Глава 2. обретение на признание
Введение
В настоящей главе мы рассмотрим второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками, на протяжении которого Российское государство и общество шли к осознанию ответственности за социальную опеку инвалидов и первому признанию возможности обучения глухого и слепого ребенка. Напомним, в европейской истории нижняя граница второго периода датируется XIII веком — временем открытия королевских приютов для слепых воинов в Баварии и Франции. В России нижний рубеж периода — конец XVII — начало XVIII столетия. Принципиальное изменение государственной политики в отношении калек и убогих заложили многочисленные указы Петра I об искоренении нищенства и о запрете подаяния, указы об открытии в губернских городах госпиталей, богаделен и сиропитательных домов, о запрете умерщвления незаконнорожденных младенцев. Завершается второй период признанием российской верховной властью своей ответственности за социальную опеку инвалидов и разрешением учить глухих и слепых детей.
Дабы пройти путь от открытия первых королевских приютов до создания отлаженной системы светского частно-государственного призрения, отторжения глухонемых папой и королевским судом до организации их обучения и принятия в лоно церкви, от признания за калекой права на жизнь до мысли о праве ребенка — инвалида по слуху или зрению на обучение грамоте и возникновению городских и королевских учебных заведений для глухих и слепых западным государствам потребовалось около пяти веков. (В Северной и Центральной Европе процесс шел быстрее, в Южной Европе — медленнее.) Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских соседей, формально завершила его в сопоставимые сроки — первые училища для глухих и слепых детей, финансируемые из государственной казны, появились в отечестве в начале XIX столетия. По этому показателю Россия вошла в группу лидеров, опередив большинство стран Центральной и Южной Европы. Чтобы понять, как и почему это случилось, необходимо познакомиться прежде всего с хронологией событий политической, экономической и культурной жизни, в контексте которых произошли столь заметные изменения в жизни интересующих нас людей.
Хронологические ориентиры (1725—1807)
1702 г.Петр Великий умирает, не успев назначить наследника.
1703 г.Указ о слиянии в целях экономии арифметических (светских) и епархиальных (духовных) школ.
Указ «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам».
1704 г.Царский двор возвращается в Москву.
1709 г.Пожар уничтожает Немецкую слободу в Москве.
1730—1740 гг.Правление Анны Иоанновны:
1713дворянам разрешено обучать детей на дому, приглашать иностранных учителей; часть дворянских детей получает образование за границей;
1714архиерейские школы преобразуются в духовные семинарии, где принудительно обязаны учиться дети духовенства;
1715учреждены иноверческие школы.
1710 г.Царский манифест осуждает предшествующие реформы, предписывает духовенству скрупулезно соблюдать церковные обряды.
1732 г.Цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) преобразованы в гарнизонные, они открываются при полках для обучения солдатских детей.
1733 г.Вводится обязательное крещение детей.
1733—1738 гг.Временно прервано обучение в Академическом университете (Санкт-Петербург).
1736 г.Принят закон, ограничивающий служебную повинность дворян и позволяющий одному из сыновей оставаться дома (в поместье).
1739 г.Во всех епархиях приказано открыть семинарии (к 1740 г. число их достигает 17).
Начало 40-х гг.Синод повелевает открыть малые (низшие) школы для детей духовенства при местных церквях.
1741 г. Указ «О непропуске нищих в Санкт-Петербург».
1742 г. Доклад профессора Г. Крафта об особенностях восприятия мира глухими.
1755 г. Открыт Московский университет.
1760 г. Открыт инвалидный дом для офицеров(Казань)
1762 г. Указ Петра III запрещает заточать сумасшедших в монастыри. Коронация Екатерины II.
1763 г. Опубликован проект И. И. Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома».
1764 г. Секуляризация церковных и монастырских земель, многие монастыри закрываются.
Указ о терпимом отношении к раскольникам.
Екатерина II делает себе прививку оспы, чтобы подать пример подданным.
Издан «Общий регламент по воспитанию детей обоего пола», в основу которого положены идеи Руссо (практического применения не нашел).
Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург).
Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой).
В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий.
1765 г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов(сумасшедших домов).
1766 г. Указ, запрещающий направлять сумасшедших в монастыри, опека буйных больных поручается полиции.
1770 г. Открытии второй Воспитательный дом(Санкт-Петербург, И. И. Бецкой).
1773 г.ВПетербург по приглашению Екатерины IIприезжает Д. Дидро, ему поручают составить программу реформ для России.
1775 г.Учреждено новое административное разделение империи на 50 губерний и уездов.
Созданы раздельные суды для дворян, граждан, государственных крестьян. Крепостные крестьяне остаются в полной зависимости от хозяев.
Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды.
1776 г.Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород). Открыта первая благотворительная больница, при ней психиатрическое отделение и богадельня для безнадежно больных (Москва, Екатерининская).
1780 г.Екатерина IIпосылает ценный подарок аббату Сикару в знак признания его сурдопедагогических успехов.
X. Кратценштейн пытается создать аппарат для постановки звуков у глухих.
1782 г.Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призрения для российских губерний).
1785 г.Жалованная грамота дворянству определяет статус дворянина, его права, вольности и привилегии, дворяне освобождены от обязательной военной и гражданской службы. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» делит горожан на 6 категорий: владельцы недвижимого имущества;
купцы (разделены на три гильдии по размерам капитала); цеховые ремесленники;
посадские, живущие промыслами или работающие на себя; именитые граждане (люди свободных профессий); иногородние и иностранные гости.
Открыт смирительный дом (Москва).
1788 г.Манифест о присоединении к России Крыма.
1790 г.Опубликовано «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. И. Радищев). Автор арестован, осужден и сослан в Сибирь.
1792—1796 гг.Опубликован трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе.
1795 г.Третий раздел Польши, Россия получает Курляндию.
1796 г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспитательных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомство (ВУИМ) становится особой структурой народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
1798 г.Запрещен ввоз в Россию французских книг.
1800 г.Запрещен ввоз в Россию любых иностранных книг.
1801 г. Вступление на престол Александра I.Начало либеральных акций, в том числе амнистия политических заключенных, открытие границ, разрешение ввоза иностранных книг.
1802 г. Реорганизация государственного аппарата: учреждено Министерство народного просвещения.
Открыто частное училище для глухих (Рига, Курляндия).
1803 г.Реорганизована система народного просвещения: введено 6 учебных округов;
установлено 4 вида учебных заведений: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты; принят устав учебных заведений Российской империи.
1804 г.Основан Педагогический институт (Санкт-Петербург).
1805 г.Открыта школа для глухих (Вильно, Польша; епископ Непомук-Коссаковский).
Сентябрь 1806 г.Приезд в Россию тифлопедагога Валентина Гаюи.
1806 г.Волею императрицы Марии Федоровны (вдовствующей супруги Павла I) основано первое в России учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск).
1807 г.Открыта первая школа для слепых (Санкт-Петербург, Гаюи).