Принятие сообщения, проверка его и оценка риска
Профессиональные трудности:
• непонимание критериев оценки положения ребенка, преимущественная ориентация специалистов на бытовые условия и социальные стереотипы,
• неумение проводить диагностическое интервью - те, разговаривать с ребенком и его родителями о происшедшем, удерживая цель (оценка безопасности ребенка в настоящее время и оценка риска повторения жестокого обращения],и не сбиваясь на воспитание родителей и угрозы их адрес.
Организационные сложности:
• отсутствие конкретного уполномоченного органа, в обязанности которого входит контроль за положением ребенка (смешение функций опеки, КДН, милиции),
привычка посещать семью большим количеством специалистов, независимо от тяжести случая.
дублирование функций,
• отсутствие регламентированных сроков (в зависимости от тяжести случая) и учреждений, в которые случай передается, если принимается решение о его открытии,
• отсутствие временных замещающих семей, куда ребенок может быть помещен на время расследования/оказания помощи семье.
3. Открытие случая, назначение куратора (ответственно-о за его ведение) и диагностика проблем семьи. Организационные сложностиимеют различный характер.
• В некоторых местах, особенно в отдаленных сельских районах, вообще отсутствуют социальные службы, в других есть дефицит специалистов (не хватает специалистов по социальной работе, отсутствуют психологи и т.п.).
• Социальные службы имеют широкий спектр деятельности (от организации праздников, выдачи материальной помощи, помощи инвалидам и пожилым людям до организации дневного пребывания детей, сопровождения неблагополучных семей, помощи ВИЧ-инфицированным) и могут делать акцент на той деятельности, за которую легче отчитываться, а не на работе с неблагополучными семьями.
• Работа соц.служб оценивается в основном по количеству клиентов и оказанных им услуг, а не по результатам изменения в положении ребенка. Специалистам не хватает времени на формирование контакта с семьей, изучение ее проблем.
Профессиональные трудности:
• специалисты просто пропускают этап диагностики проблем семьи;
• испытывают трудности формирования контакта - особенно с родителями, злоупотребляющими алкоголем (негативное отношение к ним, принимают на свой счет проявления зависимости, болезненно реагируют на агрессию, боятся обсуждать острые темы и т.п.);
• не умеют формулировать проблемы, исходя из потребностей ребенка, а не моральных оценок;
часто не умеют выделять и анализировать те проблемы, которые приводят к жестокому обращению с ребенком (например, зависимость и «зависимость, детский опыт родителей, проблемы супружеских отношений и т.п.).
4. Подбор команды, консилиум и составлениереабили-|ционного плана.
Организационные проблемы:
Поскольку у большинства неблагополучных семей проблемы носят сочетанный характер, для их преодоления требуется усилия специалистов разного профиля (врач, социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, е1с). Часто они работают в разных организациях (поликлиники, школы, учреждения доп.образования, соц.службы, центры занятости и т.п.), их трудно собрать вместе.
• Необходимость выполнения реабилитационного плана не регламентируется.
• Службы часто конкурируют между собой.
Роль консилиума часто сводится не к совместной разработке реабилитационного плана и взятию на себя участниками конкретных обязательств для достижения общих целей, а к контролю за специалистом, который занимается случаем.
• Отсутствие специалистов, которые обладают знаниями в области помощи семьям и одновременно имеют навыки руководства групповой работой (трудности определения ведущего консилиума).
Профессиональные сложности:
трудности составления реабилитационных планов прежде всего обусловлены тем, что специалисты часто имеют поверхностное представление о семье и ее проблемах, что не позволяет выделить мишени работы (те вещи-параметры-факторы-обстоятельства, воздействие на которые может привести к изменениям в семье);
отсутствие навыков командной работы {неумение распределять функции, перетягивание на себя, конкуренция);
• трудности в понимании и формулировании целей и задач относительно каждой конкретной семьи;
• недостаточная конкретность планов, размытость сроков и ответственных;
• неумение привлекать семью для составления и реализации плана.
5. Реализация реабилитационных планов и отслеживание результатов.
Профессиональные сложности:
• непоследовательность и фрагментарность работы (потеря в ходе работы цели - задач, которые надо разрешить в ходе визита или беседы),
• недооценка сроков, необходимых для изменений и ресурсов семьи,
• трудности отслеживания промежуточных позитивных результатов
• собственные проблемы зависимости, «зависимости, опыт пережитого самими специалистами жестокого обращения, последствия профессионального выгорания, что в целом искажает понимание проблем клиентов, препятствует формированию контакта с ними.
Организационные проблемы:
• необязательность договоренностей и трудности работы в команде;
• отсутствие замещающих семей, что сильно искажает оценку риска для ребенка и делает специалиста бессильным, т.к. помещение в детский дом часто является ухудшением положения ребенка.
Преодоление этих сложностей на этапе внедрения системы раннего выявления жестокого обращения с детьми, как правило, занимает длительное время - иногда до нескольких лет. Это обусловлено дефицитом и высокой текучестью кадров в социальной сфере (значительное количество обученных специалистов за время внедрения системы успевает сменить работу на менее тяжелую и более оплачиваемую), выраженной инерционностью системы управления, длительным согласованием и утверждением функций и регламентов, различием ресурсов и инфрастуктуры социальных служб в каждом регионе, противоречивостью интересов (на первом этапе, как только система раннего выявления начинает работать, значительно увеличивается количество выявленных случаев жестокого обращения, в том числе требующих принятия неотложных мер, что негативно воспринимается сточки зрения статистики и необходимости нести ответственность за непроработанные случаи) и множеством других причин.
Опыт показывает, что для разрешения этих проблем небходимы:
• политическая воля на уровне региона (края, области),
• понимание руководителями учреждений системы профилактики места своей организации в системе раннего выявления,
• координация усилий всех служб в работе по методу ведения случая,
• обучение специалистов,
• регулярная супервизия их работы.
При этом обучение специалистов должно ориентироваться не только на предоставление профессиональных знаний, но, в первую очередь, на изменение ценностей и личностных установок, без чего профессиональные знания не используются в практической работе.