Кем впервые была предложена клиническая классификация ЗПР

1) Т.А.Власова, М.С.Певзнер

2) К.С.Лебединская

3) Л.С.Выготский

4) Г.Е.Сухарева

4. К какому типу ЗПР относят наследственно обусловленный инфантилизм?

1) конституционального генеза

2) соматогенного генеза

3) психогенного генеза

4) церебрально-органического генеза

5. К какому типу ЗПР относят задержку, обусловленную хроническими заболеваниями?

1) конституционального генеза

2) соматогенного генеза

3) психогенного генеза

4) церебрально-органического генеза

ВАРИАНТ IV

1.К какому типу ЗПР относят задержку, обусловленную травмирующим воздействием среды?

1) конституционального генеза

2) соматогенного генеза

3) психогенного генеза

4) церебрально-органического генеза

2. Прогноз задержки психического развития психогенного генеза в значительной степени зависит:

1) от перестройки неблагоприятного семейного климата

2) от состояния высших корковых процессов

3) от индивидуальных возможностей ребенка

4) от наличия щадящего режима обучения

3. Прогноз задержки психического развития психогенного генеза в значительной степени зависит:

1) от перестройки неблагоприятного семейного климата

2) от состояния высших корковых процессов

3) от индивидуальных возможностей ребенка

4) от наличия щадящего режима обучения

4. При неблагоприятном воспитании по типу гипоопека у ребенка в основном возникают:

1) эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию

2) импульсивность

3) невротическое расстройство личности

4) неадекватные реакции

5. Задержка психического развития наиболее часто выявляется:

1) в раннем постнатальном периоде

2) в старшем дошкольном возрасте

3) в подростковом возрасте

4) во внутриутробном периоде

ВАРИАНТ V

1. В школе VIII вида обучаются:

1) неслышащие дети

2) незрячие дети

3) дети с ЗПР

4) дети с нарушением интеллекта

2. Сколько основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:

1) восемь;

2) девять;

3) десять;

4) три

3. В России отбор детей в специальные дошкольные и школьные учреждения осуществляется:

1) отборочными комиссиями.

2) психолого-медико-педагогическими комиссиями

3) психолого-медико-социальными центрами (PMS)

4) приемными комиссиями

4. К основоположникам коррекционной педагогики в России можно отнести:

1) А. Адлер

2) В. П. Кащенко

3) М. Монтессори

4) Б. П. Пузанов

5. К уровням возрастающей эмоциональной напряженности не относится:

1) тревожность

2) депрессия

3) депривация

4) плаксивость

Раздел 4. Материалы итоговой аттестации

Вопросы к зачету (6 семестр)

1. Предмет, задачи коррекционной педагогики с основами психологии.

2. Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.

3. Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук..

4. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории.

5. Источники развития коррекционной педагогики.

6. Современные проблемы коррекционной педагогики.

7. Основные теории коррекционной педагогики.

8. Кащенко В. П. – основоположник коррекционной педагогики.

9. Коррекционная педагогика С. Т. Шацкого.

10. А.С.Макаренко – основоположник коррекционной работы с детьми, обладающими девиантным поведением

11. Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М . Монтессори.

12. Современные теории коррекционной педагогики.

13. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии: статистическая и функциональная нормы развития.

14. Условия нормального развития ребенка.

15. Теория А.Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций.

16. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефектах развития.

17. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, генетические, социальные соматический факторы. Индекс повреждения головного мозга.

18. Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Общие закономерности отклоняющегося развития.

19. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.

20. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.

21. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.

22. Диагностика отклонений в развитии ребенка.

23. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.

24. Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.

25. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.

26. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.

27. Характеристика детей с задержкой психического развития.

28. Классификация ЗПР. Причины, приводящие к задержкам психического развития.

29. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.

30. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

31. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.

32. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.

33. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников.

34. Помощь неуспевающим ученикам.

35. Особенности коммуникации детей с ЗПР.

36. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.

37. Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность,

38. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия, депривация, фрустрация.

39. Конструктивная и деструктивная тревога.

40. Защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.

Вопросы к экзамену (7 семестр)

1. Предмет, задачи коррекционной педагогики с основами психологии.

2. Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.

3. Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук.

4. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории.

5. Источники развития коррекционной педагогики.

6. Современные проблемы коррекционной педагогики.

7. Основные теории коррекционной педагогики.

8. Кащенко В.П. – основоположник коррекционной педагогики.

9. Коррекционная педагогика С. Т. Шацкого.

10. А.С.Макаренко – основоположник коррекционной работы с детьми, обладающими девиантным поведением

11. Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори.

12. Современные теории коррекционной педагогики.

13. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии: статистическая и функциональная нормы развития.

14. Условия нормального развития ребенка.

15. Теория А.Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций.

16. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефектах развития.

17. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, генетические, социальные сомотический факторы. Индекс повреждения головного мозга.

18. Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Общие закономерности отклоняющегося развития.

19. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.

20. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.

21. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.

22. Диагностика отклонений в развитии ребенка.

23. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.

24. Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.

25. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.

26. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.

27. Характеристика детей с задержкой психического развития.

28. Классификация ЗПР. Причины, приводящие к задержкам психического развития.

29. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.

30. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

31. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.

32. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.

33. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников.

34. Помощь неуспевающим ученикам.

35. Особенности коммуникации детей с ЗПР.

36. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.

37. Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность,

38. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия, депривация, фрустрация.

39. Конструктивная и деструктивная тревога.

40. Защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.

41. К. Хорни о защитных механизмах . Условия эффективности коррекционных методик в снятии эмоциональной напряженности.

42. Импульсивный ребенок и основные приемы коррекции импульсивности.

43. Депрессивные дети источники детской депрессивности. Коррекция депрессии.

44. Депривация: социальная, эмоциональная и сенсорная. Источники возникновения депривации.

45. Уровни проявления депривации коррекционные методики Преодоление депривации и фрустрации.

46. Характеристика детей с задержкой психического развития.

47. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.

48. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.

49. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.

50. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников. Помощь неуспевающим ученикам.

51. Особенности коммуникации детей с ЗПР.

52. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.

53. Асоциальное поведение школьника. Причины возникновения асоциального поведения.

54. Педагогические условия, необходимые для коррекции асоциального поведения: нечестность, лживость, сквернословие, грубость, курение.

55. «Трудные дети» на современном этапе развития общества.

56. Дети развода Коррекционные методики работы с детьми развода.

57. Профилактика алкоголизма и наркомании. Коррекционные методики.

58. Аффективные дети. Причины аффективного поведения.

59. Агрессивное поведение детей. Агрессивное поведение педагогов. Методы и методики коррекции агрессивного поведения и условия их эффективности.

60. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России.

Наши рекомендации