Лексико-грамматические игры и упражнения. €

• «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, заме­чательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

• «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, ку­паются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

• «Что будешь делать летом?» Дети составляют распрост­раненные предложения, по очереди отвечая на этот вопрос.

• «Составь предложение». Составления предложений с пред­логами над, между, из-за по предметным картинкам.

Над цветком порхает бабочка. Между деревьями растет куст. Из-за дерева выглядывает мальчик. И т. д.

Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела.

• «Букет цветов». Усвоение категории родительного паде­жа множественного числа.

На доске — картинки с изображением цветов (садовых, по­левых, лесных). Дети по очереди составляют предложения по образцу.

Я нарву букет ромашек. Это полевые цветы.

Я нарву букет роз. Это садовые цветы.

Я нарву букет колокольчиков. Это лесные цветы. И т. д.

• «Что около?» Составление предложений с предлогом око­ло по картинкам.

На доске — 7—8 картинок по изучаемой теме. Дети ком­ментируют: «Около муравья ромашка и дерево». Или: «Око­ло самоката лодка и речка». И т. д.

Развитие связной речи

• Составление предложений о «дружбе» по двум опорным предметным картинкам.

Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит». Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит». Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит». Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит». Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит». Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит». Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит». Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит». Лето «дружит» с грозой, а с сосульками «не дружит». Лето «дружит» с платьем, а с шубой «не дружит». И т. д.

Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движе­ний в такт стихотворению.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть: Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать.

Закрепление пройденных звуков и букв

• Преобразование слов: тачка — качка — дачка — пачка — почка — ночка — дочка — кочка — точка — тучка — жучка — ручка — речка — гречка.

• Диктант. Слова составлены из пройденных букв.

• «Прочти половинку». Логопед предлагает детям прочитать только первую или вторую половину слова (слова составлены из пройденных букв).

• Чтение слов по карточкам с выкладыванием графичес­кой схемы.

• «Допиши слово»

• «Исправь слово»

• Преобразование слов: забор — бор — хор — сор — вор — двор — дворник — дворники.

• «Составь предложение». На игровом поле — карточки со словами. Дети должны составить из них предложения. Ромы, у, ракета; суку, сова, на; столе, на, книга и т. д.

• Пересказ рассказа «Ворона и заяц» (Л. П. Успенская, М. В. Успенский. Учитесь правильно говорить. Часть 2. — М.: Просвещение, 1991).

Список литературы

Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Про­свещение, 1972.

Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слу­ха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для

выполнения заданий ребенком. — М.: Акалис, 1995. — Серия «Опыт рабо­ты практического педагога».

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошколь­ников. — М.: Школа-Пресс, 1999.

Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Про­свещение, 1985.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедичес­кие занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. — М.: Гном-Пресс, 1998.

Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. — 64 с. — Серия «Опыт работы практического педагога».

Лопухина И. С. Логопедия. — М.: Аквариум, 1995.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просве­щение, 1988.

Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной ре­чи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1968.

Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков зву­кового анализа и обучение грамоте. — М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.

Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1991.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специаль­ном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Альфа, 1993.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания де­тей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского са­да). — М.: Министерство образования РСФСР, 1993.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.

Содержание

Предисловие ........................................ 3

Первый период (сентябрь — ноябрь) ......................... 7

Тематический цикл «Осень» .............................. 7

Тематический цикл «Овощи» ............................. 10

Тематический цикл «Фрукты» ............................ 13

Тематический цикл «Сад — огород» ........................ 15

Тематический цикл «Лес» ............................... 18

Тематический цикл «Грибы и ягоды» ....................... 21

Тематический цикл «Перелетные птицы» .................... 23

Тематический цикл «Зимующие птицы» ..................... 25

Тематический цикл «Части тела» .......................... 28

Тематический цикл «Посуда» ............................ 31

Второй — третий периоды (декабрь — февраль, март — май) ....... 36

Тематический цикл «Продукты питания» .................... 36

Тематический цикл «Одежда, обувь, головные уборы» ........... 39

Тематический цикл «Зима» .............................. 42

Тематический цикл «Новогодний праздник» .................. 45

Тематический цикл «Домашние животные» ................... 48

Тематический цикл «Дикие животные наших лесов» ............ 50

Тематический цикл «Дикие животные холодных и жарких стран» 53 Тематический цикл «Рыбы» ............................. 57

Тематический цикл «Наш город» .......................... 60

Тематический цикл «Наша улица» ......................... 63

Тематический цикл «Дом и его части» ...................... 65

Тематический цикл «Мебель» ............................ 68

Тематический цикл «Моя семья» .......................... 71

Тематический цикл «Профессии» ......................... 74

Тематический цикл «Хлеб» .............................. 77

Тематический цикл «Транспорт» .......................... 80

Тематический цикл «Весна» ............................. 83

Тематический цикл «Насекомые» .......................... 86

Тематический цикл «Школа» ............................ 89

Тематический цикл «Лето» .............................. 91

Список литературы .................................... 93








Наши рекомендации