Пример урока усвоения навыков и умений

Русский язык

Тема. «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях».

Цель дидактическая. Усвоить навыки правописания приставок в наречиях.

Воспитательные и развивающие задачи. Воспитание аккурат­ности, прилежания в процессе выполнения самостоятельных зада­ний; с целью развития творческого потенциала учащиеся выпол­няют задания на перенос в новые условия усвоенных навыков и умений.

Оборудование. Орфографические таблицы. Карточки для само­стоятельной работы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний методом беседы по вопросам: 1) Что такое наречие? Приведите примеры наречий. 2) От каких частей речи образуются наречия? Приведите примеры. 3) Что называется приставкой? Приведите примеры приставок, оканчивающихся на гласную и согласную.

II. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения школьников. Задача данного урока — выучить и усвоить правила правописания приставок в наречиях. Выработать четкие навыки их применения на практике в письме.

III. Изучение нового материала. 1. Чтение текста учебника. 2. Анализ каждой части текста, использование при этом орфогра­фических таблиц. 3. Придумывание примеров к каждой части текста (вводные упражнения).

IV. Первичное применение знаний; пробные упражнения.

1. Письменные упражнения: образуйте наречия с приставками, объясните их правописание (в-, суффикс -ую)—плотный, слепой, пустой, рассыпной; {на-, суффикс -о) — чистый, глухой; (на-, -ую)—удалой; (за-, -ую)—частый; (в-, -ые)—первый; (в-, -е) — тайна; (по-, -ому) —этот, тот (на-) —дом, память.

2. Комментированное письмо: спишите и объясните правопи­сание наречий: Делай не наспех, но скоро. Пошло вкось, хоть все дело брось. С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

3. Объяснительный диктант (упражнение по учебнику)..

V. Усвоение навыка в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения). 1. Упражнения по образцу — по учебнику. 2. Уп­ражнения по инструкции: составьте словосочетания глагол — наре­чие. Обозначьте в них части слова. 3. Упражнения по заданию: спишите наречия, образованные путем слияния слов, подчеркните как члены предложения.

VI. Творческий перенос знаний и навыков в измененные усло­вия (творческие упражнения). 1. Какие словосочетания можно ис­пользовать при описании действий наездников? Выделите среди них наречия, объясните правописание. 2. Придумайте по 6 наре­чий со слитным и раздельным написанием приставок. 3. Составьте небольшой рассказ о поездке в город (село), включая наречия со слитным и раздельным написанием приставок.

VII. Итоги урока и домашнее задание.

ГЛАВА V

СТРУКТУРА И МЕТОДИКА УРОКОВ ДРУГИХ ТИПОВ

1. УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Применение знаний является сложным психолого-педагогичес­ким процессом, заключающимся в реализации усвоенных понятий, законов и теорий в интеллектуальной и практической деятельнос­ти для получения общественно значимого продукта. В школе при­менение знаний является одновременно средством и целью учебно-воспитательного процесса. Как средство обучения применение пе­реплетается с усвоением знаний, навыков и умений. В процессе применения усиливается мотивация учения. Применяя знания на практике, в жизни, учащиеся убеждаются в их общественной цен­ности, и на основе этого у них формируется потребность в усвое­нии знаний. На основе применения осуществляется дифференциа­ция, обобщение и систематизация знаний. Готовность учащихся к успешному применению знаний является одним из критериев усво­ения этих знаний. Знания являются основой формирования у уча­щихся навыков и умений, без которых самостоятельное примене­ние их на практике немыслимо. На основе психологических иссле­дований было установлено, что качество применения знаний в зна­чительной мере зависит от методов обучения.

Умея применять знания в стандартных условиях, учащиеся не­редко теряются, если ситуация изменяется. Формируя у учащихся знания, навыки и умения, необходимо подводить детей к усвоению обобщенных способов выполнения действий, создающих возмож­ности переноса их в какие-либо ситуации — учебные или жизнен­ные. Однако выполнение заданий по готовому образцу или алго­ритмическим предписаниям намного ускоряет процесс формирова­ния навыков и умений и их применения. Поэтому в реальном учебном процессе необходимо оптимально сочетать обучение по образцу с применением знаний в проблемных ситуациях на осно­ве творческого переноса обобщенных способов выполнения дейст­вий.

Урок применения знаний, навыков и умений предполагает вы­полнение учащимися сложных комплексных заданий, охватываю­щих знания, навыки и умения по крупным разделам или темам программы. Такие задания учащиеся должны выполнять самостоя­тельно, но под контролем и при помощи учителя.

Приобретенный интеллектуальный и практический опыт приме­няется творчески, если учащиеся самостоятельно выполняют лабо­раторные и практические опыты и задания, вычислительные или познавательные задачи, письменные и графические работы разных

видов. Наиболее благоприятные условия для организации специ­альных уроков применения знаний, навыков и умений создаются в условиях кабинетной системы при изучении математики, языка, химии, географии, биологии.

Наиболее общие требования к урокам этого типа заключают­ся в том, чтобы предварительно вооружить учащихся необходимы­ми знаниями, навыками и умениями, а также способностью конт­роля и самоконтроля.

Структура урока этого типа зависит прежде всего от логики процесса применения знаний, навыков и умений и особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестан­дартных заданий. В процессе применения знаний и действий мы различаем следующие основные звенья: 1) воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач; 2) анализ задания, рас­крытие способов решения творческих его элементов; 3) подготовка необходимого оборудования; 4) самостоятельное выполнение прак­тической части работы; 5) обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий, полученных на уроке; 6) контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе выполнения заданий.

Исходя из этого, мы предлагаем следующую примерную струк­туру урока данного типа:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания. Она осуще­ствляется на основе следующих методов и приемов: фронтальной беседы и устного опроса для выявления знаний и способов опреде­ления учащимися аппаратуры, приборов, необходимых для выполнения поставленных заданий, выявления навыков и умений рабо­ты с данным оборудованием и коррекции.

2. Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение те­мы, цели и задач урока. Основным мотивом выполнения конкрет­ного практического задания является осознание учащимися прак­тической значимости тех знаний, навыков и умений, которыми они должны овладеть на уроке или творчески применить их на практике. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятель­ное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены, как оформить отчет —в письменном, гра­фическом или предметном виде, как будет оцениваться результат работы каждого учащегося. Учащиеся усваивают содержание ра­боты, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается зада­ние, содержание инструкции (устной или письменной), инструк­тивной или технологической карточки и т. п.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необхо­димо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в не­-

сколько измененном виде, какие нужно использовать инструкции, приборы, аппараты и т. п.

В IV—VI классах следует более подробно, чем в старших, инструктировать детей. Чтобы проверить исходные навыки уча­щихся, учитель ставит перед классом несколько вопросов: какое оборудование вам необходимо для выполнения задания? Как его лучше использовать? Какие наблюдения вам нужно провести? Как вы будете фиксировать их результаты? Какие измерения не­обходимо выполнить в процессе работы? Как и в какой последо­вательности вы будете их выполнять?

Начиная с VII класса учащихся следует приучать к большей самостоятельности в творческом применении комплекса знаний и навыков. Постепенно учащиеся приучаются работать по четко ус­тановленному заданию, которое дает им возможность трудиться активно и творчески, проявлять инициативу в организации рабо­чего места, монтировании приборов, применении инструментов.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под конт­ролем и с помощью учителя. Учащиеся выполняют практическое задание индивидуально, попарно, группами — в зависимости от количества комплектов необходимого оборудования. Учитель при этом наблюдает за учащимися, способами выполнения ими дей­ствий, за их сноровкой, старательностью, приходит на помощь, на­правляя на основе косвенных вопросов и опосредствованных за­даний их деятельность в нужное русло.

Сложность педагогического руководства на этом этапе заклю­чается в том, что у учащихся неодинаковая подготовка, различные способности, а это приводит к неодинаковым темпам работы. Как уже говорилось, в IV—VI классах часть школьников может выпол­нить в 2—3 раза больший объем работы, чем средние и слабые по подготовке учащиеся. Кроме того, необходимо на этом этапе учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся, особенности их психических функций, способность к самостоятель­ному решению проблем или творческому переносу знаний и навы­ков в новые условия.

Немалую роль в данном процессе играют и такие особенности личности учащихся, как воля и характер, умение поставить перед собой цель и найти оптимальные способы для ее достижения, про­явить настойчивость в преодолении препятствий.

Все это требует от учителя индивидуального подхода к уча­щимся, дифференциации заданий для самостоятельной работы как на уроках, так и дома. Для тех, например, кто медленно пишет, следует подбирать задания, требующие минимума описательной работы; для неуверенных в своих практических действиях учащих­ся или тех, кто слабо справляется с вычислительными действиями, к основному заданию предлагаются дополнительные или вспомо­гательные — более простые по содержанию и числовым данным, которые косвенным образом помогут учащимся найти правильный способ решения задачи.

5. Обобщенней систематизация учащимися результатов работы. Выполнив задание, учащиеся тщательно анализируют полученные результаты, систематизируют их и отображают в виде таблиц, графиков, диаграмм, обобщают и формулируют выводы, фиксиру­ют их в тетради в виде сжатого письменного, иногда и графиче­ского отчета.

6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной ра­боты и теоретическая интерпретация полученных результатов. В отчете каждый ученик указывает тему, задание, исходные теорети­ческие Данные, раскрывает ход работы, анализирует полученные результаты и отображает их в виде таблицы, графика, диаграммы, а также приводит результаты анализа, сравнения, обобщения в виде формулировок закономерностей, выводов, правил, дает тео­ретическую интерпретацию полученных результатов. На основе отчета учитель может проверить знания учащимися данного мате­риала. Оцениваются работы комплексно: здесь следует учитывать качество письменного отчета, устных ответов по теме и результа­ты наблюдения за учащимися во время выполнения ими задания.

7. Итоги урока и домашнее задание.

Наши рекомендации