Певческие навыки как средство обучения выразительному пению

Вокальные и хоровые навыки Возрастные группы
2-я младшая средняя старшая подготовительная к школе
Вокальные навыки Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша: Петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно Выразительное пение без напряжения, плавно: Выразительно петь звонким голосом, напевно:
Звукообразование Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru   Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
      Легким звуком: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Петь легким подвижным звуком: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
Дыхание   Брать дыхание между короткими музыкальны­ми фразами: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Брать дыхание между му­зыкальными фразами Брать дыхание перед нача­лом пения, между музыкаль­ными фразами, не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы
Дикция Внятно произносить слова Произносить слова внят­но, правильно Отчетливо произносить слова Произносить отчетливо сло­ва, правильно передавать глас­ные звуки: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Отчетливо произносить со­гласные звуки в конце слова: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
Хоровые навыки        
Строй (чистота интонации) Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так как усложняются песни, то все время повышаются и требования. Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
Ансамбль (слаженность) Петь, не отставая и не опережая друг друга Вместе начинать и за­канчивать песню Одновременно начинать и заканчивать песню; петь уме­ренно-громко и тихо Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя:
      Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
Примечание.В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп: 1. Петушок (русская народная песня). 2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой). 3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка). 4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой). 5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова). 6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой). 7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой). 8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко). 9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан). 11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской). 12. Веснянка (украинская народная песня). 13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук). 15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен). 16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской) Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Смягчать концы музыкальных фраз: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru Точно выполнять ритмический рисунок: Певческие навыки как средство обучения выразительному пению - student2.ru
               

Стр. 84

и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма­лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис­того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин­ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо­димо работать над развитием этого навыка.

Наши рекомендации