Глава 2. обретение на признание

Введение

В настоящей главе мы рассмотрим второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками, на протяжении которого Российское государство и общество шли к осознанию ответственности за социальную опеку инвалидов и первому признанию возможности обучения глухого и слепого ре­бенка. Напомним, в европейской истории нижняя граница второго периода датируется XIII веком — временем открытия королевских приютов для слепых воинов в Баварии и Франции. В России ниж­ний рубеж периода — конец XVII — начало XVIII столетия. Прин­ципиальное изменение государственной политики в отношении калек и убогих заложили многочисленные указы Петра I об иско­ренении нищенства и о запрете подаяния, указы об открытии в гу­бернских городах госпиталей, богаделен и сиропитательных домов, о запрете умерщвления незаконнорожденных младенцев. Заверша­ется второй период признанием российской верховной властью своей ответственности за социальную опеку инвалидов и разрешением учить глухих и слепых детей.

Дабы пройти путь от открытия первых королевских приютов до создания отлаженной системы светского частно-государствен­ного призрения, отторжения глухонемых папой и королевским судом до организации их обучения и принятия в лоно церкви, от признания за калекой права на жизнь до мысли о праве ребен­ка — инвалида по слуху или зрению на обучение грамоте и возник­новению городских и королевских учебных заведений для глухих и слепых западным государствам потребовалось около пяти веков. (В Северной и Центральной Европе процесс шел быстрее, в Южной Европе — медленнее.) Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских сосе­дей, формально завершила его в сопоставимые сроки — первые училища для глухих и слепых детей, финансируемые из государст­венной казны, появились в отечестве в начале XIX столетия. По этому показателю Россия вошла в группу лидеров, опередив боль­шинство стран Центральной и Южной Европы. Чтобы понять, как и почему это случилось, необходимо познакомиться прежде всего с хронологией событий политической, экономической и культур­ной жизни, в контексте которых произошли столь заметные изме­нения в жизни интересующих нас людей.

Хронологические ориентиры (1725—1807)

1702 г.Петр Великий умирает, не успев назначить наследника.

1703 г.Указ о слиянии в целях экономии арифметических (светских) и епархиальных (духовных) школ.

Указ «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам».

1704 г.Царский двор возвращается в Москву.

1709 г.Пожар уничтожает Немецкую слободу в Москве.

1730—1740 гг.Правление Анны Иоанновны:

1713дворянам разрешено обучать детей на дому, приглашать иностранных учителей; часть дворянских детей получает об­разование за границей;

1714архиерейские школы преобразуются в духовные семина­рии, где принудительно обязаны учиться дети духовенства;

1715учреждены иноверческие школы.

1710 г.Царский манифест осуждает предшествующие рефор­мы, предписывает духовенству скрупулезно соблюдать цер­ковные обряды.

1732 г.Цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) преобразованы в гарнизон­ные, они открываются при полках для обучения солдатских детей.

1733 г.Вводится обязательное крещение детей.

1733—1738 гг.Временно прервано обучение в Академическом университете (Санкт-Петербург).

1736 г.Принят закон, ограничивающий служебную повинность дворян и позволяющий одному из сыновей оставаться дома (в поместье).

1739 г.Во всех епархиях приказано открыть семинарии (к 1740 г. число их достигает 17).

Начало 40-х гг.Синод повелевает открыть малые (низшие) школы для детей духовенства при местных церквях.

1741 г. Указ «О непропуске нищих в Санкт-Петербург».

1742 г. Доклад профессора Г. Крафта об особенностях восприятия мира глухими.

1755 г. Открыт Московский университет.

1760 г. Открыт инвалидный дом для офицеров(Казань)

1762 г. Указ Петра III запрещает заточать сумасшедших в монастыри. Коронация Екатерины II.

1763 г. Опубликован проект И. И. Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома».

1764 г. Секуляризация церковных и монастырских земель, многие монастыри закрываются.

Указ о терпимом отношении к раскольникам.

Екатерина II делает себе прививку оспы, чтобы подать при­мер подданным.

Издан «Общий регламент по воспитанию детей обоего по­ла», в основу которого положены идеи Руссо (практического применения не нашел).

Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург).

Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой).

В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий.

1765 г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов(сумасшедших домов).

1766 г. Указ, запрещающий направлять сумасшедших в монастыри, опека буйных больных поручается полиции.

1770 г. Открытии второй Воспитательный дом(Санкт-Петербург, И. И. Бецкой).

1773 г.ВПетербург по приглашению Екатерины IIприезжает Д. Дидро, ему поручают составить программу реформ для России.

1775 г.Учреждено новое административное разделение импе­рии на 50 губерний и уездов.

Созданы раздельные суды для дворян, граждан, государст­венных крестьян. Крепостные крестьяне остаются в полной зависимости от хозяев.

Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сирот­ских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды.

1776 г.Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород). Открыта первая благотворительная больница, при ней психиатрическое отделение и богадельня для безнадежно боль­ных (Москва, Екатерининская).

1780 г.Екатерина IIпосылает ценный подарок аббату Сикару в знак признания его сурдопедагогических успехов.

X. Кратценштейн пытается создать аппарат для постановки звуков у глухих.

1782 г.Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призре­ния для российских губерний).

1785 г.Жалованная грамота дворянству определяет статус дво­рянина, его права, вольности и привилегии, дворяне осво­бождены от обязательной военной и гражданской службы. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» делит горожан на 6 категорий: владельцы недвижимого имущества;

купцы (разделены на три гильдии по размерам капитала); цеховые ремесленники;

посадские, живущие промыслами или работающие на себя; именитые граждане (люди свободных профессий); иногородние и иностранные гости.

Открыт смирительный дом (Москва).

1788 г.Манифест о присоединении к России Крыма.

1790 г.Опубликовано «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. И. Радищев). Автор арестован, осужден и сослан в Сибирь.

1792—1796 гг.Опубликован трактат «О человеке, о его смерт­ности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе.

1795 г.Третий раздел Польши, Россия получает Курляндию.

1796 г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспита­тельных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомст­во (ВУИМ) становится особой структурой народного просве­щения, здравоохранения, социального обеспечения.

1798 г.Запрещен ввоз в Россию французских книг.

1800 г.Запрещен ввоз в Россию любых иностранных книг.

1801 г. Вступление на престол Александра I.Начало либераль­ных акций, в том числе амнистия политических заключенных, открытие границ, разрешение ввоза иностранных книг.

1802 г. Реорганизация государственного аппарата: учреждено Министерство народного просвещения.

Открыто частное училище для глухих (Рига, Курляндия).

1803 г.Реорганизована система народного просвещения: введено 6 учебных округов;

установлено 4 вида учебных заведений: приходские учили­ща, уездные училища, губернские гимназии, университеты; принят устав учебных заведений Российской империи.

1804 г.Основан Педагогический институт (Санкт-Петербург).

1805 г.Открыта школа для глухих (Вильно, Польша; епископ Непомук-Коссаковский).

Сентябрь 1806 г.Приезд в Россию тифлопедагога Валентина Гаюи.

1806 г.Волею императрицы Марии Федоровны (вдовствующей супруги Павла I) основано первое в России учебное (опыт­ное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск).

1807 г.Открыта первая школа для слепых (Санкт-Петербург, Гаюи).

Наши рекомендации