Детей дошкольного возраста

Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как

вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вво-

дятся все более сложные виды ходьбы.

Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиноч-

ку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем

вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и

маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с пере-

строением.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Чередование ходьбы и подскоков. (Музыкальное

сопровождение — двухчастный марш).

Упражнение 2. Бег с изменением исходного положения. Дети

стоят у противоположных стен. Под первую часть музыкального со-

провождения они легко бегут навстречу друг другу. Под вторую

часть — меняются местами и возвращаются на свои исходные места

(Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 3. Ходьба со сменой темпа. (Музыка — Т. Ломова,

"Ускоряя и замедляя", размер 2/4).

Упражнение 4. Ходьба в колонне по одному с движениями рук:

вращение в кистях, вращение в локтевых суставах, с изменением по-

ложений — в стороны, вверх, вперед, вниз. (Музыка — словенская

народная песня, размер 2/4).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются

на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и марширов-

ки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими

движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напря-

жения соотносятся с понятиями "громко" и "тихо" в музыке. При вы-

полнении делается акцент на качество выполнения движений.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. На сильную долю музыкального сопровождения —

напряжение мышц, на слабую — расслабление, каждое движение вы-

полняется по 2 раза:

— поднимание рук в стороны и в исходное положение на пояс;

— поочередные наклоны вправо-влево;

— медленные приседания и подъем в исходное положение;

— медленный и плавный наклон вниз, подъем в исходное поло-

жение;

— подъем на носочки, руки вверх, возвращение в исходное по-

ложение;

— поочередное выставление ног в стороны. (Музыка в размере

4/4 —русская народная песня "Калинка").

Упражнение 2. На каждую музыкальную фразу выполняются по

2 следующих движения:

"Натянутая струна" — наклон головы к плечам;

"Холодно" — втягивание головы, поднимание плеч;

"Тигр на охоте":

1) поднимаются руки, сжимаются кулаки;

2) раскрываются кулаки, пальцы округлые, напрягаются мыш-

цы,

3-4) расслабление.

"Не урони вазу":

1) поднимаются прямые руки, ладони внутрь;

2) округляются и напрягаются мышцы рук;

3-4) расслабление.

"Сдутый шар" — втягивается живот, руки кладутся на живот.

"Автобус" — подъем на носочки, небольшое приседание, пятки

пола не касаются, руки на поясе.

"Ракета" — подъем на носочки, руки отведены назад, голова

чуть приподнята.

"Сломленное бурей дерево" — поочередное напряжение и рас-

слабление кистей, плечевого пояса, спины, (музыка в размере 4/4 —

медленный вальс "Под небом Парижа").

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке

правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,

силы и постепенности.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные

мышцы работают в экстремальных условиях по рекомендациям

Стрельниковой, дифференцированную дыхательную гимнастику на

различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения,

направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой

воздушной струи.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Пожар". Исходное положение — основная стой-

ка, руки перед грудью. На сильную долю — резкий, шумный вдох

носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную клет-

ку. На слабую долю — непроизвольный выдох, руки в исходное по-

ложение.

— "Ладошки" — на вдохе открываются кисти рук, и.п. — основ-

ная стойка, руки у плеч сжаты в кулаки.

— "Обними плечи" — из и.п. основная стойка, руки округлые

перед грудью, на вдохах производится движение "руки навстречу

друг другу".

— "Наездники" — из и.п. стоя, руки около живота, на вдохах вы-

тягиваются руки вперед, кулаки раскрываются.

— "Кошка за хвостом" — из и.п. основная стойка, руки около

живота, на вдохах выполняются повороты вправо-влево с легким при-

седанием. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 2. "Нос и рот". Под музыку выполнятся по 4 раза

следующие виды вдоха и выдоха:

— Вдох носом — выдох носом. Исходное положение — основ-

ная стойка. На сильную долю — вдох, на слабую — выдох.

— Вдох ртом — выдох ртом.

— Вдох ртом — выдох носом.

— Вдох носом — выдох ртом.

— Вдох носом — выдох с усилением на конце.

— Вдох носом — выдох тройной порционный.

— Вдох носом — выдох со стоном на конце.

— Вдох носом — выдох со стоном с усилением на конце. (Музы-

кальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 3. "Прогулка в цветочный магазин". Под музыкаль-

ное сопровождение 4/4 на сильную долю вдох носом, на слабую —

ротовой выдох. Каждое упражнение выполняется по 4 раза.

"Погреем руки" — теплый ротовой выдох с призвуком "ха".

"Дует ветер" — холодный ротовой выдох на ладошку.

"Цветы" — теплый длительный ротовой выдох с призвуком "ха".

"Лепестки" — резкий сильный быстрый ротовой выдох с при-

звуком "ф".

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движе-

ния пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют

развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на

определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют

тексту. Движения выполняются одновременно с речью.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Дождик".

Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Сжимание и разжимание кистей)

Ты не капай, дождик, так. (Поочередное поглаживание кистей)

Мы хотим идти гулять. (Одноименные пальчики здороваются)

Солнце, выгляни опять.

(Поднимание и опускание пальчиков из и.п. в замке)

Упражнение 2. " Цветок".

Шевелились у цветка

(Основания кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично

двигаются)

Все четыре лепестка. (Одноименные пальцы поочередно соединяются)

Я сорвать его хотел, (Сгибание и разгибание кулачков)

Он вспорхнул и улетел. (Взмахи кистями).

Упражнение 3. "Лепесток".

Лети, лети, лепесток,

(3 взмаха кистями; кисти прижаты у оснований, пальчики округлые)

Через запад на восток. (Сжимание и разжимание кистей)

Через север, через юг,

(Кисти в замке — пальцы поднимаются и опускаются)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистей)

Лишь коснешься ты земли,

(Поглаживание кистей)

Быть по-моему вели! (4 хлопка).

Упражнение 4. "Зайки".

Ушки длинные у зайки, (Разгибание-сгибание кулачков)

Из кустов они торчат.

(Выставление вверх указательного и среднего пальцев)

Ушки прыгают и скачут (Хлопок, кулачки — на колени)

Веселей самих зайчат. (Круговые движения кистями).

Упражнения с предметами.

Эти упражнения являются сложными для детей с ОНР, они развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный

текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.

Используются палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями

группы и этапом логопедической работы. Основное внимание уделя-

ется точной координации движений с речью логопеда.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Танец с флажками." Музыкальное сопровожде-

ние — И. Штраус вальс "Сказки Венского леса".

Первая музыкальная фраза — руки вперед, в стороны, вверх, вниз

(4 раза).

Вторая — руки в стороны, за спину (4 раза).

Третья — приседание, руки опущены; подъем, руки вверх (1 раз).

Четвертая — поворот вокруг на месте, переход на другое место

Цраз).

Упражнение 2. "Упражнение с лентами", музыкальное сопрово-

ждение "Полет шмеля".

Исходное положение — ноги на ширине плеч, ленты в опущен-

ных руках.

Первая музыкальная фраза — поочередное поднимание и

опускание рук (4).

Вторая — наклоны в стороны, руки над головой (4).

Третья — два наклона вниз с вытянутыми руками.

Четвертая — поворот на месте на 360 градусов, руки над головой.

Упражнение 3. Упражнение с мячом "Колыбельная для Умки",

музыкальное сопровождение песни с проговариванием речевого ма-

териала.

Запев 1 — руки с мячом вперед, вверх, вниз (2 раза).

Припев 1 — мяч над головой, покачивание вправо-влево, присе-

дание — мяч на пол, легкий бег вокруг мяча.

Запев 2 — мяч к окну, за спину, к стенке, за спину (2 раза).

Припев 2 — повтор припева 1.

Упражнения с элементами танцев. Способствуют развитию

общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.

Подбираются упражнения из классического танца (позиции рук, ног,

движения по позициям, приседания и выставление ноги в сторону),

русского народного (каблучный шаг, тройной притоп), морского

(волна, канат, чистка обуви, присядка, плавание). Движения разучи-

ваются по музыкальным фразам в медленном темпе.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Солнышко", музыка Компанейца, слова Вы-

соцкой.

1. Солнышко, солнышко Дети стоят в кругу.

Выгляни скорей. "Солнышко" сидит в центре.

Травку и зернышки Дети сужают круг.

В поле обогрей. 6 простых притопов, 1 тройной.

Дети отходят спиной назад.

2. Девочкам, мальчикам Выставление ноги в сторону.

Будет веселей —

Белочкам, зайчикам 4 прыжка на месте.

Суше и теплей.

3. Солнышко, солнышко, Повтор 1 куплета.

Все тебя мы ждем.

Птичкам, зверенышам

Плохо под дождем.

4. Солнце услышало "Солнце" встает,

Песенку ребят. хлопает в ладоши.

Вышли мы, вышли мы, Дети танцуют на месте.

На прогулку в сад.

Упражнение 2. "Морской", музыкальное сопровождение "Яб-

лочко".

Первая часть — плавание на месте,

вторая — всматриваются вдаль вправо-влево,

третья — покачивание из стороны в стороны, руки на плечах со-

седей,

четвертая — смотрят в подзорную трубу вправо-влево,

пятая — подпрыгивание на месте, руки тянут канат,

шестая — наклон вниз, выставление ноги, чистка обуви —

3 взмаха кистью,

седьмая — присядка, выставление ноги на пятку, руку за голову,

восьмая — паровозиком двигаются по кругу, ведущий выполняет

плавательный жест.

Упражнения для развития эмоционально-волевой сферы.

Развивают выразительность и координацию движений, эмоциональ-

ность, чувство прекрасного, мимическую моторику. Выполняются

под музыку.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Бабочки". Музыкальное сопровождение "Вальс

цветов".

Первая часть музыкального сопровождения — под легкую танце-

вальную мелодию (вальс) дети изображают полет бабочек по кругу

или врассыпную. С окончанием музыки выбирается самая красивая

бабочка, она становится ведущей.

Вторая часть — все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнение 2. "Рисование в воздухе".

А. Бабочки. Под музыкальное сопровождение, медленное и плав-

ное, ("Прекрасное далеко", "Лесной олень") дети рисуют в воздухе,

сидя на ковре, 3 бабочек, большую, поменьше и самую маленькую, в

следующей последовательности: овал — туловище, правое крыло,

левое крыло, голову, усики, бабочка летит — взмахи рукой.

Б. Цветы. Серединка цветка, лепестки, стебель, листья, покачива-

ние цветка на ветру.

Упражнения для развития произвольного внимания. Под музыкальное сопровождение или стихотворный текст дети, разбившись на две группы, выполняют простые основные движения. По музыкальному или речевому сигналу выполняют действия противоположные или в соответствии с инструкцией. Эти упражнения развивают объем, устойчивость, концентрацию и распределение внимания.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. " Дождь и солнце".

Дождь — 1 подгруппа — поднимает и опускает руки через стороны вверх.

Солнце — 2 подгруппа — приседает на носочки и поднимается, руки на поясе.

С окончанием музыки по команде "Дождь" (или мокрый, сильный, холодный, мелкий, моросящий) дети бегут к противоположной стене. По команде "Солнце" (или яркое, желтое, ласковое, теплое) дети садятся на ковер.

Упражнение 2. "Клоуны" Д. Кабалевский.

Первая часть музыкального сопровождения — 1 подгруппа стоит напротив второй и выполняет наклоны в стороны. 2 подгруппа — приседает на месте.

Вторая часть музыкального сопровождения — 1 подгруппа выполняет движения второй, 2 выполняет движения первой.

Третья часть — 1 подгруппа поднимает и опускает руки вверх,

2 — выполняет наклоны вниз.

Четвертая часть — 1 подгруппа выполняет наклоны, 2 — поднимает и опускает руки.

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное со-

стояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Прово-

дятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды

упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на релак-

сацию, несложные упражнения на статическую координацию движе-

ний, простые общеразвивающие упражнения.

Со второго периода в занятия включаются речевые средства лого-

ритмики: упражнения для голоса и на координацию моторики и речи.

Упражнения для развития голоса. Эти упражнения способст-

вуют развитию силы, высоты, выразительности голоса. Работа над

голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных

звуков. Сила голоса развивается при произношении гласных на мяг-

кой атаке звука более громко или более тихо в соответствии с усиле-

нием или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Из-

менение тональности музыки способствует развитию высотных ха-

рактеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, разви-

вая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Музыкальная лесенка" — исходное положе-

ние — сидя на стульях, спина прижата к стулу, руки на коленях, го-

лова чуть опущена на грудь. Пропевание гласных звуков "а — э —

и — о — у" и слогов "ма — мэ — ми — мо — му" по гамме с измене-

нием силы голоса и тональностей.

Упражнение 2. "Музыкальный горох" — исходное положение —

сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада справа и слева на

слоге "ма" (музыкальное сопровождение "ре — ми — ре — до — ми —

ре") с изменением тональности до "фа" первой октавы и обратно.

Упражнение 3. "Лодка на волнах" — исходное положение — си-

дя на стульях. Пропевание каждой ступени лада с продвижением на

слогах "да", "ла", "ма" (музыкальное сопровождение "ре — ми —ре —

до — ре — ми") в тональностях ре — мажор, ми — мажор, фа — ма-

жор и обратно.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Способст-

вуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию

артикуляционной моторики. Сначала проводятся упражнения на ар-

тикуляцию гласных звуков без голоса, затем подключается голос.

Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги. Затем под-

ключаются движения рук, где каждое движение является двигатель-

ным образом проговариваемого звука или слога.

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Разговор через стекло" — отгадывание и имита-

ция артикулирования гласных звуков А, И, У, Э, О, Ы и согласных П,

Т,К,Л.

Упражнение 2. "Бадминтон ". Исходное положение — основная

стойка, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с

проговагиванием слогов "ба — ба — ба — ба", "бо — бо — бо —

бо", " бу — бу — бу — бу", " бэ — бэ — бэ — бэ", "бы — бы — бы —

бы". Три первых слога проговариваются тихо, движение рукой не-

большой амплитуды, на четвертый слог -— руки вытягивается вперед

и вверх, сила голоса увеличивается. Согласный Б в дальнейшем заме-

няется взрывными звонкими Д, Г.

Упражнение 3. "Бокс". Исходное положение — стоя, руки согну-

ты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с

произнесением слогов "да — до — ду — ды", "ба — бо — бу — бы",

"га — го — гу — гы".

Наши рекомендации