Гамма-джаз» струнный ансамбль

Струнного и музыкально-театрального отдела

БОУ ДОД «Детская школа искусств №7» г. Омска

«_______________________________________________»

Сцена оформлена тремя вертикальными полосами из прозрачного материала. Справа висит экран, на котором будут проходить слайды.

На сцену по очереди выходят чтецы.

Чтец (Салов Павел):

Мне снилась музыка...

Я звуки чистые ловил

На острия дрожащих веток,

Ко мне летели соловьи,

Сквозь вьюгу пущенные светом.

Мне снилась музыка...

Всё — музыка, в конце концов,

И, требуя проникновенья,

Возникло музыки лицо,

Ускорив ритм сердцебиенья.

Мне снилась музыка...

И потрясенная до дна,

Душа входила в пору таянья...

Мне снилась музыка. Она

Легко меняла очертания:

Как облако и как волна,

Как снежный день, как ночь слепая,

То сладостна, то солона,

То на изгибах зелена,

То золотисто-голубая

Мне снилась музыка... Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле.

Всё из неё происходило.

Мне снилась музыка...

(Владимир Лазарев «Мне снилась музыка»

(Посвящается Евгению Светланову))

Чтец (Джавадов Фамил):Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то… И всё-таки поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией. Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое.

(Юлия Волкова Арсентьева)

Чтец (Криворучко Юлия):

Ежедневно ежечасно,

Каждый миг существованья

Слышу музыки прекрасной

Я знакомое звучанье.

Вслушайся, она повсюду.

Слышишь, словно чьи-то руки

Из теченья наших судеб

Плавно извлекают звуки.

И в ушах звенящий ветер,

И полночных снов хрустальность,

Все, что только есть на свете,

Источает музыкальность.

Все, чем только еще можно

Чувств поджечь опасный порох,

И часы, что бьют тревожно,

И листвы спокойный шорох,,

И глубокое молчание

В ритм дождя, что бьет по крыше,

Это музыки звучанье.

Вслушайся и ты услышишь…

(Сергей Миронов «Музыка»)

Чтец (Зеленая Ксения):Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.

Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт. Другой, наоборот, выбился из «золушек» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга; что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем…

У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба.

Звучит музыка. Выходит ансамбль. Номер на ПФД. В конце они превращаются в Муз.

Музы берут в руки музыкальные инструменты

и встают за тканевые полосы. Муза по центру надевает парик и накидывает черную мантию.

Муза- Судья:Милостивые дамы и господа! Слушается дело «Виолы против скрипки». Одна из наших известных артисток жалуется на притеснения. Я предоставляю слово потерпевшей.

НОМЕР

Дворжак «Мелодия» (виолончель)

Муза - Виолончель:Мое происхождение достаточно известно. Я выросла в обществе самом благородном. Меня брали в руки князья и монархи. Вместе со своей подругой лютней, я аккомпанировала их пению и развлекала исполнением изящных пьес.

НОМЕР (виолончель) ????

Муза - Скрипка:Позвольте. Виола меня упрекает меня в плебейском происхождении! Только и она напрасно считает себя аристократкой. Мы с ней одного корня: наш прапрадед – фидель. Тот, что дал свое имя первым скрипачам.

НОМЕР

«Савка и Гришка» (скрипка)

Муза – Скрипка: В германии их так и звали – фидлерами, а во Франции – жонглерами и менестрнелями.

Муза- Виолончель:Но о скрипке тогда и не вспоминали…

НОМЕР

«Экосез» (виолончель)

Муза- Виолончель: Ее место было в лакейской или на лестнице. На пропитание эта особа зарабатывала, выступая на ярмарочных подмостках…

НОМЕР

«Рондо» (виолончель)

Муза - Скрипка:Да. Мы были бедняками и бродягами, не имели ни кола ни двора, только душу веселую и легкую, как песня…

НОМЕР

«Цыганенок» (скрипка)

Муза - Скрипка:Скитались по белу свету. Заходили иной раз в замок богатого синьора…

НОМЕР

«______________________» (скрипка)

Муза- Виолончель:Там, конечно, не то, что под вольным небом: и сыт каждый день, и одет не в заплаты, а в платье с господского плеча.

НОМЕР

«Алегретто» (скрипка)

Муза - Скрипка:Да только и ты сам себе не хозяин: играешь не когда захочешь – когда прикажут. Услаждаешь слух гостей и хозяев, веселишь их во время пиров и турниров…

НОМЕР

«Фокстрот» (скрипка)

Муза- Виолончель:Однако это тебе не помешало пробраться в дома порядочных людей и даже – страшно вымолвить! в королевский дворец. Правда, сперва на конюшню, где вместе с трубами и тромбонами сопровождала королевские охоты и увеселения…

Муза - Скрипка:Вот тут-то наши пути и разошлись. Фидель, оставшийся в замке, сдружился с лютней и превратился в виолу…

НОМЕР

«Крестьянин» (виолончель)

Муза - Скрипка:Ну, а я – в ту пору меня звали смычковой лирой – по-прежнему бродила по земле. Нас даже держать стали по-разному: меня на поднятой руке, а виолу – по-прежнему, опирая о колено.

НОМЕР - мелодекламация

«Урок виолончели» исп. Маргарита Фахрутдинова (чтец)

«____________________________» исп. Наталья Долгова (виолончель)

Чтец: (Маргарита Фахрутдинова)

Все во дворе играют дети,
А я несчастней всех на свете –
По струнам четырем вожу
И скрипом близких довожу.


Сама б хотела не скрипеть,
Но мало этого «хотеть».
Тренировать мне нужно руки,
Чтоб скрипы превратились в звуки.
А заниматься каждый день
Мне, как обычно, очень лень,
Не пустяки – виолончель,
Попробуйте, сыграйте трель!

(Зазвучала виолончель)

Внезапно все переменилось,
Я вдруг в виолончель влюбилась -
На ней исполнил педагог
Мой недоученный урок.
В его руках она запела,
Призывно, басовито, смело.
Ни скрипа, ни фальшивой ноты,
Мне стало грустно от чего-то.
Я, нежно инструмент взяла
И, быстро с ним домой пошла.
Всегда тяжелый инструмент
Был легче пуха в тот момент.

(Мария Скребцова)

Муза- Виолончель:Бог мой, да сколько существуют струнные, столько известен и способ «да гамба»! так играли еще музыканты Древнего Востока. Да и что может быть удобнее: держишь инструмент не на весу, а опирая о колено, и гриф прямо перед глазами.

НОМЕР

Бабаджанян «Ария» (виолончель)

Муза - Скрипка:Не спорю. Когда сидишь в кресле или на мягком ковре, поджав под себя ноги, способ «да гамба» удобен. Но когда надо еще приплясывать, подпевать, сыпать прибаутками – тут не рассидишься. И способ игры «да браччио» более удобен…

НОМЕР

«Полет шмеля» (скрипка)

Муза - Скрипка:К тому же поднятый вверх инструмент слышен лучше, играть-то мне приходилось на улице!

Муза- Виолончель:Теперь мне понятно: тут не обошлось без дальнего расчета. Из конюшни хитрая интриганка пробралась в бальную залу. Видите ли, ее слышно лучше, чем меня. Пусть так…

НОМЕР – мелодекламация

«Виолончель» исп. Наталья Кислицина (чтец)

И.С. Бах «___________________» (виолончель)

Чтец (Наталья Кислицина):

Не ведая под небом страха,

Поскольку небо – нотный лист,

Закрыв глаза, играет Баха

Печальный виолончелист.

Успешно и самозабвенно

Во след смычку течет рука,

Во след души – она не тленна

И столь горька, сколь велика.

Мучительны ее скитанья

И не прельщает дальний мир –

Иных миров иные тайны

Отверзнет ей небес клавир.

(автор неизвестен)

Муза- Виолончель: …но ведь она и здесь не остановилась: теперь эта выскочка, эта наглая плебейка хозяйничает в оркестре!

НОМЕР

«Чакота» (скрипка)

Муза- Виолончель:Она забрала себе лучшие партии, постоянно солирует в операх и балетах. Композиторы специально для нее пишут сонаты и концерты.

Муза- Скрипка:Да. Потому что мой гриф свободен от ладов…

НОМЕР

Чтец (Викторова Анастасия):

Я сперва не любила

Монотонные трели,

Упражненья

Неопытной Виолончели.

А она то и дело

Шмелиной струною

Заунывно гудела

За моею стеною.

Вопрошала сначала

О чем-то протяжно

И сама отвечала

Печально и важно.

А потом я смирилась,

Привыкла

И даже Полюбила

Учебные эти пассажи.

К девяти Все уходят

Из нашей квартиры,

Предвесеннее утро

Промозгло и сыро.

Снег за окнами сыплется,

Мокрый и редкий,

Южный ветер качает

Намокшие ветки,

Полон сад

Воробьиного вздорного гама...

Жду, когда же послышится

Первая гамма,

Этот медленный голос,

Звучащий глубоко.

С ним (не стану скрывать!)

Мне не так одиноко,

И как будто бы

Легче спорится работа,

От того, что бок о бок

Работает кто-то.

Будто в трудной дороге

Со мною — подруга,

И порой нам обеим

Приходится туго,

И порой к нам обеим

Приходит удача...

Я, наверно, теперь

Не смогла бы иначе.

Жаль одно:

Незнакомка не знает,

Не слышит,

Как за стенкою

Песня беззвучная

Дышит,

Как тоскует, ликует,

Бьется в строчках,

Как в клетке...

Дождь и ветер...

Качаются мокрые ветки...

(В. Тушнова «Виолончель за стеной»)

Муза- Судья:Простите, что перебиваю, вас любезная мадемуазель, но я никак не могу понять, чем же мешают лады? Ведь пусть и очень отдаленно, но они, как мне кажется, напоминают клавиши. То есть я хочу сказать, что они указывают точное положение каждой ноты. Согласитесь, что это очень облегчает игру, особенно на первых порах.

НОМЕР – мелодекламация

«____________________»

Чтец (Криворучко Карина):

Как упоительно владыкой волшебства,
Вновь замирать перед начальной нотой
И забывать в минуты торжества,
Что вдохновение становится работой.

Всего лишь стоит выбрать для струны
Момент летучего прикосновенья пальца,
Смычок доверить внутреннему танцу
И знать, что музыка плывет из тишины.

Тогда в забвенье отступает боль
И снова окрыляется надежда.
Пускай в миноре плачет си бемоль,
Но светится любимая, как прежде.

Во времени без лет и без часов
Остались лишь озвученные доли,
Но так они молитвенны и долги,
Что кажутся прощанием без слов.

И вот душа, как будто бы извне
Недуга, обмирает в середине
Пути к той неизбежной новизне,
Где тишина и музыка едины.

(«Скрипач» Виктор Калитин)

Муза- Скрипка:Да, на первых порах лады действительно помогают, но потом становятся преградой. Ведь у нас смычковых, звук извлекается без помощи механизма – только пальцами. Поэтому нам и доступна интонация куда более тонкая и точная, чем у клавишных. К тому же палец, вибрируя, может передать свой трепет струне, а от этого звук становится живым, начинает дышать. Мы умеем петь – вот в чем наше достоинство.

НОМЕР

Чтец (Чупина Ангелина):

Скипач на сцену тихо вышел,

Смычок неспешно в руки взял,

Всех призывая – чуть потише,

Окинув взглядом полный зал…

Муза- Виолончель:И она запела…

Чтец (продолжая):

Чуть-чуть торжественно и грустно,

Так удивительно легко,

Дарил скрипач свое искусство,

Изящно, трепетно, светло!

Муза- Виолончель:Да, иначе и не скажешь о широкой и согретой теплом вибрации мелодии… Как будто в хрупком теле инструмента поселился человеческий голос…

Чтец (продолжая):

Казалось, все исчезло в зале,

Сидели люди, не дыша,

И потрясенно наблюдали,

Как в скрипке плакала душа!

(автор неизвестен)

Номер продолжает звучать.

Муза- Виолончель:Скрипка закончила свое выступление, а все еще продолжали хранить молчание. Было ясно, на чьей стороне победа…

Муза-Виолончель медленно кладет инструмент,

и начинает отступать назад – уходить

Муза- Судья:Это несправедливо – судить о свойствах инструмента только по силе его голоса. Разве она виновата, что всю жизнь просидела в четырех стенах и никто от нее ничего не требовал, кроме благозвучия и хороших манер. Ей не давали играть ни сонат, ни концертов. Наоборот заставляли повторять старые, давно надоевшие напевы…

Чтец (Шевченко Вероника):

Ты - музыка, но звукам музыкальным

Ты внемлешь с непонятною тоской.

Зачем же любишь то, что так печально,

Встречаешь муку радостью такой?

Где тайная причина этой муки?

Не потому ли грустью ты объят,

Что стройно согласованные звуки

Упреком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают, -

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти.

(Уильям Шекспир)

Муза- Скрипка:Да!Вы правы! Покой и благополучие – плохие помощники в искусстве. Только трудясь, можно развить свои способности и чему-то научиться…

Скрипка подходит к Виолончели и подает руку.

Муза- Скрипка:Но время изменилось!

На сцену выходят участники концерта

Муза- Скрипка:Сейчас нужны иные голоса – звонкие, сильные, молодые. Век изящных завитушек и галантных манер уходит безвозвратно.

Муза- Скрипка и Муза- Виолончель:Рождается новое искусство!!!

НОМЕР

Гамма-джаз» струнный ансамбль

НОМЕР финальный стих

Чтец (Уметбаева Лилия):

Она лилась концертным залом,

Как льются воды в водоем,

И трогательно рассказала,

Как мы творим и как живем.

Она сейчас смычками пела

О близком нам, о дорогом,

И этот вечер в зале белом

Согрет ее живым теплом

(Александр Чуркин «Музыка»)

Наши рекомендации