Ясли для детей с нарушениями речи
В специализированные ясли направляются начиная с 2—3-летнего возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие.
На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из истории болезни ребенка, заключение психоневролога, характеристика, составленная логопедом и воспитателем (если ребенок посещал детское учреждение), справка с места жительства, справка с места работы родителей.
В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением медицинского персонала.
Противопоказания к зачислению:
а) выраженная умственная отсталость;
б) судорожные припадки;
в) грубые нарушения двигательной сферы;
г) активные формы туберкулеза;
д) заразные кожные и инфекционные заболевания.
В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное учреждение соответствующего профиля.
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста
Примечание. Специальные детские сады, ясли-сады и группы могут быть с дневным и недельным пребыванием ребенка.
Контрольные вопросы
1. Какой характер носила логопедическая помощь в дореволюционное время?
2. Какие изменения в организации специальной помощи аномальным детям произошли в первые годы Советской власти?
3. Как организована логопедическая помощь детям в системе просвещения и здравоохранения в настоящее время?
4. Как осуществляется отбор в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи?
Контрольные задания
1. Перечислите противопоказания к зачислению в детские сады для детей с нарушениями речи.
2. Раскройте задачи стационара и полустационара при детских больницах.
3. Расскажите о функциях детского санатория и сурдологического кабинета при детской поликлинике.
4. Составьте схему логопедической помощи дошкольникам в СССР.
Литература
Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М.. 1968.
Методические рекомендации к инструкции по прием детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М., 1987. Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гринцшун. — М., 1969.
Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.
Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. — М., 1970.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.. 1987.