Труд и игра. старший возраст


Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.

Развитие активной трудовой деятельности в процессе игры детей старшей группы опирается на присущую детям этого возраста активность и самодеятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры и они по своему желанию к игре чаще всего уже не возвращаются (возвращение к игре происходит в результате специального педагогического воздействия, направляющего внимание детей на первоначальный игровой замысел), в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать ее для последующей игры.

Связь игрового и трудового процессов сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает собой трудовой процесс. Дети спешат выполнять работу, чтобы продолжить игру. Закончив поделку нужной игрушки, они продолжают игру в более широком игровом плане: наличие нужной игрушки расширяет круг действий.

Вова, взяв сделанный бинокль, смотрит вдаль, кричит: «Человек за бортом!.. Срочно спустите шлюпку, человека надо спасать!» Другие дети быстро «спускают» шлюпку и принимаются «спасать человека» (куклу). «Это мальчик в лодке плыл и упал с лодки», — пояснили они.

Расширение замысла игры происходит под влиянием литературных произведений, рассказов взрослых, телевизионных и радиопередач.

Если замысел игры определяют в основном впечатления, полученные детьми из разных источников, то многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, поделок, приспособлений, они придают игре новизну.

Как, например, развивалась игра в пароход? Корпус парохода дети легко сделали из деталей строительного материала. Но труба из этого материала получалась неустойчивой, при малейшем колебании она падала.

Предложение воспитательницы сделать трубу из картона было охотно принято детьми. Лист картона согнули рулоном, сшили крепкой ниткой и оклеили черной бумагой, сверху наклеили белые полоски и красную звезду. Наиболее сложные процессы были выполнены воспитательницей. Например, дети держали рулон картона, а воспитательница прокалывала его шилом, сшивала трубу. Дети намазывали клеем бумагу для оклеивания трубы, вырезали полоски белой бумаги и наклеивали их, обводили, вырезали и наклеивали звезду.
Сделанную трубу дети тут же поставили на пол и вокруг нее вывели контур парохода. Поставили стулья, разместились на них, однако сидели недолго. К играющим подошел Сережа и деловито спросил: «А где же мачта? Без мачты парохода не бывает». Сеня и Вова озадачены, с удивлением посмотрели на воспитательницу. «Что же, и мачту можно самим сделать», — заметила воспитательница.
Начались предположения, споры. Одни хотели сделать мачту, так же как и трубу, из картона, другие пытались соорудить ее из строительного материала.

«Палочку надо», — заявила Женя. — «Правда, давайте из палочки». Но в группе палочки не оказалось. Пришлось ее искать в сарае во время прогулки. Длинная, гладко оструганная палка была принесена в группу, ее укрепили (в одном из цилиндров конструктора Поликарпова). Теперь она стояла вертикально, вполне устойчиво. Как только мачта была установлена, несколько детей спросили: «А флажки?» — «Флажки можно сделать из бумаги, разноцветной материи».

На другой день воспитательница показала, как из разноцветных лоскутков материи можно вырезать флажки. Но оказалось, что дети, хорошо умея резать бумагу, затруднялись резать материю. Слава и Юля причину своих неудач видели в том, что ножницы тупые, но, когда воспитательница брала те же ножницы и показывала, как легко они разрезают материал, дети убеждались, что причина их неудач в неумении работать ножницами. Они стремились освоить навык резать материю. Это удавалось не сразу, однако к концу работы некоторые дети самостоятельно вырезали 34 флажка.

Теперь надо было их укрепить на веревке. Возник вопрос, как это лучше сделать. Воспитательница предложила детям подумать самим. Костя предложил ножницами прорезать дырочки и в них продеть веревку. Другие дети нашли этот способ неподходящим: «Так будет некрасиво». Вера сказала, что флажки будут сбиваться. Кто-то предложил приклеить флажки к веревке, но и этот способ нашли неудачным. «А если пришить?» — спросила Зина. Предложение Зины было одобрено. Работа была отложена на следующий день, так как время на игру истекло.

На следующий день дети с утра вспомнили о предстоящей работе. Еще до завтрака воспитательница показала им, как прикреплять флажки. На ковре стоял пароход, не разобранный со вчерашнего дня, и некоторые дети принялись за игру. Они что-то подстраивали, стучали бруском («ремонтировали пароход»), подбегали к тем детям, которые нашивали флажки, и торопили их. «Нам уж мачту нужно устанавливать, скорее флажки давайте. Пароход скоро отправится».

Шить детям очень понравилось, работа оказалась для них несложной, они успешно справлялись с ней. Некоторые дети (Зина, Костя, Вера, Слава) нашили по 3—4 флажка. Закончив работу, дети подняли всю вереницу ярких флажков и любовались ими, а затем укрепили их на пароходе. Дети с удовлетворением заметили, что пароход стал похожим на настоящий.

Воспитательница, помогая детям прикреплять флажки, обратила внимание детей на то, что мачту следовало бы сначала покрасить, тогда было бы еще красивее. Дети оживились. Перспектива нового трудового процесса показалась им весьма заманчивой. Сережа предложил тут же приступить к окраске. Однако краски не оказалось.

В вечерний период игры воспитательница поставила на стол баночку с белилами и две кисти. Сразу несколько ребят вызвались красить. Дети с интересом смотрели, как Зина и Костя красили, каждому хотелось в этом принять участие. Дети давали советы, поддерживали палку, помогали вытирать лишнюю краску.
Мачту поставили сушить, а игра в пароход продолжалась. Заняв место на капитанском мостике, Сеня заявил: «Я капитан». Но Вова держал руль, и ему не хотелось возвращать его Сене: «Я рулевой». Вова сел рядом с Сеней и, энергично повертывая руль вправо и влево, изображал рулевого. Капитан, сидя рядом с рулевым, не находил себе дела и скоро вышел из игры.

В ходе игры руль оказался неудобным. Воспитательница предложила детям сделать руль из картона: «Сначала мы вырежем круг, сделаем штурвал, прибьем его к палочке, чтобы можно было повернуть». Дети быстро собрались возле стола, обвели карандашом контур. С картоном дети работали очень мало, поэтому в процессе вырезания встречались со значительными трудностями. Руки плохо слушались, вырезали неровно, быстро уставали. Однако, начав вырезать, Костя не хотел никому передавать ножницы и сам вырезал круг. Штурвал был неплотно прибит к палочке, чтобы можно было его поворачивать.

Этот самодельный штурвал служил детям несколько дней, но он часто соскакивал с гвоздя. Это очень огорчало детей, однако в игре это было поводом к проведению «текущего ремонта» на корабле. Дети вооружались молотком и починяли штурвал, а заодно обходили пароход кругом и в разных местах постукивали молотком.

Однажды мать Сережи, придя утром в детский сад, передала воспитательнице два прекрасных колеса из толстой фанеры: «Мне на станке выточили, а то Сережа рассказывает, что они в «пароход» играют, а колесо из картона все время ломается». Штурвал прочно укрепили на бруске, и Костя с гордостью занял место капитана.
Рассматривая картины и иллюстрации в журнале, дети обратили внимание на то, что у капитана есть бинокль. «Капитану нужен бинокль», — заявил Сережа. Он принес бумагу и стал делать из нее бинокль; смастерил две трубки и «смотрел в бинокль», держа их порознь в руках. Воспитательница предложила рассмотреть устройство бинокля. Дети с интересом рассматривали, потом заметили, что бинокль, сделанный Сережей, неудобен. Игорь и Вова принесли клей, бумагу, картон и принялись делать бинокль, постоянно присматриваясь к иллюстрации.

Когда бинокль был готов, Лена заметила: «Теперь надо повесить на шнурочек бинокль». Нина отыскала в ящике шкафа узкую ленту, ее прикрепили к биноклю. «Теперь капитан всегда может ходить с биноклем, снимать будет на ночь», — заметил Сеня. Бинокль внес много нового в содержание игры, в детские высказывания. Вот капитан, всматриваясь вперед, говорит: «Скоро уже к берегу приплывем». Вдруг видит «человека за бортом», подает команды: «Вперед, направо, быстрее вперед».

Появились и новые потребности в строительстве; после изготовления бинокля (а также и подзорной трубы) дети сделали капитанский мостик, штурманскую, рубку. Понадобилось также сделать камбуз и столовую, так как в ходе игры появился новый член экипажа — «кукла-повар», для которой были специально сшиты колпак и фартук.

Труд по изготовлению нужных игрушек, возникая в ходе игры, на какое-то время отвлекает детей от игры, но, как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает ее содержание.

Труд и занятия


He менее важно выяснить вопрос о взаимосвязи труда и занятий. В форме занятий осуществляется уборка групповой комнаты, обучение навыкам накрывания на стол, приготовления некоторых блюд к обеду, различные трудовые процессы в природе: вскапывание грядок, посадка лука, рассады, семян и даже поливка. На занятиях проводят изготовление ящиков для рассады, скворечников, ремонт игрушек и книг и др.

Организация фронтальных трудовых процессов в часы занятий накладывает на труд известные ограничения, присущие занятиям: строгий регламент, обязательное наличие познавательного содержания, безусловное требование точного выполнения детьми указания воспитателя, стремление его все показать, объяснить детям. Типичным в этом отношении явилось занятие по поделке ящиков для рассады, проведенное в одном из детских садов в установленное время после завтрака. На занятии присутствовали все дети.

Педагог подробно объяснил и показал все действия: «Дети, сегодня мы будем сколачивать ящики для рассады. У нас на столе есть по пяти дощечек, гвозди и молотки. Посмотрите, как надо делать. Сначала вы возьмете длинную дощечку и забьете в нее до половины четыре гвоздя по углам. Сделаете это так (показывает). Затем возьмете другую длинную дощечку, в нее также до половины забьете четыре гвоздя, и короткие дощечки, в них также забьете гвозди. После этого соедините длинные дощечки и дно ящика вот так (показывает), потом соедините боковые стенки ящика, прибьете их к дну».

В ходе работы, к которой дети приступили одновременно, появилась необходимость оказать друг другу помощь: один держит, а другой прибивает. Взаимопомощь необходима, особенно в первое время, когда дети сколачивают длинные боковые стенки с дном. В ходе совместной работы дети советуют друг другу, как забивать, как держать доски, чтобы их лучше сколотить. Но все же педагог, ограниченный временем, предлагает детям заканчивать работу, несмотря на то что не все еще завершили ее. В самом ходе занятия были исключены важные возможности подлинного трудового процесса: постановка цели, самостоятельное осознание процесса труда, опора на имеющийся опыт.

Почему это происходит? Причиной этого и является стремление рассматривать труд по аналогии с занятиями.

Обучение детей на занятиях и труд имеют существенные различия. На занятиях, деятельность детей всецело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии с программой содержание занятия, его результат. Здесь усилия детей носят индивидуальный характер, воспитатель оценивает индивидуальные достижения детей.

При смешении задач обучения тем или иным трудовым навыкам на занятиях труда при фронтальной организации деятельности программное содержание занятий подменяется содержанием, которому придается видимость трудового процесса; при этом дети не испытывают того состояния, которое обычно сопровождает труд, — известного напряжения сил (трудового усилия), преодоления каких-то трудностей в достижении сознательно поставленной цели (на занятиях эта цель обычно ставится педагогом).

В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений педагога и детей, который типичен для занятия: педагог обучает детей. Сотрудничества педагога и детей при такой организации труда обычно не возникает.

Например, дети 5 лет сеют горох. Их деятельность организуется так: воспитательница заранее втыкает на грядке палочки по числу детей. В образовавшиеся ямки дети кладут горошины и засыпают их землей (как засыпать, детям показывают). После этого поливают то место, где посадили горошину. При фронтальной организации работы каждый ребенок посадил одну горошину: этот процесс занял несколько секунд, усилий ребенок не затратил.

Организованный таким образом трудовой процесс, когда за детей продумывается весь порядок деятельности, а самим им не приходится затрачивать никаких усилий, вряд ли можно назвать трудом. Это — занятие, которое имело целью научить детей сажать горох.

Для труда детей в режиме дня имеется достаточно времени, и нет необходимости посягать на время, отведенное для занятий. В утренние часы дети занимаются уходом за растениями и животными в уголке природы и на участке, дежурят по столовой.

Ha прогулке в зимнее время дети расчищают участок, делают снежные сооружения, лепят из снега фигуры разных животных. В весенне-летний период на прогулке проводятся работы на огороде, в цветнике, саду; это время наиболее удобно также для работы по изготовлению различных игрушек из дерева, природного материала. Во время прогулки с детьми могут быть проведены работы по ремонту игрушек, подклеивание книг, коробок для дидактических игр.

Время вечерней прогулки также удобно для этих работ. Весной, летом и ранней осенью они должны быть полностью вынесены из групповой комнаты на участок. Те трудовые процессы, которые надо показать всем детям (работа с инструментами, данными впервые, последовательность работы при посадке или посеве овощей на огороде, черенкование комнатных растений и т. п.), целесообразно организовать одновременно со всей группой. В дальнейшем аналогичные трудовые процессы организуются с небольшой группой детей. При такой организации труда педагогу легче руководить работой отдельных ребят, оказывать им нужную помощь, а результаты труда получаются выше, что доставляет детям большое удовольствие.

Труд ребенка в семье


Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.
Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др.

Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду. Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям, как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом ребенка должны повышаться требования к нему, изменяться организация его труда, руководство и контроль со стороны взрослых и т. д.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы с тем, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков.

Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности. Задача педагога — раскрыть перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослого), содержание и методы трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и семье.

На собрании, в беседах, через «уголок» знакомят родителей с тем, что может и должен уметь делать ребенок младшего дошкольного возраста, как формировать у него положительное отношение к самообслуживанию, к поручениям взрослых.

При посещении семьи воспитатель выясняет, какие условия созданы дома для формирования у ребенка первых трудовых навыков (есть ли вешалка для одежды и полотенца на уровне роста ребенка, где и как хранятся игрушки и т. д.), отмечает для себя особенности жилищных условий семьи, что позволит в дальнейшем давать родителям конкретные советы по трудовому воспитанию детей с учетом этих условий.
В работе с родителями ребят средней группы надо показать возросшие возможности детей этого возраста, позволяющие повысить требования к навыкам самообслуживания, к выполнению ими трудовых поручений.
Дети в этом возрасте могут выполнять отдельные несложные поручения (поливать комнатное растение, накрывать на стол). Ребенок среднего дошкольного возраста может чаще принимать посильное участие в труде взрослых по уборке комнаты (вытереть пыль, помыть растение), приготовлению пищи (помыть овощи, фрукты, лепить пельмени, пирожки).

Систематическое участие ребенка в труде взрослых играет огромную роль в его развитии. Он учится у родителей правильным трудовым приемам, в совместном труде возникает обмен мнениями, проявляются чувства ребенка, что важно для формирования у него положительного отношения к труду.
Способствует сближению родителей и детей такая их совместная работа, как изготовление игрушек-самоделок. Эта привлекательная дла ребенка деятельность будит его воображение, мастерство взрослого, проявляемое им в процессе изготовления игрушки, вызывает у ребенка чувство восхищения и уважения.
Систематическое выполнение ребенком пятого года жизни поручений является подготовкой к выполнению им постоянных обязанностей в старшем дошкольном возрасте. Здесь обязанностью становится не только труд но самообслуживанию, но и помощь старшим в домашних делах, в уходе за младшими братьями и сестрами. Вот, например, какие обязанности есть дома у шестилетней Тани: девочка поливает цветы, кормит рыб, покупает хлеб. Кроме того, когда вся семья убирает квартиру, Таню привлекают к посильному участию. Как особое доверие к себе взрослых воспринимает Таня поручения, связанные с уходом за маленькой сестренкой.
Только систематическое выполнение старшим дошкольником трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у него организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы работы с семьей: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей и др.

Очень много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Например, открытые дни, во время которых родители могут видеть режимные процессы, приучение детей к самообслуживанию, самостоятельности в младшей группе; в средней и старшей группах — это открытые занятия по уборке групповой комнаты, приготовлению печенья, винегрета, ремонту книг и т. п. Вот как, например, может быть проведено родительское собрание в старшей группе в сочетании с показом открытого занятия «Уборка групповой комнаты».

К собранию оформляется стенд для родителей. На стенде помещаются три небольшие статьи: «Почему надо приучать детей к труду», «Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка старшего дошкольного возраста», «А. С. Макаренко о значении участия ребенка в домашнем труде». В первой статье говорится о важности посильного труда для всестороннего развития ребенка, во второй перечисляются обязанности, которые должны выполнять дети старшего дошкольного возраста в семье, в третьей излагаются основные положения статьи А. С. Макаренко «Семейное хозяйство». Стенд оформляется фотографиями, отображающими труд детей в семье и детском саду.

Присутствие родителей на открытом занятии «Уборка групповой комнаты» позволяет им увидеть как особенности организации коллективного труда детей, методы, используемые педагогом, так и место их собственного ребенка в общем труде, его умения, старательность, сравнить их с умениями других детей.
После занятия, дав краткий его анализ, отметив успехи и неудачи отдельных детей, воспитатель знакомит родителей с задачами программы детского сада по трудовому воспитанию старших дошкольников, характеризует уровень трудовых навыков, отмечает детей, навыки которых отвечают требованиям, предъявляемым к воспитанникам старшей группы: трудолюбивых, самостоятельных, охотно выполняющих поручения в детском саду, умеющих замечать, кто нуждается в их помощи, стремящихся помогать окружающим, подчеркивает, что трудовому воспитанию этих детей в семье уделяют большое внимание, я детей, не владеющих или плохо владеющих этими навыками. На конкретных примерах воспитатель показывает, как недооценка родителями важности трудового воспитания приводит к формированию у детей нежелательных качеств: лени, иждивенческого отношения к окружающим и др.

На собрании могут быть заслушаны одно-два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье (такое выступление должно быть заранее подготовлено).

Подводя итог сказанному, воспитатель подчеркивает значение труда для нравственного развития ребенка, воспитания у него трудолюбия, уважения к труду других, стремления заботиться об окружающих, еще раз кратко перечисляет, какие обязанности должны быть у ребенка дома.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей — привлечение родителей к конкретной помощи детскому саду: по благоустройству помещения и участка, по изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Однако этот труд родителей обычно проходит в отсутствие детей и не используется в воспитательных целях, дети лишь пользуются его плодами. Важно организовывать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Например, на субботниках и воскресниках по благоустройству участков детских садов дети могут посильно трудиться вместе со сйоими родителями — сгребать листья, сажать цветы, кусты.
Традиционным в детском саду стало выращивание цветов для мамы к 8 Марта - дети ухаживают за растениями с большим подъемом, получают удовлетворение от сознания, что они могут в праздничный день порадовать родителей.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка детского сада и семьи позволяют добиваться лучших результатов в формировании трудовой направленности у ребенка.

Наши рекомендации