Тема: Художественный образ.

Реферат

Выполнила

учащаяся 36 ИП группы

Майшутович Вероника Владимировна

Руководитель Теран Л. Д.

Минск 2016

Содержание

1. Введение.

2. Понятие Художественного Образа.

3. Основная информация о художественном образе.

4. Основные черты художественного образа.

5. Виды художественных образов.

6. Художественные средства создания образов.

7. Заключение.

Введение

Образ — это способ и форма освоения действительности, он характеризуется единством чувств, общностью смысловых моментов и относится к исторически изменчивым категориям, проявляя свою красоту в разных литературных жанрах.

В истории литературоведения встречались попытки исследования образа в аспекте его прагматического значения. Сторонники такого подхода рассматривали эту категорию как вещь, бытие, возлагая надежду на то, что образ можно понять и изучить до конца. Если бы такие задачи можно было бы решить, то тогда никакой тайны не осталось бы от Гамлета, Дон Кихота, Эдипа, Каменной Дамы... Сторонники прагматического метода предъявляют претензии героям: что полезного они сделали для семьи, какой вклад внесли в экономику и науку. В связи с этой методологией анализа художественной литературы достаточно вспомнить знаменитые " сапоги" и " Сикстинскую Мадонну" Рафаэля. Известный критик XIX века отдавал предпочтение сапогам, которые оказались выше Рафаэля. Впрочем, критик не додумался " продать" картину итальянского художника и купить много обуви. Художественный образ изучается по эстетическим законам, по законам красоты. На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения — человек, изменяются и формы его отражения искусством.

Что такое художественный образ?

Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к нескольким источникам.

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем в вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

«Художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.

Художественный образ -форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности.

Основная информация о художественном образе.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Художественный образ с одной стороны – ответ художника на интересующие его вопросы, с другой стороны порождает новые вопросы, порождает недосказанность образа его субъективной природой.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла.

Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Художественный образ и образность в литературе

Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собой единичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами – все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

Образное отражение жизни в искусстве

Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

Природа образа действительно обширна – он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и фактографичным. И главное назначение образа – это отражение жизни. Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок – и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

Связь художественного образа с развитием литературного процесса

Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

Основные черты художественного образа

1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи, особенности характера, в пейзаже - какие-то яркие, неповторимые черты природы.

2. Обобщенность - отражение в людях, предметах и явлениях черт, присущих многим. Другими словами, образ должен быть типичным, то есть отражать не только индивидуальные, но и общие черты. Важно отметить, что типизация неотделима от индивидуализации. Единство в образе общего и конкретною - закон искусства. Так, конкретность в образе Собакевича проявляется в его внешности, чертах характера, речи, а обобщенность - в выражении социальной сущности людей, подобных ему, - крепостников-помещиков.

3. Художественный вымысел. Образ создается с помощью творческой фантазии писателя. Вымысел органическая особенность художественного отражения жизни. Воспроизвести определенную жизненную ситуацию, внутреннее состояние персонажа писатель может только с помощью творческого воображения. Документально-биографические произведения не являются исключением.

4. Эстетическое значение образа состоит в том, что он оказывает воздействие на эстетическое чувство читателя, доставляя ему эстетическую радость. Вес то, что мы говорили об эстетическом значении литературы, применимо и к художественному образу.

5. Художественный образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. По силе эмоционального воздействия изображение обычно превосходит рассуждение, даже патетические речи ораторов. Сопоставляя речи Цицерона о патриотизме с "Одиссеей", английский поэт XVI в. Ф.Сидни отдает предпочтение Гомеру: его главный герой, "наслаждаясь всеми земными благами у Калипсо, оплакивает свою разлуку с бесплодной и нищей Итакой".

Об идейно-эмоциональной оценке автором изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на "положительных", "отрицательных", "противоречивых", или "раздвоенных".

6. Художественный образ самодостаточен, он является основной формой выражения содержания в искусстве. Это особенно очевидно на фоне образов в структуре научного труда, иллюстрирующих те или иные положения, а также фактографических образов публицистики, документальных жанров, где авторские рассуждения, часто весьма эмоциональные, образуют ряд, параллельный по отношению к рассматриваемым явлениям.

Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, его смысл не сводится к сентенциям, даже если они "сформулированы" автором, как это принято в некоторых дидактических жанрах ("мораль" в басне, заключительная реплика персонажа в комедиях классицизма). А.А.Потебня подчеркивал возможность выведения из басни, притчи различных нравоучений; в качестве примера он, в частности, указывал на различные толкования Пугачевым и Гриневым в "Капитанской дочке" Пушкина калмыцкой сказки об орле и вороне. В большинстве же жанров, в особенности начиная с эпохи романтизма, когда, по ироническим словам Пушкина, для читателей становится "порок любезен" ("Евгений Онегин", гл. 3, строфа XII), авторы уклоняются от разъяснений своих творений в самом художественном тексте.

Виды художественных образов

Как классифицируют художественные образы?

· В баснях, притчах, пословицах, поговорках, загадках встречаются аллегорические образы: Волк олицетворяет жадность и тупость, лиса - хитрость, осел - упрямство.

· По своему характеру образы могут быть трагическими (Гамлет, Ромео и Джульетта, Король Лир Шекспира), комическими (Коробочка, Собакевич М Гоголя).

· По месту в произведении образы могут быть главными, второстепенными, эпизодическими: Онегин и Татьяна в романе О Пушкина \"Евгений Онегин\" - главные, Ленский и Ольга - второстепенные

· По отношению автора образы могут быть положительными и отрицательными: В комедии Ивана Карпенко-Карого «Хозяин» Золотницкий, Соня, Калинович - положительные образы, а Финоген, Лихтаренко – отрицательные.

· По способу создания (типом ассоциирования) образы делят на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, запаховые Мы воспринимаем мир органами чувств, через них писатель доносит до нас свой художественный мир

· По уровню художественного обобщения разделяют микрообразы (тропы, фигуры, фоника), макрообразов (характеры, символы, картины), мегаобраз (Вселенная, природа, бытие, человек).

· Образ — эмблема. Г. Н. Поспелов в эмблемном содержании выделяет оценочный признак, свойственен изобразительным видам искусства — живописи, скульптуре, архитектуре, чеканке. Эмблемный (гр. — рельефное украшение) образ статичен; классическим примером принято считать изображение щита Ахиллеса, впрочем, рисунок этого прикрытия развернут в процессе его созидания. Словесно — предметная изобразительность эмблемы усиливает тайну идеи произведения.

· Образ — символ. Главным его отличием является метафоричность. Всякий символ есть образ, и когда он переходит в символ, то становится прозрачным, обретает смысловую глубину, которая трудно поддается расшифровке. В качестве первоосновы символа могут выступать предметы, животные, космические явления. Так, у индусов " лотос" олицетворяет божество и вселенную; у христиан змий предстает символом мудрости и искушения; у арабов (иранцев) вино — мудрость и знания. Символикой окутаны танцы, орудия труда, топография. Образ — символ заметно отличается динамической тенденцией: он не дан, а задан, его можно только пояснить. Отличие символа от простых предметов состоит в том, что " вещи" позволяют смотреть на себя, их надо рассматривать; символ, напротив, " работает", он сам " смотрит" на людей. Сравни; когда долго смотришь в бездну, когда — нибудь и бездна глянет на тебя (Ницше). Литературный образ — символ талантливого писателя всегда имеет переносное значение, он создан по модели скрытого сравнения.

· Образ — миф. Характеристики этой категории нацеливают на иррациональность, интуицию, философичность. Откуда возникает авторский миф — образ и куда он идет объясняется картиной мира, которая почти всегда указывает на трагический удел человечества.

Итак, образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ.

· Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей.

1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа. Следует иметь в виду, что понятия персонаж, герой, характер, тип не однозначны. Они отражают различные уровни обобщения, типизации. Так, скажем, в «Недоросле» Д. Фонвизина Простакова – тип, характер, а учителя Цыфиркин и Вральман – персонажи.

2) Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении. Очень часто в научных исследованиях и педагогической практике вместо этого понятия пользуются термином «автор», однако они не всегда идентичны. Так, в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» носителем выраженных чувств вполне может быть назван автор, так как они соответствуют мировоззрению поэта в пору его молодости. Нередко поэт выступает как бы от чужого имени: космонавта, пограничника, женщины и т.п. Например:

Бежит река, в тумане тая,

Бежит она, меня маня.

Ах, кавалеров мне вполне хватает,

Но нет любви хорошей у меня.

(Е. Евтушенко)

Совершенно очевидно, что лирический герой и автор - разные люди.

3) Образ автора— отраженная в произведении личность повествователя, которая выявляется в определенной мировоззренческой позиции (точке зрения).

«Автора мы находим (воспринимаем, понимаем, чувствуем), – пишет М.Бахтин, – во всяком произведении искусства. Например, в живописном произведении мы всегда чувствуем автора его (художника), но мы никогда не видим его так, как видим изображенные им образы. Мы чувствуем его во всем, как чистое изображающее начало (изображающий субъект), а не как изображенный (видимый образ)». Иногда определяют автора как носителя авторского сознания или авторской речи. Выявленное авторское лицо в рассказе от первого лица называют повествователем, а названное по имени - маской (Белкин у Пушкина, пасечник Рудый Панько - у Гоголя). Образ автора следует отличать от биографического автора.

4) Образ читателя.В каждом литературном произведении присутствует читатель как прогнозируемый собеседник автора. Художественный текст представляет собой диалогическую форму речи, в которой автор обращается к своему моделируемому им собеседнику. «Литературе так же нужны талантливые читатели, – писал С. Маршак, – как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель».

5) Коллективный герой– собирательный образ, воплощающий определенную общность людей, объединенных общим действием и настроением. Например, в «Слове о полку Игореве» единой общностью выступают «русичи», в повести А. Серафимовича «Железный поток» - армия Кожуха, в «Педагогической поэме» Л. Макаренко - «горьковцы».

6) Образ-пейзаж - картина природы. Функции пейзажа: 1) место и время действия; 2) средство психологической характеристики героя по принципу параллелизма («Гроза» А Островского) или но принципу контраста (картина весны вфинале романа М.Шолохова «Тихий Дон», подчеркивающая трагизм судьбы Григория Мелехова); средство социальной характеристики («Несжатая полоса» Н.Некрасова); сюжетная мотивировка (в «Капитанской дочке» A.С.Пушкина буран в степи мотивировка встречи Гринева и Пугачева).

7) Образ-интерьер - картина мира вещей, окружающих героя. Люди живут не только среди природы, но и среди вещей, поэтому вещи являются важным средством характеристики героев. В этом состоит одна из важнейших функций образа-интерьера. Характерный пример, обстановка в домах Манилова и Собакевича («Мертвые души» Н. Гоголя). Гак же, как и пейзаж, интерьер может быть фоном действия, средством социальной характеристики. Вот как описывает С. Есенин рязанскую деревню в годы революции:

Не слышно собачьего лая.

Здесь нечего, видно, стеречь

У каждого хата гнилая,

А в хате ухваты да печь.

8) Образ-символ - образ предмета или явления, воплощающего определенную идею. Напримеp: птица-тройка в «Мертвых душах» Н.Гоголя, вишневый сад в пьесе А.Чехова. Русь в поэме Н.Некрасова.

· Вечные образы. К ним относятся персонажи мировой литературы: Прометей, Эдип, Кассандра, Гамлет, Дон — Жуан, Фауст, Дон Кихот, Лейли и Меджнун, Искандер... Эти образы неувядаемые как налог на землю во всем мире. Они сочетают в себе черты не конкретного героя, а единство исторического и общечеловеческого начал. Мирового уровня нарицательных вечных образов не создала московско — петербургская литература, она, как и другие славянские литературы, думается, и не создаст, как бы не величала себя.

В типологической системе художественных образов выделяется теория украинских ученных И. Ковалика — М. Коцюбинской о мегаобразе, макрообразе и микрообразе.

· Мегаобраз (гр. megas — огромный) имеет непосредственное отношение к литературному произведению, текст которого воспринимается как мегаобраз. Он отличается самостоятельной эстетической ценностью и теоретики литературы наделяют его высшей родовой и неделимой величиной.

· Макрообраз (гр. macros — широкий, длинный) организует систему художественного отражения жизни в ее узких видовых или больших родовых сегментах (отрезках, частях, картинах). Структура макрообраза организована связанными между собой однородными микрообразами.

· Микрообраз (гр. micros — малый) выделяется наименьшим текстуальным размером: это единица измерения образного мышления, в которой художественно воспроизведен небольшой отрезок объективной (внешней или внутренней) реальности. Микрообраз может оформляться одним фразовым словом (Ночь. Дождь. Утро) или предложением, абзацем, надфразовой целостностью.

Эпическое произведение (мегаобраз) состоит из нескольких макрообразов. Встречаются примеры, когда в лапидарном стихотворном тексте макрообраз включает в себя значительное число микрообразов и, напротив, один микрообраз может равняться мегаобразу. Среди словесно — художественных образов, согласно концепции И. Ковалика — М. Коцюбинской, бывают простые (неразвернутые, однофразовые) и сложные (развернутые) микрообразы.

Художественные средства создания образов

1. Речевая характеристика героя:

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

2. Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

3. Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

4. Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

5. Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

6. Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

7. Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Заключение

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Наши рекомендации