Массовые гимнастические выступления

История массовых гимнастических выступлений начинается с Всесокольских слетов, которые стали проводиться в Чехослова­кии с 1882 г. На первом слете вольные упражнения демонстриро­вали 700 участников, в дальнейшем число участников возрастало.

В 1948 г. на II слете в Праге впервые принимали участие совет­ские гимнасты. Они произвели на зрителей сильное впечатление, поскольку это было необычное для сокольских традиций целе­устремленное, динамичное, высокоспортивное и оригинальное выступление с применением легких комбинированных снарядов. В дальнейшем наш отечественный опыт был использован за ру­бежом — во Франции на празднике газеты «Юманите», на Кубе, в Египте, ряде других развивающихся стран, где подготовкой ру­ководили наши специалисты.

Характерным для Сокольских слетов являлось, во-первых, от­сутствие четкой взаимосвязи между отдельными номерами про­граммы (каждая группа гимнастов выступала как бы самостоя­тельно — по принципу концерта). Во-вторых, главное внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле массой высту­пающих участников. При этом зрелищность достигалась главным образом сменой красок, создаваемой преобладанием костюмов того или иного цвета, или четким, наиболее простым изменением рисунка в результате быстрого перестроения участников.

В СССР массовые гимнастические выступления стали прово­диться с первых лет советской власти. В 1919 г. на физкультурном празднике Всевобуча были продемонстрированы вольные упраж­нения, фигурная маршировка и др. В дальнейшем гимнастические выступления стали постоянно сопутствовать крупным праздни­кам и парадам. В первом физкультурном параде в 1924 г. участвова­ли 5 тыс. физкультурников, а в общемосковском параде 1927 г. — 12 тыс.

Начиная с 1927 г. физкультурные парады проводились ежегод­но, первоначально в Москве, а затем в Ленинграде и союзных республиках.

Наибольших успехов в творческих разработках сценариев физ­культурных праздников тех лет достиг Московский институт фи­зической культуры; с 1935 г. сценарии физкультурных праздников разрабатывались и в Ленинградском институте физической куль­туры им. П.Ф.Лесгафта. Студенты демонстрировали свое мастер­ство на Дворцовой площади в майские и ноябрьские праздники.

С 1937 г. в Москве стали проводиться всесоюзные физкультур­ные парады под девизом смотров-отчетов о состоянии и уровне развития физкультуры и спорта. Каждая республика представляла свой вариант выступлений, который должен был отражать состо­яние и уровень развития спорта. Продолжительность выступлений

не регламентировалась. В дальнейшем подготовка парадов прово­дилась по общему сценарию. Это привело к ограничению времени для каждой делегации и к изменению подходов к построению гимнастических выступлений. Спортивные организации союзных республик, подчиняясь предъявляемым требованиям, стали вно­сить в содержание выступлений черты национальной физической культуры.

Наиболее красочные выступления в предвоенные годы демон­стрировали делегации Белоруссии и институты физкультуры Москвы и Ленинграда. Огромный интерес молодежи к физкуль­турным праздникам превратился в смотры дружбы между наро­дами СССР.

Наиболее запоминающимися были выступления в Москве на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. Праздники открытия и закрытия Олимпиады-80, Игр Доброй Воли 1986 г., Всемирных юношеских игр в Москве 1998 г. буквально поразили миллионы людей всей планеты своим величием, гимнастической направленностью, продемонстрировали гостеприимство и миро­любие нашего народа, массовость спорта, разнообразие и высо­кий уровень национальных культур, дружбу между народами, высокое организационное мастерство руководителей физкульту­ры и спорта.

В последнее время наиболее популярными развлекательными мероприятиями становятся шоу, где соединяются многие виды искусств и спортивные элементы.

Спортивные праздники и гимнастические выступления способ­ствуют формированию личности человека, \ его гармоническому развитию. Они служат прекрасным средством общения людей, имеют большое агитационное значение в приобщении школьни­ков и их родителей к регулярным занятиям физическими упраж­нениями, спортом, активно влияют на духовный мир участников выступлений и зрителей, создают возможности для решения мно­гих воспитательных задач~\Цинамика и острота борьбы за первое место в спортивном состязании, эстетическое наслаждение от массовых гимнастических выступлений объединяют школьников, учителей и родителей и тем самым способствуют решению педа­гогических задач: воспитанию сознательного отношения к физи­ческой культуре, дисциплинированности, чувства коллективизма

и др.

Спортивные праздники школьников, как правило, посвяща­ются знаменательным датам, подведению итогов спортивного года, открытию и закрытию пионерского лагеря, соревнованиям типа «Папа, мама и я — спортивная семья» и др. Они могут проводить­ся на стадионе, спортивной площадке, водоеме или в спортив­ном зале. И начинаются они, как правило, с марш-парада (смот­ра строя и песни). Затем проводятся [массовые гимнастические

выступления с включением элементов акробатики, художествен­ной гимнастики и народных танцев. Организуются соревнования между командами по волейболу, баскетболу, футболу, перетяги­ванию каната, проводятся показательные выступления борцов, боксеров, фехтовальщиков и представителей других видов спорта.

Содержание массовых физкультурных праздников зависит от их смыслового предназначения, от условий и места проведения, от контингента и подготовленности участников, от материальных возможностей и творческих способностей организаторов празд­ника.

Исходя из предназначения и содержания физкультурного празд­ника разрабатывается программа. Для ее отдельных номеров со­ставляются специальные упражнения. В соответствии с раскрыти­ем темы праздника подбирается музыкальное оформление. Жела­тельно, чтобы оно соответствовало возрастным возможностям участников выступления, было эмоциональным по содержанию, с четким ритмическим рисунком. Яркая жизнерадостная музыка способствует установлению активного контакта участников выс­тупления со зрителями.

Вольные упражнения для массовых выступлений составляются из движений, удобных для согласованного выполнения участни­ками выступления. Они должны быть зрелищными, поддающи­мися элементам театрализации.

Практика проведения физкультурных праздников показала, что наиболее доступными для выполнения младшими школьниками и зрелищными являются вольные упражнения с флажками, с боль­шими разноцветными мячами, лентами и детскими зонтиками. Для девочек среднего и старшего возраста доступны достаточно сложные и красивые упражнения типа ритмической гимнастики, упражнения с лентами, скакалками, обручами и др. Для юношей этого же возраста могут быть применены упражнения с гимнасти­ческими палками, гантелями, шестами, канатами, а также с ис­пользованием элементов акробатики. Украшением праздников все­гда были хороводы, народные танцы и пирамиды, построенные с применением легких конструкций.

Подготовка и проведение массовых выступлений включают ряд последовательно выполненных мероприятий: составление програм­мы и сценария, подбор музыкального оформления, составление и изучение комплексов упражнений, танцевальных комбинаций, проведение сводных и генеральных репетиций, проведение празд­ника и подведение итогов.

Подготовка праздника в школе и лечебно-оздоровительном ла­гере начинается с создания оргкомитета (штаба). В его состав вклю­чаются лица, способные успешно решать хозяйственные, органи­зационные и творческие задачи, связанные с подготовкой и про­ведением праздника.





Разработка сценария основывается на имеющихся в распоря­жении организаторов праздника условиях (стадион, площадки и др.), средствах (инвентарь, снаряды, разнообразие и цвет спортив­ной формы), на подготовленности выступающих. В сценарий вхо­дит подробная разработка содержания предстоящего праздника и последовательность проведения всех намеченных номеров выступ­лений с учетом того, что к концу праздника зрелищность выступ­лений должна нарастать.

Обучение упражнениям и тренировка в их исполнении прово­дятся сначала с небольшими группами участников, затем по мере усвоения упражнений группы укрупняются. Среди участников вы­являются наиболее сообразительные и надежные исполнители, для того чтобы их можно было поставить на наиболее ответствен­ные места в общем строю. После отработки каждого номера про­граммы приступают к сводным репетициям, отрабатываются вы­ходы и уходы, уточняются ориентиры, сигналы руководителя, монтируются музыкальное оформление и дикторский текст. За­вершающим этапом подготовки является проведение генеральной репетиции всего будущего спортивного праздника. Желательно проводить ее в парадной форме, чтобы потом можно было подо­гнать форму под каждого участника.

После завершения спортивного праздника подводятся итоги, отмечаются участники, внесшие наибольший вклад в его подго­товку и проведение.

Глава 16. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Наши рекомендации