Кем впервые была предложена клиническая классификация ЗПР
1) Т.А.Власова, М.С.Певзнер
2) К.С.Лебединская
3) Л.С.Выготский
4) Г.Е.Сухарева
4. К какому типу ЗПР относят наследственно обусловленный инфантилизм?
1) конституционального генеза
2) соматогенного генеза
3) психогенного генеза
4) церебрально-органического генеза
5. К какому типу ЗПР относят задержку, обусловленную хроническими заболеваниями?
1) конституционального генеза
2) соматогенного генеза
3) психогенного генеза
4) церебрально-органического генеза
ВАРИАНТ IV
1.К какому типу ЗПР относят задержку, обусловленную травмирующим воздействием среды?
1) конституционального генеза
2) соматогенного генеза
3) психогенного генеза
4) церебрально-органического генеза
2. Прогноз задержки психического развития психогенного генеза в значительной степени зависит:
1) от перестройки неблагоприятного семейного климата
2) от состояния высших корковых процессов
3) от индивидуальных возможностей ребенка
4) от наличия щадящего режима обучения
3. Прогноз задержки психического развития психогенного генеза в значительной степени зависит:
1) от перестройки неблагоприятного семейного климата
2) от состояния высших корковых процессов
3) от индивидуальных возможностей ребенка
4) от наличия щадящего режима обучения
4. При неблагоприятном воспитании по типу гипоопека у ребенка в основном возникают:
1) эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию
2) импульсивность
3) невротическое расстройство личности
4) неадекватные реакции
5. Задержка психического развития наиболее часто выявляется:
1) в раннем постнатальном периоде
2) в старшем дошкольном возрасте
3) в подростковом возрасте
4) во внутриутробном периоде
ВАРИАНТ V
1. В школе VIII вида обучаются:
1) неслышащие дети
2) незрячие дети
3) дети с ЗПР
4) дети с нарушением интеллекта
2. Сколько основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:
1) восемь;
2) девять;
3) десять;
4) три
3. В России отбор детей в специальные дошкольные и школьные учреждения осуществляется:
1) отборочными комиссиями.
2) психолого-медико-педагогическими комиссиями
3) психолого-медико-социальными центрами (PMS)
4) приемными комиссиями
4. К основоположникам коррекционной педагогики в России можно отнести:
1) А. Адлер
2) В. П. Кащенко
3) М. Монтессори
4) Б. П. Пузанов
5. К уровням возрастающей эмоциональной напряженности не относится:
1) тревожность
2) депрессия
3) депривация
4) плаксивость
Раздел 4. Материалы итоговой аттестации
Вопросы к зачету (6 семестр)
1. Предмет, задачи коррекционной педагогики с основами психологии.
2. Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
3. Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук..
4. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории.
5. Источники развития коррекционной педагогики.
6. Современные проблемы коррекционной педагогики.
7. Основные теории коррекционной педагогики.
8. Кащенко В. П. – основоположник коррекционной педагогики.
9. Коррекционная педагогика С. Т. Шацкого.
10. А.С.Макаренко – основоположник коррекционной работы с детьми, обладающими девиантным поведением
11. Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М . Монтессори.
12. Современные теории коррекционной педагогики.
13. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии: статистическая и функциональная нормы развития.
14. Условия нормального развития ребенка.
15. Теория А.Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций.
16. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефектах развития.
17. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, генетические, социальные соматический факторы. Индекс повреждения головного мозга.
18. Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Общие закономерности отклоняющегося развития.
19. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.
20. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.
21. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.
22. Диагностика отклонений в развитии ребенка.
23. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.
24. Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.
25. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.
26. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
27. Характеристика детей с задержкой психического развития.
28. Классификация ЗПР. Причины, приводящие к задержкам психического развития.
29. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
30. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
31. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.
32. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.
33. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников.
34. Помощь неуспевающим ученикам.
35. Особенности коммуникации детей с ЗПР.
36. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.
37. Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность,
38. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия, депривация, фрустрация.
39. Конструктивная и деструктивная тревога.
40. Защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Вопросы к экзамену (7 семестр)
1. Предмет, задачи коррекционной педагогики с основами психологии.
2. Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
3. Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук.
4. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории.
5. Источники развития коррекционной педагогики.
6. Современные проблемы коррекционной педагогики.
7. Основные теории коррекционной педагогики.
8. Кащенко В.П. – основоположник коррекционной педагогики.
9. Коррекционная педагогика С. Т. Шацкого.
10. А.С.Макаренко – основоположник коррекционной работы с детьми, обладающими девиантным поведением
11. Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори.
12. Современные теории коррекционной педагогики.
13. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии: статистическая и функциональная нормы развития.
14. Условия нормального развития ребенка.
15. Теория А.Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций.
16. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефектах развития.
17. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, генетические, социальные сомотический факторы. Индекс повреждения головного мозга.
18. Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Общие закономерности отклоняющегося развития.
19. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.
20. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.
21. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.
22. Диагностика отклонений в развитии ребенка.
23. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.
24. Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.
25. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.
26. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
27. Характеристика детей с задержкой психического развития.
28. Классификация ЗПР. Причины, приводящие к задержкам психического развития.
29. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
30. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
31. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.
32. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.
33. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников.
34. Помощь неуспевающим ученикам.
35. Особенности коммуникации детей с ЗПР.
36. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.
37. Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность,
38. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия, депривация, фрустрация.
39. Конструктивная и деструктивная тревога.
40. Защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
41. К. Хорни о защитных механизмах . Условия эффективности коррекционных методик в снятии эмоциональной напряженности.
42. Импульсивный ребенок и основные приемы коррекции импульсивности.
43. Депрессивные дети источники детской депрессивности. Коррекция депрессии.
44. Депривация: социальная, эмоциональная и сенсорная. Источники возникновения депривации.
45. Уровни проявления депривации коррекционные методики Преодоление депривации и фрустрации.
46. Характеристика детей с задержкой психического развития.
47. ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
48. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР.
49. Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР.
50. Характеристика групп отстающих в учёбе учеников. Помощь неуспевающим ученикам.
51. Особенности коммуникации детей с ЗПР.
52. Инфантильные дети. Методики коррекции инфантилизма.
53. Асоциальное поведение школьника. Причины возникновения асоциального поведения.
54. Педагогические условия, необходимые для коррекции асоциального поведения: нечестность, лживость, сквернословие, грубость, курение.
55. «Трудные дети» на современном этапе развития общества.
56. Дети развода Коррекционные методики работы с детьми развода.
57. Профилактика алкоголизма и наркомании. Коррекционные методики.
58. Аффективные дети. Причины аффективного поведения.
59. Агрессивное поведение детей. Агрессивное поведение педагогов. Методы и методики коррекции агрессивного поведения и условия их эффективности.
60. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России.