Закономерности и принципы эстет. воспит
ЭВ-процесс формир-я спос-тей восприятия и поним-я прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстет-х знаний и вкусов, развития задатков и спос-тей в обл.искусства. Цель ЭВ – формир-е эстетич-й культуры личности. Эстет-е восприятие – спос-ть выделять в иск-ве и жизни эст-е свойства, образы и испытывать эст-е чувства. Главн. Закон-ть функцион-я и развит. Воспит-я - ориентация на развитие личн-ти. Чем гармоничнее будет общекультурное,соц-нравств и професс развитие лич-ти,тем более свободным и творч.человек стан-ся в реализации культурно-гуманистич ф-ции. Ведущий принцип в системе гуманистич.принципов воспит-я–пр-п непрерывного общего и профес-го развития личности(все ост принципы подчинены ему, обеспеч условия его осущ-я).Пр-п природосообразности(основ.на научн понимании естеств и соц процессов, т.е. все должно подчиняться жизни человека в природе, формир ответственности за себя и окруж мир) Пр-п культуросообразности воспит-я(решение задач приобщения человека к разл пластам культуры (бытовой, физич,материальной,духовной,политич,экономич,интеллектуальной,нравств) Важно, чтобы уч-ся выступ.объектом воспит-я-эта закон-ть обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов(отнош-е к учащемуся как к уникальному явл-ю).Пр-п полисубъектного (диалогического)подхода–диалог между уч-ся и педагогом.В реальн пед практике важно учитывать и более частные пр-пы организации воспит-й работы:пр-п обуч-я и воспит-я детей в колл-ве.(предпол оптимальное сочет-е коллективных, групповых и индивид-х форм организации пед. процесса.Пр-п связи воспит-я с жизнью и производственной практикой(реализация – вовлечение в труд-ю деят-ть,кот должна принос.пользу и радость).Пр-п эстетизации детской жизни(Формир-е у детей эстетич-го отнош-я к действит-ти позволяет развить у них высокий худ-эстетич.вкус,дать возм-ть познать подлинную красоту обществ-х эстет-х идеалов.Важнейший пр организации детской деят-ти-уважение к личности ребенка в сочет.с разумной требовательностью к нему(тесно связ с пр-пом опоры на хорошее в чел-ке, на сильные стороны его личности) Он может реализ-ся при учете пр-па согласованности требований школы,семьи и общественности.Пр.увлечения процессами обуч-я.Пр.сочет-я прямых и параллельных пед-х действий(прям–сам процесс обуч, паралл.–ребенок-участник пр-са обуч-я).Закон-ть воспит-я—совок-ть объективных,общих,существенных,необход-х, устойч.повтор-ся связей между воспитат-ми явлениями, компонентами пр-са воспит-я, характеризующих их развитие и функционир-е. Пр-пы обуч-я—наиб.общие (руководящие) полож-я, пределяющие треб-я к содерж-ю,организации и осущ-ю пр-са воспит-я.Закон-сти процесса воспит-я:1)зависимость воспит-я от уровня соц-экон-го, культ.развития общ-ва;2)ориентация восп-я на развитие лич-ти путём присвоения ею соц.опыта, культуры и духовных цен-тей,3)воспит-е лич-ти происх.в деят-ти и общении;4)эффект-ть воспит-я обусловл.активностью лич-ти,самовоспит-и;5)зависимость саморазвития лич-ти от степени индивидуализации и творч. Направл-ти пр-са воспит-я;6)завис-ть эфф-ти восп-я от его целей,содерж-я, методов,ср-в, форм,условий;7) пр-сы воспит-я и обуч-я взаимопроникающие и взаимозависимые,обуч-е соподчинено восп-ю.Пр-пы,кот.выполняют функции метапр-пов(носят методологический хар-р)пр-п воспит-я в кол-ве(рассм.кол-в как фактор и средство воспит-я лич-ти,оптимально сочетать индивид-ные, групповые, колл-ные формы процесса обуч-я.Пр.связи воспит-я с жизнью и практикой требует систем-го ознакомления шк-ков с событиями, происх.в стране и мире,вовлечение в посильную трудовую, общественно полезную деят.Пр.уважения к личности ребенка в сочет.с разумной требоват-тью к нему.Пр.опоры на положит.в человеке,на сильные стороны его лич-сти(трактовка утверждения А.С. Макаренко)Пр. эстетизации детской жизни (формир-е у воспит-ков эстетического отнош.к действит-ти,развитие их худ-эстет.вкуса. Пр.сочет-я педаг-го управл-я с развитием инициативы и самостоят-ти воспит-ков.
20. Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе худ. образ.Под ДП понимают нек очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитат процесс. Осн принципы: 1. Принцип систематичности (начало и продолжение обучения в том же ритме) Принцип последовательности (все должно быть логическим и продолжать осн мысль); 2.Принцип доступности (соответств уровню развит детей); 3.Принцип активности (ученик должен быть заинтересован тем, что делает); 4. Принцип наглядности (лучше всего исп наглядн мат-л, компьют технологии) Принцип историчности в развитии данного учебного предмета и учебного элемента (объекта, явления, метода).
Процесс обучения может быть эффективным только при условии, что учащийся обладает учебной мотивацией к изучаемому предмету, самостоятельно и полно выполняет адекватную цель обучения. Но для худ образования важны больше всего принцип научности (т.к. ребенок познает мир, знания должны быть достоверны), принцип наглядности (подкрепление изучаемого зрительным восприятием). В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности учащихся — также один из важнейших дидактических принципов. Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.
Итак, учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности обучения. Для предмета ИЗО также важен ПРИНЦИП ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ.
21. Углуб-оеизуч иск в худ. шк и тудиях Систематическое ознакомление уч с произведениями худ.тв. яв 1м из ср-в эстет воспит. В выдающихся произведениях худ как в фокусе собраны типичные яв жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки худ произведений повышают культ уровень уч. Знания и навыки постепенно развиваются - начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания худ средств выражения, с помощью которых худ смог передать свой замысел Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т. д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании ||Изуч изо в общеобраз школе - продолжение нач этапа худ-эстет развития личности и явважн, неотъемлемым звеном в системе непрерыв образ-ия ||Продолж.формир у уч эст-ого отношения к миру на основе визуальных худ образов, реализации художественно-творческого потенциала уч на материале изобразительного искусства их углубления и более широкого раскрытия ||Изуч изо в основ шк направлено на формир морально-нравственных ценностей, представлений о реальной худ картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, худ-ого типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в др предметах уч-ой программы, обеспечивает становление целостного мышления уч. Творчдеят с исп-ем худ материалов и техник может быть доптв. проектами на основе мультимедийных технологий|| Осн линиями при изуч изо яв: возник-ие и виды пласт иск-в; язык и жанры изо; худ образ и худ-выраз-ые ср жив, граф, скульпт, дпи; связь времен в иск на примере эволюции худ образов. Примерные програ общ образ-ия по изо состав-ы из расчета часов, указ в Базисном учпланеобразо-ых учреждений общего образования. Предмет «изо» рекомендизуч в 5—7 кл в объеме не менее 105 ч (по 35 ч в каждкл) ||Оснпредм - рис, жив, композ, ист иск-в, скульпт. Ежегодно шкприним участие во мн выставках, кот проход в респ и за рубежом. Работы, удостоен в разн годы высоких наград и поощрений, публик в респуб и зарубеж печати, вкл в каталоги международвыставок дет творчества. Сотни рис стали достоянием дошк и шкучреж-ий, библиотек, дет домов. Выпускники продолжобуч в уч заведениях культ и иск-ва. Мн выпускники становятся известными мастерами изо. В шкпостояндейст выставка работ самых способных и талантливых уч, проходят худ просмотры и различ конкурсы рис и поделок. Прин актив участие во всех конкурсах и выставках р-а, города. Уч посещают выставки и музеи, что стимулирует тв-во и расширяет кругозор||Гл задачей изуч худ дисциплин явразвтв-их способностей, воспитхуд вкуса, приобщение к МХК. отличается от общеобраз, более глубизуч и подготовкой специалистов, а не просто любителей
22. Современная система эстет.воспит. и общего худ. образ. в РБ имеется хор сформир система эстет образ и восп подрастающего поколения. Она вкл в себя разветвленную сеть уч, внешк и культ-просветит учреждений ||4797 внешкучрежд культ. Это 272 центра детсктв-ва, 11 парков, 3154 летних оздоровительных лагеря, 525 детск муз, худ и хореограф шк и шк искусств, 271 дет библиот, 487 спорт детско-юношеских шк, 76 дет внешк учрежд,5229 публичных библ, кот предостав свои фонды юным чит-ям, 156 музеев, 4674 клубных учрежд, 26 театров, 13 концертных залов, 2 цирка|| Ведущую роль в эстет воспит игр общеобразшк, где заклад фундамент предметов худ цикла: лит, муз, изоб. Именно в школе эстет воспитосущ-ся как единый процесс ||Вся система эстет воспит нацелена на общ развитие реб, как в эст плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуал. Это достигается путем: овладения реб знаниями худ-эст культ, развития способности к худ-эст тв-ву и разв эст психолог качеств чел, кот выр эст-им восприятием, чувством, оценкой, вкусом и др псих-ми категориями эст воспит. В наше время проблема эстовоспит, развития личности, формир эст культ одна из важн задач, стоящих перед шк. Процесс ист-культ становления системы худ образ в Б. отраж принципы формир худ культ в целом. На протяжении мн веков шло накоп опыта, совершенствование методов и форм обуч в каждом из видов иск (муз, театр, изо) ||Если рассматрсистему худ образ в целом (шк→сред спец учзавед→ вуз), то в ней может присутствовать не только традиц но и инновации, базирующиеся на практике худ синтеза искусств
Основ гос док(для худ) - "Закон об образ в РБ" и "З. о культ в РБ". Система гос худ образв РБ -эст воспит, общее худ и проф худ образ. Основ целями худ образ-я на соврем этапе яв: повышур подготовки специалистов в сфере худ культ, сохран и развит соответствующей системы учреждений, сложившейся в Б || В основном сохрантрад-ые методы преподавания, ср-ва и организац-ые формы обуч. Совр систем худ образ определ неразрывностью психолого-пед-их оснований худ-эст пед-ой деят-сти Наличии в шк аудио и видео аппаратуры, комп. Методики: развив креативность, содействующие формиржизн целей и т.п., а также методики, диагностир способности учащихся к различным видам худ-эстдеят 23. Соврем многоуров система проф худ. образ. в РБцел ряд измен не только в структуре и содерж. системыобраз в целом, но и в самом подходе к образ. Это выраж в ↑ вклада гуманитарных наук и иск в общую системувоспит, а также, развитие культ личности и ее творческих начал| В основе новой идеологии образования – воспитание у каждого человека потребности узнавать новое, способности достижения высокого уровня компетентности в избранной профессиональной области. Это обосновывает и новый взгляд на личность учителя. Таким образом, происходит переход от идеи «образованного человека» к идее «человека профессиональной культуры»|| Традиции в содерж и организуч процесса в учзавед культ и -1 аспирантуры -2. обуч в ие мастерские -3. система ранней профессионализации (в ряде случаев с 6 лет) ,ср спец шк -4. Внедрение там, где это необход, одновременного освоения общ и ср проф образ -5. дет шк иск разных типов (1 уровень), уч-пед комплексов: "гимназия-колледж", "ср шк - колледж искусств", училищ и колледжей (2 уровень) и высших учебных заведений культ и иск (3 уровень)- 6. подгот в рамках высшего проф худ образ без разделения на бакалавриат и магистратуру-7. специфич треб и условий приема, связанных с одаренностью и уров освоения худ-практич навыков -8. гос поддержки худ одарен молодежи ||Структур худ образ- начальное звено (> 500 уч заведений); ср спец учзавед (25 училищ, лицеев, колледжей, гимназий); три ↑ учзавед (БГАмузыки, БГАискусств и БГУКИ) || Начальное звено системы охватывает целую сеть дет шк искусств различной направленности: муз, худ, хореограф, фольклор. В послед годы произошл структур перестройка (выяв тенденция перепрофилир дет муз шк в шк искусств, где есть комплексное эстетичобуч ивоспит), ↓ кол-во муз и ↑ кол-во шк худ и хореограф профилей. Основ целью явсозд мах благоприятных условий для всестороннего развлич, всемерного раскрыт ее способностей| ср звено худ образ. - 1) муз -- 9 училищ, 3 колледжа, 1 лицей муз и хореограф, 1 комплекс "гимназия-колледж";2) изо-- 2 училища, 1 лицей, 5 отделений в училищах искусств3) хореограф-- 1 колледж, на 4-х отделениях училищ искусств, 1-м отделении колледжа искусств; 4) театр-- 3-х отделениях училищ искусств, 2-х - в муз колледжах и 1-м отделении в училище культуры. Гл задача - формир специалиста современного типа с развитым тв-им мышлением | проблемы связан с материально-технич и финан обеспечением уч процесса, престиж худ образования, несовпад интересов и мотивов уч с целями, учзавед, устаревшпрог и методики обуч, недоступная стоимость обучения. Но даже самые актив меры, кот будут приняты в отмеченных выше направлениях, не достигнут цели, если не будет разраб принципиально нов концепция развития худ образ, основ на современ принципах взаимоотношений "учащийся - предмет культуры - преподаватель". 24.Пед. требования к явлениям иск и худ.культурыОсобенности управ деят-ю дет определяются гл задачей образ-ой сферы – способствовать развит личности реб.| Учителю необход встать в позицию помощника, человека, кот способ достижению поставленных целей. Необходимо сделситуац взаимодействия предсказуемой и понятной для ученика. Такой, чтобы он сам мог делать выбор, принимать см решения.|| Б. Т. Лихачев рассматривает следующие принципы эст воспит: 1. Принцип всеобщности эст воспит и худ образ. 2. Единство эст, полит и нравственноговоспитшк-в. 3. Принцип комплексности воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. 4. Принцип творческой самодеятельности шк. 5. Пр эстетики детской жизни. Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбадривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка 25 Педагог.требования к организации конкурсов, фестивалей,выставок В задачу занятий изо и-вом входит эстет. и худ. воспит-е. Эстет.воспит. — это воспит. у уч-ся способно-сти к полноцен. восприятию прекрасного в жизни, природе, ис-ве, науке и общ-ве. Прекрасное воздей-ет на ум, душу, волю, обогащает дух.мир чела. Термин "эстет. воспит." имеет оч широк. знач.: он вкл. в себя и худ., и нрав-оевоспит-е. Эстет.воспит. — это приобщение чела не только к ис-ву, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Это и раскрытие творч. роли чела в жизни, красоты его труда, стремления к подвигу, и показ романтики современ. действит-ти, красоты реал.жизни во всем ее многообразии. Суть эстет.воспит. в том, чтоб каждый челнауч-ся жить красивее, науч. видеть, чу-вать и понимать прекрасное. Роль эстет.нач. в творч. деят-ти чела >. Эстет. отнош-е к жизни явл-ся первоосновой вдохновения, способств. превращ-ю труда в источник радости, дух. наслаждения.|| В проц-се эстет.воспит. формир-ся взгляды, чу-ва, вкусы и идеалы чела. Эстет. воспит. побуждает чела к благород., красивым и гуман.поступкам.|| Задача СОШ — различными мет-ми эстет.воспит. воздейст. на ум и чу-вареб., пробуждая у него эстет. эмоции, развивая его творч. возможности, творч. активность, кот. м. б. проявлена в различ. обл. деят-ти чела.