Выявление степени развития или недостаточности отдельных составляющих интеллектуальной сферы позволяет научно обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию.

Качества ума

google_ad_client = "ca-pub-9792068973867588"; google_ad_slot = "2665813953"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.

Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.

Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью, с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность — характерная особенность критического ума. Критический ум — дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

Самостоятельность и критичность ума — необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум — строго логический ум.

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.

Уровень мышления и качества ума
Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов, ее составляющих. Для этого существуют средства психологической и педагогической диагностики. В процессе обучения непосредственно применяется педагогическая диагностика, а в специальных лабораторных условиях, или во внеучебное время - психологическая. Здесь мы рассматриваем возможности педагогической диагностики, к которой относятся методы наблюдения, небольшие тесты в виде вопросов, задач и заданий, педагогические ситуации, анализ результатов учебной деятельности школьника. Приведем примеры применения педагогической диагностики интеллектуальной сферы. Для выявления уровня сформированности мышления много информации почерпнет учитель с помощью целенаправленного наблюдения: по тому, как рассуждает учащийся, какие задает вопросы, как на них отвечает, как выполняет те или иные задания, можно судить о его видах и типах мышления и об уровнях их развития. Наблюдение дает первое представление (зачастую субъективное - webpolyglot.ru) об изучаемом качестве; чтобы повысить его объективность, необходимо применять другие диагностические методики. Например, чтобы проверить способность школьника к теоретическому мышлению, нужно предложить ему раскрыть смысл любых пословиц. Еще лучше - провести тестирование на выявление интеллектуальных способностей: продиктовать пословицу и попросить быстро, за 40-60 секунд, письменно ответить, что она означает. После ответа на 30-50 пословиц обработать результаты и оценить следующим образом: 100% адекватных ответов - 9 баллов, 95% - 8, 90% - 7, 80% - 6, 70% - 5, 60% - 4, 50% - 3, 40% - 2, 30% - 1. Норме соответствуют результаты тестирования, лежащие в пределах от 2 до 9 баллов, патологии - 1 балл. Если тестируемый наберет от 7 до 9 баллов - отлично; 5 или 6 - хорошо, 3-4 балла соответствуют удовлетворительному состоянию, 2 балла означают минимальную норму. Качества ума выявляются аналогично: наблюдение, тестирование, анализ выполненных заданий. Например, чтобы выявить сообразительность и гибкость мышления, а самое главное, продемонстрировать школьникам, что это такое, полезны такие небольшие тесты. Учитель обращается к классу: «Проверим вашу сообразительность. Нужно очень быстро (за минуту-полторы) найти решение задачи». На доске вычерчивается следующая фигура: на горизонтальном отрезке как диаметре чертится полуокружность, затем на каждом из горизонтальных радиусов как диаметрах чертятся еще две полуокружности: одна вверх, другая вниз. Полученную фигуру требуется разделить на две равновеликие фигуры так, чтобы они при наложении друг на друга совпали. На выполнение задания отводится не более полутора минут, задание дается всему классу одновременно. Примерно через полторы минуты решение приводится на доске: внутри фигуры есть еще один вертикальный радиус - на нем строится полуокружность и получаются две равновеликие фигуры. Второе задание: в течение полутора минут любыми линиями разделить квадрат без одной четвертинки на четыре равновеликие фигуры. Наконец, последняя задача: нужно в течение полутора минут разделить полный квадрат на пять равновеликих фигур. Как показывает опыт, эту задачу все решают очень старательно, очень долго и, как правило, безуспешно (в отведенное время). Анализ теста проводится совместно с классом: во-первых, обнаруживается, что очень мало сообразительных, во-вторых, на примере этого теста легко понять, что такое гибкость мышления: последняя задача не представляет ни для кого трудности, если ее решать первой, но она оказывается трудной после решения первых двух задач. Как видим, приведенный тест помогает выяснить, у кого из школьников есть такие качества ума, как сообразительность и гибкость. Можно воспользоваться более легким тестом: 1. Даны три сосуда объемом 21, 127, 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить 100 л жидкости? 2. Аналогично: 17, 133, 1 л. Как получить 100 л? 3. Аналогично: 23, 40, 3 л. Как получить 20 л? Методика применения этого теста такая же, как и в предыдущем случае. Многие тесты определяют степень развития того или иного компонента интеллектуальной сферы. Но не создано еще интегральной диагностики, которая бы помогла дать общее представление об уровне развития данной сферы в том или ином возрасте - webpolyglot.ru. Наиболее адекватным показателем интеллектуального развития школьников является определение уровня развития теоретического (абстрактного, словесно-логического) мышления. Для массового (фронтального) исследования умственного развития школьников Н. Вайзманом было составлено задание из нескольких тестов, на которые учащиеся должны были ответить в течение урока. По ответам учащихся можно судить о развитии у них теоретического мышления. Приводим содержание этого задания. 1. Что такое? Что это значит? Как ты понимаешь? Кошка, Ракета, Велосипед, Барометр, Север, Классная дама, Барышник, Холодильник, Чиновник, Насмешка, Неприятность, Знамя, Родина. 2. Какая разница между: скупостью и бережливостью, птицей и самолетом, солнцем и луной, рекой и озером. 3. В данных словах буквы написаны в беспорядке. Не прибавляя и не опуская буквы, напишите слова правильно: катсан, угбама, шкаач. 4. Выпишите все слова из колонки тремя группами по три слова в группе таким образом, чтобы в каждой группе было что-либо общее:
- плавать - орел - бегать - чешуя - овца - летать - перья - карась - шерсть

5. В каком смысле употребляют эти выражения?

- пламенная речь; тяжелый человек; заячья душа; не все золото, что блестит.

6. Заполни недостающие буквы в следующих словах:

Р-СА, Ш-ЛО, К-М-НЬ, Б-Р-Н, П-РТ--ЛЬ, Г-Л-Т-К, С-Р-Н-, Т--Ш-Р.

7. Заполни пропуски в этих числовых рядах:

27 24 23 20 - - 15 12 11 8

3 - 6 7 14 - - 31 62 63 126

8. Каков средний рост взрослого человека? Чем объясняется смена дня и ночи? Почему нефть плавает на воде?

9. Коля и Миша играют в фантики. У каждого было по 27 фантиков. Они договорились, что в конце каждой игры проигравший будет оставлять выигравшему одну треть того, что он (проигравший) имеет. Коля выиграл первые три игры. Сколько фантиков было у Миши к началу четвертой игры?

10. Даны две фразы. Надо сделать из них вывод:

- Все металлы - проводники электричества. Медь - металл. Следовательно ...
- Некоторые грибы ядовиты. Все грибы растения. Следовательно ...
- Все белки имеют в своем составе азот. Это вещество не содержит азота. Следовательно ...

11. Напиши противоположные понятия:

- Высокий ...
- Храбрость ...
- Внутренний ...
- Сомнение ...
- Помнить ...
- Осуждать ...

Ответы оцениваются по 3-балльной шкале: 3 балла за ответ с выделением всех существенных признаков, 2 балла за ответ с выделением некоторых существенных признаков, 1 балл за ответ на основе случайных признаков, 0 баллов за неверный ответ или отсутствие ответа.

Проанализируем содержание задания. В первом задании необходимо дать определение понятия. По ответам школьников можно судить о степени отвлечения и обобщения. Во втором - требуется сравнить и дать различие понятий. В третьем - выявляется способность выделения частей понятия, связей между ними, соединение их в целое на основе этих связей. В четвертом - классифицируются понятия с выделением общих существенных признаков. В пятом - требуется объяснить переносный смысл метафор и пословиц. По ответам учащихся на задания 1-5 можно судить о развитии у них навыков словесно-логического, абстрактного мышления.

Содержание шестого, седьмого, девятого заданий предназначено для исследования способности установления связей и закономерностей. Вопросы в восьмом задании отражают общее представление о развитии школьника, багаж его знаний об окружающем мире. В десятом - при решении задачи выявляется качество логического мышления как интегративного показателя. В одиннадцатом - учащиеся решают силлогизмы. Решение силлогизмов позволяет диагностировать степень умственной отсталости.

Для диагностирования других компонентов интеллектуальной сферы существуют аналогичные методики.

Диагностика интеллектуальной сферы позволяет получить представление об особенностях ее развития у каждого человека. В специальных исследованиях учеными получены данные о типичных, характерных для определенного возраста или категории людей, особенностях развития отдельных компонентов интеллектуальной сферы - webpolyglot.ru. В школьной практике обычно учителя ориентируются на эти данные и не всегда считают нужным обращаться к педагогической диагностике для уточнения индивидуальных особенностей интеллектуального развития школьников (тем более, что в учебных заведениях начинает все шире распространяться сеть психологической службы). Однако именно педагогическая диагностика поможет учителю определить наиболее точно достоинства или недостатки в развитии интеллектуальной сферы каждого ребенка благодаря систематическому взаимодействию с ним в педагогическом процессе.

Выявление степени развития или недостаточности отдельных составляющих интеллектуальной сферы позволяет научно обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию.

 

Решение математических задач как один из способов развития качеств ума.

Содержание:

1. Введение

2. Ум

1. Важные качества ума

2. Развитие ума на уроке

3. Задача

1. Развитие ума через математическую задачу

4. Рекомендации

Введение.

Не хочется начинать эту работу, как и большинство современных работ, но согласно новым ФГОС, перед каждым учителем стоит задача развития качеств ума и памяти школьников. Как ни странно, не все понимают, как грамотно вписать это в программу и зачем вообще это делать.

Требования к выпускнику, к сотруднику, к личности сейчас таковы, что несмотря на весь профессионализм и красноречие, человек должен обладать такими качествами как гибкость ума, критичность, быстрота мысли.

Тут же возникают вопросы: «А где этому учат? Как понять обладаю ли я этими качествами?». Как выяснилось, этому должны учить в школе! Как? Сейчас мы попробуем в этом разобраться на примере преподавания математике.

Требования к математической подготовке школьников стали достаточно серьезными. Уровень знаний школьников по математике – невысокий, и это можно объяснить многими причинами, среди которых загруженность содержательной части учебной программы по предмету. Все это не дает учителю возможность сформировать необходимые навыки по предмету, а вместо них учитель в состоянии довести часть школьников лишь до уровня умения, что в свою очередь ведет к тому, что спустя незначительное время школьники не в состоянии решить типовые задания по уже пройденному материалу. Поэтому, в первую очередь, чтобы достичь хорошего уровня знаний у обучающихся по предмету, учителю стоит приступить к развитию качеств ума и памяти школьников.

Ум

Как сказал, Барон Мюнхгаузен в произведении «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо — это ещё не признак ума». Поэтому предлагаю выяснить, а что вообще из себя представляет ум.

Изучив несколько словарей и обобщив информацию, можно сделать вывод, что:

Ум - способность думать и находить решение жизненных задач, видеть и предугадывать последствия своих действий.

Умный человек - это человек, думающий, пользующийся своими способностями и имеющий для этого необходимые знания.

Думать - понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы.

В современном понимании умный человек - это тот, кто много знает, но это не верное предположение, поскольку умный - не то же самое, что образованный. В обществе сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать точные науки, образованный, интересующаяся многими вещами, от экономики и политики до эзотерики, никогда не идущий вслед за мнением общества, а имеющий свое мнение. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти, о его стремлении что-то узнать, но ни о чем больше. Умным же, корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения, которые в большинстве случаев приводят к правильному результату.

Важные качества ума

Среди наиболее важных качеств ума следует отметить:

  • Глубину мысли
  • Качеством
  • Широту мысли
  • Гибкость ума
  • Критичность ума

Глубина мысли - умение проникнуть в сущность труднейших вопросов теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть дальнейший ход событий.

Широта мысли - заключается в способности охватить вопрос в целом, когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с ним связано, и в то же время не упускают из виду детали процесса или явления.

Гибкость ума - умение пересматривать свои выводы и решения в зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении задачи, предвзятых мнений.

Критичность ума - умение не принимать на веру любое положение, а подвергать его критическому рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его.

Можно указать еще на такие качества ума, как быстрота и самостоятельность мышления. Все эти особенности имеют большое значение в мыслительной деятельности.

Развитие умственных качеств человека зависит от приобретенных знаний. Но нельзя ставить ум и знания на одну ступень, ведь можно иметь много знаний, но не уметь применять их. Большую роль играет возможность человека соединить ум с готовностью применять свои умственные силы в полезной деятельности.

Для умного человека характерно умение привести знания в систему, чтобы ими можно было пользоваться. Недаром К. Д. Ушинский назвал ум хорошо организованной системой знаний.

Развитие ума на уроке.

Чтобы умнеть, нужно учиться. Первым институтом развития ума является школа. Обучение в школе способствует ученическому познанию, но к сожалению, есть риски того, что умный в процессе учебы умнеет, глупый так и остается на своей ступени развития. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей, при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум – требует постоянной тренировки, иначе как натянутая пружинка, все вернется на свои места.

На уроке учителю необходимо развивать все качества ума. Мы подобрали некоторые рекомендации для их развития. Так, для развития гибкости умана уроке рекомендуется:

  • применять упражнения, в которых встречаются взаимно об­ратные операции;
  • решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами;
  • применять переформулировки условия задачи;
  • учить переключению с прямого хода мыслей на обратный;
  • учить тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять в конкретной задаче и т.д.

Для развития глубины ума на уроке надо обучить:

  • выделять главное в задаче;
  • выделять существенные признаки понятия;
  • вычленять ведущие закономерные отношения явлений;
  • отделять главное от второстепенного, уметь извлекать из тек­ста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится «между строк»;
  • видеть главные причины происходящего, объяснять их сущ­ность и т.д.

Для развития широты мысли на уроке надо обучить:

- обобщать знания и переносить их на нейтральные, другие случаи.

Для развития критичности ума на уроке надо обучить:

- реально оценивать, проверять результат решения, анализ поставленного вопроса и полученного результата.

Для того чтобы развить эти качества, необходимо так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы они сами познавали новое. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

Поэтому, для развития данных качеств ума на уроке математике, лучше всего подходят задачи.

Задача

Задача представляет собой ситуацию, которая содержит в себе некий вопрос, ответ на который надо найти, решив проблему.

Решение задач – это умственная работа, которая способствует развитию интеллекта школьника. Чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что они из себя представляют, в чем их суть, и их составляющие части.

Например, формулировка любой задачи состоит из нескольких утверждений и требований. Утверждения задачи называют условиямизадачи. Обычно в задаче не одно условие, а несколько независимых элементарных условий. Требование задачи состоит в том, что нужно найти. Оно формулируется в виде вопроса. Весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:

1-й этап – анализ задачи;

2-й этап – схематическая запись задачи;

3-й этап – поиск способа решения задачи;

4-й этап – осуществление решения задачи;

5-й этап – проверка решения задачи;

6-й этап – исследование задачи;

7-й этап – запись ответа задачи;

8-й этап – анализ решения задачи.

Текстовые задачи можно условно разбить на следующие типы задач:

1. задачи «на движение»;

2. задачи «на совместную работу»;

3. задачи «на планирование»;

4. задачи «на зависимость между компонентами арифметических действий»;

5. задачи «на проценты»;

6. задачи «на смеси»;

7. задачи «на разбавление»;

8. задачи «с буквенными коэффициентами»;

9. задачи «на оптимальное решение» (т. е. на нахождение экстремума функции);

10. геометрические задачи;

11. другие виды задач.

Наши рекомендации