Об изучении эффективности воспитательного процесса

Эффективность воспитательного процесса характеризуется изменениями в детском оздоровительно-образовательном центре на четырех уровнях:

- теоретическом (обобщенной модели);

- отдельных элементов воспитательной системы (порядок организации жизнедеятельности: мероприятий, оздоровительных процедур, питания, режима дня и т. д.);

- проекта конкретного осуществления воспитательного процесса в виде плана каждой смены и планов работы временных объединений;

- реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

Действенное средство повышения каче­ства воспитательного процесса–педагогический анализ; в анализе воспи­тательной работы, прежде всего, фиксируются положительные ре­зультаты — закрепляются формы, методы, приёмы, с помощью ко­торых они были достигнуты, предотвращается повторение ошибок, создаются реальные условия для обоснованного планирования. Все­сторонний и глубокий анализ воспитательной работы позволяет про­думать и оценить ее с основных требований — общепедагогических, методических. Каждая из этих сторон имеет задачи, свою специфи­ку и может анализироваться самостоятельно. Так, при анализе педа­гогический акцент делается на содержание процесса, его организа­цию, приемы и методы проведения воспитательной работы, её ре­зультативность.

Предметом педагогического анализа становятся вопросы, связан­ные с учетом психологических состояний, эмоционально-волевых сторон личности, с учетом индивидуальных и возрастных особенно­стей коллектива, прежде всего анализ прожитого дня (анализ от­дельных педагогических воздействий на личность, анализ деятель­ности отдельных дел).

Чтобы анализ был действенным, необходимо хорошо знать педа­гогические требования к анализу и следовать этим требованиям в своей практике, анализируя и оценивая работу.

Педагогические требования к анализу

Непрерывность анализа — каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требуют немедленной оценки для определенного ха­рактера последующих действий.

Глубина — анализируя события, факты, дело, необходимо видеть суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положи­тельном или отрицательном отношении на качество: систематич­ность и последовательность — анализировать не случайные эпизо­ды, факты, а видеть явления в связи развитии, движении.

Конструктивность — критическое осмысление явления, поиск в нём элементов, способствующих его развитию.

Объективность — реально оценивать труд вожатого, детей, вло­женный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями.

Анализ дня в организационный период

1. Анализ выполнения поставленных задач:

(по материалам международного детского Центра «Артек»):

а) насколько деятельность, организованная в группе, способство­вала решению поставленных задач? Как в этих делах проявили себя дети?;

б) кто стал организатором? Как ему удалась эта роль?;

в) как проявились интересы, способности, склонности детей? Ка­ким видам деятельности они отдают предпочтение?;

г) как проявляются моральные качества детей, черты характера, как складываются отношения между ними? Есть ли неформальные группы? Отношения внутри этих групп. Отношения между девоч­ками и мальчиками.

2. Как подростки воспринимают требования распорядка дня? Прини­мают их? Проявляют готовность выполнять? Кто из ребят требует осо­бой индивидуальной работы. Почему? Предлагаемые действия в отно­шении их. Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность. Какие методы, приемы используются для изучения де­тей? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.

Анализ дня в основной и заключительный период

1. Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день способствовали выполнению поставленных задач?

2. Удалось ли решить поставленные задачи (воспитательные, по­знавательные, развивающие, организационные)?

Как развиваются отношения в группе:

♦ между лидерами (официальными и неформальными) и осталь­ными ребятами;

♦ между группами;

♦ внутри группировок;

♦ между мальчиками и девочками;

♦ как меняется состояние коллектива, его настрой на дела?

3. Какие методы используются для решения поставленных задач? Как реагируют дети на них? Их эффективность. Что необходимо предпринять, чтобы закрепить эффект?

4. Какие методы, приемы используются для сбора информации о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отноше­ниях? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы.

В педагогических анализах за день вожатые должны стремиться осмыслить деятельность, направленную на формирование личности ребенка, поступков, отношений между сверстниками, взрослыми и отношение детей ко всему новому, происходившему за лагерную смену. Педагоги должны видеть каждого ребенка и коллектив в целом, определять настроение, отношения; быстро реагировать на проблемные ситуации, возникающие в отряде или с отдельными детьми; ставить актуальные, личностно-ориентированные цели, реальные для достижения в условиях временного коллектива.

Для качественной работы вожатому кроме ведения дневника в течение смены, проведения психолого-педагогического анализа, следует проводить в конце каждой смены анализ педагогической деятель­ности.

Примерная схема анализа смены

1. В какой степени удалось решить общие задачи смены? (опреде­ляемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи, вытекающие из особенностей воспитанников? Отличительные особенности ребят (потребности, способности, ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда задачи и пути их решения. Насколько деятельность и отношения в группе способствова­ли решению поставленных задач?

2. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в кол­лективе на развитие личности ребенка? Чему научились дети, какие знания приобрели?

3. Как менялся коллектив в течение смены? Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении со­стояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены? Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены. Какие конкретные дела свидетельствуют об укреплении кол­лективных отношений в отряде?

4. Эффективность отдельных методов и приемов в решении по­ставленных задач. Результаты исследования.

Памятка

руководителю, педагогу-организатору

Использования элементов методики «SWOT-анализ» для изучения мнения о любом виде деятельности детей и взрослых опирается на требования:

- чёткое определение темы или смысла деятельности, по которой идет «мозговой штурм» организаторами;

- мгновенность реакции;

- обсуждение в небольших группах;

- представление итогов работы в группе одним человеком;

- в каждой колонке матрицы прописывать не больше трех предложений;

- поиск выработки общего мнения;

- предоставление возможности высказывания в случае полного несовпадения мнений.

Вариант матрицы для заполнения по итогам работы в группе:

Сильные стороны Слабые стороны Что тревожит Перспектива
       
       
       

Положительные стороны работы по предложенной форме:

- дает возможность иметь четкую картину мнений;

- четко определяет перспективы или дальнейшего развития или прекращение какого-либо вида деятельности;

- дает материал к осмыслению проблемы как участниками деятельности, так и руководством;

- позволяет выявлять лидера;

- работа в группе не предполагает персональной ответственности, поэтому вероятны свободные высказывания.

Наши рекомендации