каждой профессии.
К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, за исключением образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, допускаются лица, имеющие начальное общее образование.
Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Также не является им и получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена лицами, имеющими диплом о начальном профессиональном образовании согласно ранее действовавшему законодательству об образовании.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования регламентирован Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464, он регулирует в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, на основании которых образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями (в установленных случаях с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ). Аналогичны рассмотренным ранее и правила, регулирующие возможность реализации образовательных программ среднего профессионального образования посредством сетевых форм их реализации, модульного принципа.
Особенностью является то, что образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся, являющейся непременной составляющей профессиональных образовательных программ.
Образовательные организации обязаны ежегодно обновлять образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся, формы, периодичность и порядок проведения которых определяются самостоятельно образовательной организацией;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Образовательные программы высшего образования определяют содержание высшего образования. Целью их является подготовка высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности и удовлетворение потребностей личности в развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.
К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно;
1.3) основные программы профессионального обучения:
а) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
б) программы переподготовки рабочих, служащих;
в) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством РФ. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.
Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Дополнительные образовательные программы классифицируются следующим образом:
2.1) дополнительные общеобразовательные программы:
а) дополнительные общеразвивающие программы;
б) дополнительные предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые разрабатываются исключительно в отношении данного вида образовательных программ.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с ч. ч. 3 - 7 ст. 83 и ч. ч. 4 - 5 ст. 84 комментируемого Закона;
2.2) дополнительные профессиональные программы:
а) программы повышения квалификации;
б) программы профессиональной переподготовки.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, программа профессиональной переподготовки - на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное прямо не установлено законом, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Также дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по итогам которой выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
3. Комментируемой статьей установлено также, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования, имеющими на это право, самостоятельно), разрабатывают образовательные программы:
1) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
2) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Она закрепляется в виде примерного учебного плана, примерного календарного учебного графика, примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. На ее основе разрабатывается основная образовательная программа по соответствующему уровню образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учетом типа и вида этой образовательной организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено комментируемым Законом. В обязательном порядке они проходят экспертизу, к которой привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, призванные учесть региональные, национальные и этнокультурные особенности. По результатам экспертизы они включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (http://fgosreestr.ru/).
На настоящий момент реестр содержит два документа:
1) примерная основная образовательная программа начального общего образования (пока еще недоступна для общественного обсуждения);
2) примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Минобрнауки РФ. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - Министерство культуры РФ, примерных программ ординатуры - Минздрав РФ.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных комментируемым Законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы или программы профессионального обучения.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Комментарий к статье 13
Комментируемая статья регулирует основные вопросы по реализации образовательных программ, в частности формы и способы их реализации.