Как придумывать и писать классные сценарии дел.

Как сделать так, чтобы твои дети всегда были заняты делом.

Как заработать настоящий авторитет в своем отряде (и его отличие от дешевого авторитета).

Как строить свою работу с детьми разных возрастов.

Как придумывать и писать классные сценарии дел. - student2.ru Как спланировать свою отрядную программу на смену.

Как выбрать себе напарника и не разочароваться в нем во время смены. Как придумывать и писать классные сценарии дел.

Как познакомиться с детьми и как потом их организовать.

Как придумывать и писать классные сценарии дел. - student2.ru Как спланировать свою отрядную программу на смену.

Как придумывать и писать классные сценарии дел.

Тут мы постараемся ответить на все твои вопросы!

СОВРЕМЕННЫЙ ВОЖАТЫЙ

Кто ж такой "современный вожатый"? Это профессия, должность, призвание или что?

У вожатых есть такое веселое четверостишие:

"Вожатый - профессия птица,
И лучше ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится
Ребячьи сердца зажигать?"

Можно сказать: "с детьми на отряде играть", "палаты за них подметать", "в столовую строем таскать". И это все о вожатом.

Вожатый - суть вожак, который ведет вперед. Это смело и громко. И рядом - быт, бытовые мелочи, которые постоянно нужно замечать, исправлять, обучать.

Как многогранно, всеобъемлюще, что и не ухватишь, где же суть, то главное, что может помочь определить, кто ж такой "современный вожатый"?

Ребенок ждет от вожатого веселого, интересного, занимательного общения, ждет понимания. Поддержки, ждет ответов на свои непростые вопросы, ждет творчества, отдыха и свободы.

Родитель, отправляя ребенка в лагерь, мечтает о том, что ребенок отдохнет, познакомится с новыми друзьями, станет сильнее. Выносливее, многому научится, приедет домой веселый, радостный, счастливый. Но многие родители не способны оценить перемены, произошедшие с ребенком за смену, для них главным является обеспечение безопасных условий для жизни ребенка.

Например, высказывание одного папы, когда он забирал ребенка в конце смены домой: "Спасибо вам, за то, что он живой".

Администрация, вручая вожатому его функциональные обязанности, ожидает, что вожатый будет творческим, талантливым лидером, у которого дети всегда собраны, организованы, на отряде всегда чистота и порядок, четко выполняются режимные моменты, вожатые заботятся о жизни и здоровье детей.

Универсальный человек, который должен быть всемогущим - и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно веселым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремленным.

Интересный портрет?

Вопрос "зачем?" "Он нужен для того, чтобы организовать детей, сделать интересным и безопасным их отдых, принести им что-то хорошее, развить их лучшие качества, рассказать то, что дает им пищу для ума, привнести в их жизнь частицу любви и заботы", "чтобы сплотить детей", "привнести в детское сознание "разумное, доброе, вечное", новое и интересное", "помочь детям найти выход из сложных ситуаций..." и еще много-много "зачем?"

Конечно, ценнейшее качество вожатых - молодость. Только молодой человек, с огромным энтузиазмом, с необычайной активностью, с полной самоотдачей может подходить под эти требования.

Только молодость способна без сна, без отдыха, а главное - бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям.

Известный педагог С.А. Шмаков сказал: "Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди - это была не твоя работа".

"Вожатый" - это требует природных и профессиональных качеств. Талантливый вожатый - это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Вожатый без воображения - ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: "Наша задача каждым делом удивить ребенка". Эта фраза, как нельзя лучше, подходит к вожатому.

Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, чтобы там осуществилось самое широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно-значимого досуга, народных, национальным истоков.

Но анализ работы вожатых в лагерях свидетельствует о часто встречающемся чувстве неполноценности, повышенной впечатлительности, боязни открытых контактов с детьми, что мешает общению с ребятами.

Часто встречается и другая черта - демонстративность, "игра на публику", неосознанное стремление быть в центре внимания. У таких вожатых дети отходят на задний план. На первом - жажда признания.

Встречается и повышенный педантизм - заорганизованность ребят. Внимание к формализму.

Дети современные ставят на I место общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение вожатого.

И из всего вышесказанного возникает проблема: научить вожатого быть вожатым. Подготовить его к этой работе, зажечь работой, напитать любовью к детям и болью за них.

Так чему же учить и как учить? Я для себя выделила этапы подготовки вожатого к работе.

I этап - получение теоретической и практической подготовки к работе на отряде в процессе проведения лекций, семинаров и тренинговых занятий.

II этап - воплощение теории в практику. Непосредственно в работе на отряде во время смены.

III этап - наблюдение за работой опытных вожатых и за работой вожатых-новичков. Возможность сравнения.

IV этап - получение личного опыта пребывания в отряде - это вожатский отряд.

Получив такую картину, я увидела следующие, вытекающие отсюда, проблемы: непосредственно подготовка вожатых к работе в лагере и готовность вожатого работать в лагере. Оказалось, что это совершенно не одинаковые термины.

Начнем с подготовки. Она подразумевает I этап: получение теоретической и практической подготовки.

Поставим цель выезда вожатого в лагерь: организация активного отдыха детей и подростков, что предполагает включение их в творческую игру, где дети смогут научиться навыкам взаимодействия с окружающим миром.

Сразу возникает несколько задач: первая, и самая главная, объединяющая все остальные: получение социального опыта, обучение навыкам общения. Остальные задачи просто помогают решить эту основную.

Вторая, оздоровление ребенка, которое происходит на зарядке, спортивных мероприятиях, прогулках, купании, выполнение режимных моментов.

Третье, обучение ребенка на кружках, секциях, в клубных формах работы, познавательных играх.

Четвертое, раскрытие творческого потенциала ребенка через игры, конкурсы, концерты, тренинги, беседы и т.п.

Пятое, воспитание трудовой активности во время рейдов чистоты, ежедневном поддержании порядка, в отряде и на территории, бережного отношения к природе и своему дому, дежурство по лагерю.

Шестое, воспитание нравственной активности через вечерние огоньки, тематические беседы, обсуждение увиденного, услышанного, сделанного, анализ поступков, подведение итогов дня и т.п.

Сам выезд ребенка в лагерь - это накопление социальных ролей: я - командир, я - дежурный, я - участник, я - победитель, я - проигравший, я - помощник, я - защитник, я - обиженный, я - серьезный, я - фантазер, я - мыслитель, я - ответственный, я - младший, я - старший.

Исходя из этого, подбирается материал в копилку вожатого, выбираются формы работы, даются методики, разбираются ситуации, логично и последовательно оформляется схема работы на смене, планирование. А главное определяется результат - чего же я хочу получить от детей, как я могу увидеть обратную связь, чего же я добиваюсь в своей работе.

И часто возникают внутренние конфликты уже во время работы у новеньких, начинающих вожатых: "При подготовке к работе я представляю себе такую картинку, а, приехав в лагерь и, начав работу с детьми получил совсем другой результат. Ах, какие плохие дети!"

Но вот дети здесь совсем не причем. Именно в этом и проявляются две стороны проблемы: подготовка и готовность к работе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Для первых трех-четырех дней смены придумано название "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена." Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. Понапрасну люди говорить не будут. Поэтому об oргпериоде мы поговорим отдельно и очень подробно. Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.

Первая встреча с отрядом – самая важная. Не забудьте о русской поговорке: "Встречают по одежке..." Подумайте заранее о своем внешнем виде. Строгий костюм или шикарное вечернее платье наверняка отпугнут от вас детей. А вами любимые рваные джинсы - их родителей. Хорошо, если у вожатых вашего лагеря есть своя форма или хотя бы какие-то ее элементы. Можно заранее сделать себе красиво оформленные бэйджи с вашими именами, чтобы дети не переспрашивали: "Как, как вас зовут?"

Что нужно успеть сделать? Ну, во-первых, понравиться детям. Очень важно, чтобы ребенок был в полной уверенности, что попал в самый лучший отряд, к самым лучшим вожатым. Как этого добиться? Ведь если просто сказать: "Я - самый лучший вожатый в лагере, поэтому тебе повезло," - это будет нескромно. Да и ребенок может не поверить. Наверное, нужно просто постараться общаться с ребятами доброжелательно, весело, стараясь снять напряжение. Разговаривайте с ребятами легко и непринужденно, но не развязно. Не стоит строить из себя их ровесника или "своего в доску". Иначе ваш авторитет будет "дешевым", а, значит, ненастоящим. О позиции вожатого по отношению к детям мы еще поговорим.

Итак, встреча детей. На столе, за которым вы сидите - табличка с номером вашего отряда. Если ребята подходят к вам большими группами или целым отрядом, то стоит сначала представиться, сказать несколько вступительных слов, провести небольшую анкету из простых вопросов (фамилия, имя, дата рождения, адрес, увлечения и т.д.). Не забудьте заранее приготовить бумагу и авторучки. На основе этих анкет вы сможете потом составить список вашего отряда, будете знать, чем увлекается каждый ребенок, что любит делать, не пропустите его день рождения, если он приходится на время смены. Попросите детей написать фамилии, имена и отчества своих родителей. Они вряд ли спросят, зачем. А вы будете знать, у кого из них нет мамы или папы, чтобы случайно не травмировать таких ребят. Лучше, если у вас есть возможность пообщаться с каждым ребенком и его родителями. Тогда постарайтесь его "разговорить", узнать о нем побольше, снять напряжение в общении. Самая ценная информация о ребенке для вас - это то, что он скажет сам. Часто вожатые на первой встрече с детьми волнуются больше, чем сами дети. И ребята это чувствуют. Но не старайтесь скрыть свое волнение под маской строгости или развязности. Стройте свой авторитет по кирпичику - из доброжелательности и сдержанности. Чтобы избежать вопросов родителей, что взять с собой, сделайте заранее яркую табличку, с которой родители смогут списать эту информацию. Несколько смен белья, банные принадлежности, одежда для разной погоды и для дома. Если вы собираетесь научить детям делать какие-либо сувениры, если вы владеете искусством оригами, умеете вышивать или вязать, напишите, что для этого нужно взять с собой (ножницы, нитки, клей, цветную бумагу, фломастеры, краски, кисточки и т.д.). И если родители серьезно отнесутся к этой информации, то это поможет вам разнообразить жизнь ребят на смене. Также можно написать на отдельной табличке, где и когда вы собираетесь для отъезда в лагерь, чтобы не говорить об этом каждому В-отдельности. Адрес вашего лагеря необходим родителям, чтобы писать своим детям письма. Наверняка их заинтересует, как и когда можно будет приехать в лагерь, навестить детей. Постарайтесь уверенно и терпеливо отвечать на все вопросы родителей, ведь они очень беспокоятся, отправляя ребенка в лагерь. И если им перестанет казаться, что их ребенок будет бегать целый месяц без присмотра, неумытый и голодный, значит, вы правильно себя вели.

Наши рекомендации