Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 совершенствование графического навыка в процессе прописывания строчных и заглавных букв е, Е, з, З. Выполняется письменно фронтально. При написании заглавных букв важно обращать внимание на соразмерность верхнего и нижнего элементов. На третьей строчке целесообразно записать несколько слов, первой буквой которых будет заглавная Е или З. Лучше предложить учащимся самим называть такие слова. Набор слов может быть таким: Елена, Зоя, Егор, Захар, Елизавета, Зинаида. Последнюю строчку учитель использует в зависимости от особенностей класса.

Упражнение 3 отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения; закрепление написания имен с заглавной буквы. Выполняется письменно в парах. Лучше сразу обратить внимание учащихся на наличие слов-подсказок. Ударение нужно ставить и в самих словах, и на схемах, схемы нужно чертить под словами. Возможную трудность может вызвать деление на слоги слова Илья. В этом случае учитель сообщает правильный ответ: Иль-я

Упражнение 4 развитие внимания к звучанию слов. Выполняется письменно фронтально. Слову дорóга соответствует вторая схема, при перемещении ударения на третий слог получается слово дорогá. Очень важно поработать над значением этого слова, предложить включить его в предложения. Самое интересное предложение можно записать в рабочих тетрадях. Дополнительное задание: под диктовку учителя записать предложение «Нам любые дóроги дорóги.»

Упражнение 5 повторение словарных слов спасибо, дорога, фамилия, пожалуйста в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Дополнительное задание: устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь.

Упражнение 6 отработка умения найти слова, отвечающие на заданный вопрос, обращая внимание на небольшие, но существенные различия в словах. Выполняется письменно самостоятельно. Для облегчения последующей проверки лучше параллельно попросить нескольких учеников поработать у доски, заранее перенеся материал упражнения на доску. Правильное выполнение упражнения:

голос (какой?) мужской, громкий

платье (какое?) короткое, модное

сестра (какая?) любимая, родная

друзья (какие?) надёжные, верные

Дополнительные задания: 1) Определить, на какие вопросы отвечают слова голос, платье, сестра, друзья. 2) Устно подобрать для каждого случая еще несколько слов.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в этих словах опасные места. Дополнительное задание после списывания: внимательно прочитать первое предложение, готовясь к письму под диктовку, записать его в рабочей тетради под диктовку, внимательно несколько раз прочитать второе предложение, запомнить его, готовясь к письму по памяти, записать это предложение по памяти.

Переменка Ребусы, разгадка которых связана с правильным определением местоположения одних букв по отношению к другим, встречаются впервые, поэтому важно научить детей разгадывать ребусы такого типа, объяснив, что нужно попробовать по-разному рассказать о положении букв, пока не получится слово. Зашифрованные слова: наука, тыква. Ребус с использованием запятых не вызовет затруднений у учащихся (получается слово шина).

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 12

Задачи урока: знакомить со сравнительными конструкциями как приемом, помогающим более точно, ярко составить описание; отработать постановку вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?» и т.д.; повторить работу со звуковыми моделями и правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) организует наблюдение над текстом, в котором использовано сравнение. Выполняется фронтально. После обсуждения ответов учащихся, можно предложить ученикам вспомнить, с кем или чем еще сравнивают очень худого человека. Если в ответах учеников прозвучат «обидные» сравнения, рекомендуется сразу перейти к материалу рубрики, где обращается внимание на необходимость аккуратного использования сравнений в речи.

Упражнение 2 (речь) предлагает обсуждение текста, в котором использовано не совсем удачное сравнение, знакомит с одним из правил речевого поведения. Если упражнение выполняется сразу после упр. 1, важно, чтобы ученики самостоятельно или с помощью учителя пришли к выводу, сформулированному в рубрике «Обрати внимание» (можно предложить ученикам самостоятельную работу, которая прокомментирована в упр. 1).

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со сравнением как речевым приемом, помогающим составить более точное, яркое описание; предупреждает об аккуратном использовании сравнений в речи.

Упражнение 3 (речь) организует поиск сравнений, использованных в тексте. Выполняется в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных классах может не проводиться. Не рекомендуется для самостоятельной работы. В тексте использованы следующие сравнения: ресницы, как бабочки; настоящая принцесса; волосы лились, словно золотой водопад. Возможная трудность вызвана тем, что некоторые ученики увидят в словосочетании золотистые косы сравнение. Следует отметить хорошее языковое чутье этих учеников и показать всему классу, что в словосочетании золотистые косы действительно есть сравнение, только скрытое (для демонстрации достаточно «развернуть» словосочетание: косы, как золото; косы, похожие на золото). Не рекомендуется подробно останавливаться на данном языковом явлении (метафора), тем более вводить термин и объяснять первоклассникам его природу: метафора – это скрытое сравнение.

Упражнение 4 (язык) отрабатывает навык постановки вопросов «кто?», «что?», «какой?» и т.д. к словам. Выполняется фронтально. Учитель обязательно записывает на доске по приведенному в учебнике образцу ответы учеников. В классах с невысоким темпом работы достаточно записать в тетрадь одно словосочетание с вопросами. Не рекомендуется для других форм проведения, кроме фронтальной работы.

Упражнение 5 (язык) закрепляет навык проведения звукового анализа и работу со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения в парах только тем ученикам, кто готов и обучен работать в парах. В остальных классах проводится фронтально только в том случае, если учитель считает необходимым повторить данный вид работы. Первой звуковой модели соответствует слово принц, второй – травинка, третьей – жираф. Если ученики допустили ошибки в подборе слов к заданным моделям, необходимо подробно разобрать каждую ошибку и рекомендовать тем ученикам, которые их допустили, дополнительную работу со звуковыми моделями в тетради «Русский язык №1». Если позволяет время и темп работы учащихся, рекомендуется составить предложения с использованием приведенных сравнений. Составленные предложения обязательно записываются учителем на доске.

Упражнение 6 (язык) повторяет правило постановки восклицательного знака. Выполняется только в том случае, если учитель считает, что ученики не усвоили данное правило. В этом случае текст из упр. 1 снова читает учитель, выделяя интонацией восклицательные предложения.

Наши рекомендации