Тема: Педагогическое учение А.Дистервега и И.Гербарта

1.Жизнь и педагогическая деятельность А. Дистервега и И. Гербарта.

2.Проблема цели, задач и методов работы народной школы в педагогическом наследии А. Дистервега.

3. Дидактика развивающего обучения А. Дистервега:

- правила обучения, относящиеся к ученику;

- правила обучения, касающегося учебного материала;

- правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом и т.д.

4. Педагогическая система И. Гербарта:

- идея воспитывающего обучения;

- идея управления;

- теория многостороннего интереса;

- структура процесса обучения и его ступени;

- нравственное воспитание (содержание, методы).

Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики. Часть 1. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

Дополнительная литература

1. История педагогики и современность. – Л.: ЛГПИ, 1970.

2. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега. //Советская педагогика. – 1956. - № 1.

3. Вайсберг Г.П., Бауман Н.К. И.Ф. Гербарт. Жизнь и деятельность. Мировоззрение. Педагогическая система. // Гербарт И.Ф. Изб. пед. соч. _ М., 1940. – Т. 1.

Источники

1.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

- И. Гербарт. Первые лекции по педагогике. – С. 336-364.

Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. – С. 364-384.

А. Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. – С.385-441.

2.Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. Избр. пед. соч. – М.Педагогика, 1982. – Гл. 4,5.

Тема: «Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого»

План:

1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

2. Духовно – нравственная установка Л.Н.Толстого на воспитание и цели образования.

3. Смысл «свободного воспитания» в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

4. Свобода ребенка как критерий труда учителя в деятельности Л.Н.Толстого.

5. Учебные книги Л.Н.Толстого.

Литература.

Основная:

Толстой Л.Н. О народном образовании. – С. 316-332.

Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.

Общий очерк характера школы. – С. 332- 351.

Роль примера и подражания в воспитании. – С. 331-352.

Дополнительная:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (ХУШ в. – первая половина Х1Х в.) /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. 2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. /Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Педагогика, 1976.

Тема: Педагогическое учение К.Д.Ушинского

Вопросы для обсуждения

1. Взгляд К.Д.Ушинского на педагогику.

2. К.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании.

3. Дидактические принципы К.Д.Ушинского.

4. Об организации процесса обучения.

5. Ведущие идеи К.Д.Ушинского в его работах «О пользе педагогической литературы» и «Труд в его психическом и воспитательном значение».

- Соотношение педагогической теории практического опыта.

- Соотношение теоретической подготовки и педагогического творчества учителя.

- «Искусство воспитания». Каким должен быть воспитатель?

- Функции педагогических знаний и их пропаганда среди учителей и родителей.

- Взаимосвязь нравственного и трудового воспитания.

- Труд как фактор разностороннего развития личности.

- Требования к уроку в свете задач трудового воспитания.

Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 14.

2. История педагогики. Часть 2. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера», 1997. Гл. 1У.

3.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1998. Часть Ш.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

5. Ушинский К.Д.

О пользе педагогической литературы.

Родное слово.

Труд в его психическом и воспитательном значении.

Тема: Педагогическое наследие в 20-30 годы в нашей стране

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность и идеи П.П.Блонского.

2.Педагогическая деятельность и идеи С.Т.Шацкого.

1. Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко.

2. Характеристика сущности воспитательной системы в опыте работы В.Н.Сороки-Росинского.

Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 18.

2. История педагогики. Часть 2./Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

4. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995.

Дополнительная литература

1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998. Гл. 14.

2. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы. //Советская педагогика.- 1991. - № 11.

3. Равкин. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрём. – М., 1990.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941). – М., 1980.

5. Данильченко М.Г. Творческое наследие П.П.Блонского. //Советская педагогика. – 1974. - № 7. – С. 97-103.

6. Святкин А.И. Н.К.Крупская и П.П.Блонский. //Советская педагогика. – 1964. - № 6. - С. 113-122.

7. Вершадская Л.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. – М.:АПН РСФСР, 1960

Источники

1. Блонский С.Т. Избр. пед. и псих. соч.: В 2-х томах. – М., 1979.

- Как я стал педагогом. – Т. 1. – С. 30-38.

- О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы. – Т. 1. – С. 165-180.

2. Макаренко А.С. Собр. соч. в 4-т. – М.: «Правда», 1987.

- Педагогическая поэма.

- Флаги на башнях.

3. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. /Сост А.Т.Губко. – М.: Педагогика, 1991.

- Школа им. Достоевского.

- Детский дом.

4. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1980.

- Изучение жизни и участия в ней. – Т. 2. – С. 152-161.

- О том, как мы учим и как следует учить. – Т. 2. – С. 169-178.

- Бодрая жизнь. – Т. 1.

- О том, как мы учим. – Т. 2. – С. 191- 200.

Занятие № 12

Тема: Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы деятельности В.А.Сухомлинского.

2. Общепедагогические взгляды на воспитание детей.

3. Дидактические взгляды В.А.Сухомлинского.

4. Коллектив – могучее средство воспитания школьников.

5. Роль трудового воспитания в подготовке будущих граждан страны.

6. Взгляды В.А.Сухомлинского на нравственное воспитание детей.

7. Работа с родителями в работах В.А.Сухомлинского.

Источники

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1981.

- Сердце отдаю детям. – Т.1.

- Мудрая власть коллектива. – Т. 3.

- Труд и долг. – Т. 3.

- Родительская педагогика. – Т. 3.

- Павлышская средняя школа. – Т. 2.

- Рождение гражданина. – Т. 1.

- Воспитание без наказаний. – Т. 3.

Наши рекомендации