Соц.-историч. сущность образования. Основные функции образования.
Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнед-ти. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования. Функции образования – наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития. Функции образования не сводятся к конкретной совокупности задач, выдвигаемых перед системой образования, а представляют собой социально-исторические универсалии образования как социального института.1.Трансляция и распространение культуры в обществе –наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).2.Формирование у молодого поколения установок,ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать.
.
5. Критерии и оценки качества образования.Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).Что необходимо для оценки?Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Качество образования не тождественно качеству обученности. Для оценки эффективности работы школы, учитывая уровень знаний учащихся за определенный период, необходимо проанализировать, какой контингент приходит учиться в эту школу, какие условия для работы педагогов созданы, каков кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и т.д.
Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие:
•более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;
•открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;
•принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;
•минимум показателей в системе управления образованием;
•соблюдение морально-этических норм в отборе показателей. Таким образом, критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев. Рассмотрим принципы отбора показателей и критериев для оценки качества образования (см. табл. 1).
Таблица 1. Критерии оценки качества образовательного процесса
Критерии | Показатели | Уровни проявления | Сроки проведения диагностики |
1. Успешность обучения | 1.1. Соответствие знаний, умений и навыков государственным и региональным образовательным стандартам. 1.2. Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся | Соответствует стандарту; превышает стандарт; ниже стандарта; выше учебных возможностей; адекватно учебным возможностям; ниже учебных возможностей | Дважды в течение учебного года (первое и второе полугодие) |
2. Сформирован-ность общеучебных (учебно-познава-тельных) навыков | 2.1. Осознанность умения. 2.2. Самостоятельность применения. 2.3. Полнота умения | Сформировано; частично сформировано; не сформировано | На окончание начальной школы, на начало основной школы, по окончании 7-го, 9-го класса |
3. Сформирован-ность положительной мотивации учения | 3.1. Социальная мотивация: широкие социальные мотивы; узкие социальные мотивы; собственно школьная мотивация; мотивация со стороны семьи. 3.2. Познавательная мотивация: ситуативный интерес; узкий познавательный интерес к отдельным учебным предметам; познавательный интерес; широкая познавательная потребность | Оптимальный; достаточный; низкий | На начало основной школы (5-й класс), в 7-м классе, по окончании основной школы (9-й класс) |
4. Сформирован-ность ценностного самоопределения учащихся | 4.1. Качества личности учащихся в соответствии с целями школы, моделью выпускника | Ярко проявляются; проявляются; слабо проявляются; не проявляются | На начало основной школы, по окончании 7-го класса, 9 и 11-го класса |
5. Сформирован-ность профессионального самоопределения выпускников основной и средней школы | 5.1. Наличие плана в основном и альтернативном вариантах 5.2. Обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе. | Высокий; средний; низкий | Один раз за учебный год в 9, 10 и 11-м классах |
6. Сформирован-ность умений адаптироваться и взаимодействовать в коллективе | 6.1. Эмоционально-психологическая комфортность в коллективе. 6.2. Взаимодействие по достижению общеколлективных целей. 6.3. Усвоение общеколлективных мотивов деятельности | Лидеры; принятые; не принятые; отверженные | Один раз в год в 7, 9, 11-м классах |
Таблица 2. Аналитическая оценка
1. Нормативная оценка | |
Оценка | Уровни оценивания, баллы |
1.1. Соответствие обязательному минимуму содержания образования | Частичное (0-10). Полное (0-10) |
1.2. Наличие учебно-методического комплекса к учебнику | Для учителя (1-10). Для ученика (1-10) |
1.3. Соблюдение педагогических норм | Разнообразие методов (0-10). Рациональное использование методов (0-10) |
2. Педагогическая оценка. Отражение дидактических принципов | |
Оценка | Уровни оценивания, баллы |
2.1. Научность | Соответствие современным взглядам на содержание образования (0-10). Соответствие современной педагогической теории (0-10). Отсутствие теоретических ошибок (0-10). Корректность формулировок (0-10) |
2.2. Системный подход к содержанию | Курса в целом (0-10). Отдельных тем (0-10) |
2.3. Реализация принципа историзма | Достаточно (0-10). Недостаточно (0-10). Отсутствие (0-10) |
2.4. Доступность | Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика (0-10). Намного выше (0-10). Увлекательность изложения (0-10). Академический стиль изложения (0-10) |
2.5. Наглядность представления информации | Иллюстрации к тексту (модели, схемы, таблицы, рисунки и т.д.) (0-10). Иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографий, репродукций, слайдов (0-10) |
2.6. Отражение межпредметных связей | С каждым предметом (0-10) |
2.7. Проблемный подход | Достаточно (0-10). Недостаточно (0-10). Отсутствие (0-10) |
3. Дидактические функции | |
Оценка | Уровни оценивания, баллы |
3.1. Возможности дифференциации обучения | - разноуровневость заданий (0-10) |
3.2. Организация учебной деятельности ученика | - наличие различных видов заданий (0-10); - возможность использования учебника учеником для |
самостоятельной работы (0-10); - наличие заданий для самостоятельной работы ученика (0-10) | |
3.3. Формирование приемов умственной деятельности | - использование общенаучных методов познания, обобщения, умения выделять главное (0-10) |
3.4. Возможность преемственности различных учебников | - наличие (0-10); - отсутствие (0-10) |
3.5. Формирование мотивационной сферы ученика | - цели (0-10) |
4. Воспитательная и мировоззренческая функции | |
Оценка | Уровни оценивания, баллы |
4.1. Воспитание, направленное на материальные общественные отношения | - экологическое; - воспитание здорового образа жизни |
4.2. Духовное воспитание | - эстетическое; - нравственное; - патриотическое |
4.3. Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда | - структурность изложения (0-10); - наличие пояснений по работе с учебником; ди-дактическим материалам (0-10); - постановка дидактической задачи или проблемы (0-10) |
Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать, а это связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Стратегическое планирование - один из главных факторов успеха.
6. Традиционная и современная образовательные парадигмы.Парадигма образования - совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее ("прогрессивные") или обращенные в прошлое ("классические"). Термин "классическая" обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. "Прогрессивные" предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет.
Отличия новой парадигмы образования и классической [2]
Критерии | Классическая парадигма | Новая, неклассическая парадигма |
Основная цель образования | Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду | Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности |
Человек | Простая система | Сложная система |
Знания | Из прошлого («школа памяти») | Из будущего («школа мышления») |
Образование | Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков | Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры |
Учащийся | Объект педагогического воздействия, обучаемый | Субъект познавательной деятельности, обучающийся |
Отношения педагога и учащегося | Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося |
Вид деятельности учащегося | «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого | «Активная», творческая деятельность обучающегося |
В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе».