Лекция 2. социальная педагогика: предмет, ее прикладные задачи

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.

Это теория и практика обучения и воспитания отдельной лич-ности или группы людей, иногда объединенных социальной бе-дой и нуждающихся в реабилитации или лечении,

Предмет

их социализация. И как следствие, возникновение

Социальной

опыта лечения, адаптации, реабилитации и интег-

Педагогики

рации личности или группы людей в обществе.

В советское время понятия «социальная педагогика» в педагогической науке не существовало. В Педагогической эн-циклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики да-ется как «одно из направлений буржуазной педагогики», которая занимается изучением «пограничных социально-педагогических проблем».

«Марксистская педагогика считает, что нет такой области об-разования и воспитания, которая не была бы так или иначе свя-зана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли пе-дагогической науки считалось неправомерно. В то же время име-ются пограничные области знания между педагогикой и социоло-гией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания, педагогической социологией, экономикой народного образова-ния»1 .

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917г. занимались проблемами социальной педаго-гики, их труды и учебники широко публиковались2.

Более разумно социальную педагогику рассматривать в плане социальной философии, утверждающей, что человек, среда и воспитание, формирование личности, обучение, развитие чело-века от рождения до смерти находится под влиянием внешних и только внешних обстоятельств.

В настоящее время к социальной педагогике обращаются са-мые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и

1 Гурова Р.Г. Социальная педагогика//Пед. энциклопедия. Т. 4. — М., 1968. — С. 43.

2 См.: Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания1. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социаль-ное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организаци-ях, специально для этого созданных» [А.В.Мудрик].

По мнению В.Д.Семенова, «социальная педагогика, или педа-гогика среды, является научной дисциплиной, которая интегри-рует научные достижения смежных наук и реализует их в практи-ке общественного воспитания»2.

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основ-ной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика про-фессионального образования, воспитание в закрытых учреждени-ях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производствен-ная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы3.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться само-стоятельно.

Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные кон-такты с социологией образования, социологией воспитания, пе-дагогической, социальной психологией, психологией управле-ния»4. Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях

См.: МудрикА.В. Социализация//Магистр., 1993. — № 3. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. — С.16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 16—17. Там же. — С. 20.

кризисного состояния общества она выступает ведущей отрас-лью знаний. Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и ува-жения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убе-диться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в крити-ческой ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребен-ку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педаго-гики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, са-моутверждение .

т Прежде всего надо определить, что такое социальная

, среда. Это, во-первых, широкая социальная действи-социальш 1тельность, общество, государство и, во-вторых, это педагогикинепосредственное окружение ребенка, влияющее на

его формирование. Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота обще-ства о поколении будущего, поддержка человека обществом, кол-лективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и при-нятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окру-жающей среды на ребенка.

Социальное воспитание означает процесс помогающий чело-веку в целях его совершенствования, достижения успеха в опре-деленной жизненной ситуации, умения ориентироваться в обще-16

ственных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для под-ростка это еще и улица. Распостраненной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их органи-зовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искус-ством, идеей закаливания и т. д.

Термин социальная работа означает профессиональную деятель-ность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улуч-шить их социальное положение.

Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направлен-ную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отно-шений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях кризиса социализация ребенка (под-ростка) принимает обостренный характер. Ему потребуется под-держка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школь-ника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каж-дого ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает «на счетчик» (криминальный прием) или в руки наркоманов, ток-сикоманов.

Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддерж-ка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей.

Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагоги-ка — «наука о воспитательном влиянии социальной среды» [В.Д.Семенов].

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфлик-тах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социально-го работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание
личности (в обществе и для общества), следует помнить, что за-
"——— 17

дача социального воспитания состоит в формировании граждан-ской личности, самостоятельной, творческой, способной на по-зитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образова-ние в государственных, муниципальных, общественных и част-ных учебных учреждениях.

Эта система социального воспитания, существующая в совре-менных условиях, затрагивает вопросы теории и практики: соци-альной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного вос-питания, национальные особенности, религиозное и обществен-ное воспитание. Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социально-му работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

ф Какие процессы воспитания, организации ребенка

„ (подростка) в обществе охватывает социальная пе-
социальдагогика? Каковы ее социальные функции?

1. Первостепенной является изучение ребенка (под-ростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных со-циальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно органи-зовывать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объедине-нием различных специалистов, организаций, решающих пробле-мы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к органи-зации исследований различных проблем социального воспита-ния, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различ-ных педагогических центров.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сфор-мулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

- воспитательная,

- социально-правовая,

- социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под-ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра-вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ-ции, выполняет педагог.

Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Прикладные задачи социальной педагогики

Одна из прикладных задач педагогики состоит:

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творче-ству, взаимопониманию.

2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, оп-ределить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятель-ности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстни-ков, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необ-ходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и об-ществом, опираясь на нравственные и правовые нормы обществен-ных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить орга-низовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, по-мочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и спо-собности.

Социальная педагогика не новый раздел в педагогике, а сло-жившаяся система семейного, сословного, народного и христи-анского воспитания.

Она рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественно-го воспитания, историю семейного воспитания, историю право-славной этики, этнографии и этнопедагогики.

Поэтому, прежде чем рассмотреть практику современного со-циального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным па-мятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиро-тах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания, благотвори-тельности.

__ В середине XIX в. в отечественной педагогике после пуб-

Немного

* ликаций трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого уси-истории

лилось внимание к проблемам влияния на воспитание

и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности

и роли социальной педагогики.

Создание К.Д.Ушинским теории «истинно христианского» на-родного воспитания — воистину огромное событие в истории оте-чественной педагогики.

Многие ученые-педагоги XIX — начала XX в. обращаются к проблемам воспитания ребенка в семье. Издавалась Энциклопе-дия семейного воспитания, проводились специальные педагоги-ческие съезды и конференции, посвященные семейному воспи-танию, экспериментировалась и пропагандировалась педагогика ненасилия, теория свободного воспитания личности.

Работа П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его зна-чение», написанная в 80-х годах прошлого века, пользуется успе-хом и у современных социальных педагогов.

О важности создания социальной среды для воспитания ре-бенка писал Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924), утвер-ждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.

О школе как среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка, писал Петр Федорович Каптерев (1849—1922).

В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа «Соци-альная педагогика» (СПб., 1911). Его формула, что человек стано-вится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.

Он писал, что увеличивается число людей, утверждающих, что семья в результате экономического переворота вырождается, что функции социального воспитания семья теряет и их будет осуще-

ствлять школа1. Философия Наторпа отражала высокие идеалы че-ловечества, воспитание поколения в процессе социального мира.

О социальном становлении личности писал в «Основах педа-гогики» (Берлин, 1923) Сергей Иосифович Гессен (1887—1950). Школьное самоуправление, организацию участия школьников в общественной жизни Гессен рассматривал как социализацию лич-ности. Ученый выступил против классового подхода и принципа партийности в системе образования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском универ-ситете. Профессор. Был председателем Киевского философского и Фребелевского общества, работал в правительстве Скоропадско-го. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогическо-го института в Праге, заведовал кафедрой Православного бого-словского института в Париже. В 1942 г. принял сан священника, но продолжал научные исследования в области педагогики, пси-хологии, философии и богословия2.

Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда — глав-ный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.

Из всех этих влияний как первостепенные он выделяет вне-школьное религиозное воспитание и образование ребенка3.

Много для развития социальной педагогики сделал замечатель-ный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1887—1934). Главным в педагогике, считал он, должно быть развитие ребенка не в его генетических задатках, «а в той социальной и экономи-ческой среде в которой происходит его формирование и воспита-ние». Его основной тезис сводился к тому, что в формировании личности главным является «социальная наследственность», т. е.

нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение4.

См.: Яаторп П. Указ. соч. — С. 203-204.

См.: Осовский Е. Г. Педагогика российского зарубежья//Хрестоматия. — М., 1996. - С. 18-19. Там же. - С. 506-507.

См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечествен-ной педагогики. — М., 1995. — С. 81.

После Октябрьской революции создается новая система обра-зования, новая школа; формируется сеть культурных и просвети-тельных учреждений для взрослых; по-новому рас-Дискуссии

. сматриваются педагогические вопросы воспитания

0 социальной

1 и образования. Советская педагогика определяет

педагогике

едагогикесущность воспитания и образования, обосновы-вает принципы новой системы образования, называет функции, подчеркивает взаимосвязь всех ступеней образования — общего, профессионального и высшего. Изменилось содержание школь-ного образования; перед школой были поставлены задачи воспи-тания социалистической личности. Учительство становится «глав-ной армией социалистического просвещения» [В.И Ленин]. Детские и юношеские объединения, комсомол и пионерская организация включались в общую политику коммунистического воспитания молодежи.

Все эти вопросы воспитания и образования стали в 20-е гг. пред-метом дискуссий, сферой ожесточенной, политической борьбы. Шли дискуссии о цели воспитания, о социальной функции шко-лы, о связи школы с политикой, о новой педагогике, о биологи-ческом и социальном в воспитании, о системе образования и струк-туре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении'.

Одним из вопросов дискуссий была проблема отношения шко-лы и социальной среды, организованного и стихийного воспита-ния. Против школы только обучающей выступили ученые М.В.Кру-пенина и В.Н.Шульгин. Они выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей, так как «...без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии»2.

В этом процессе они видели как включение школы в жизнь среды, так и «педагогизацию» среды. Они выступили против тези-са отрыва коммунистического воспитания молодежи от среды, ее вредного влияния и против того, что педагогика должна зани-маться только организованным процессом воспитания.

Василий Николаевич Шульгин (1894—1965), приняв советскую власть, мечтал о воспитании нового человека в новом обществе о

1 См.: Королев Ф.Ф., Равкин З.И. Ленинское учение о культурной революции и
коммунистическом воспитании подрастающих поколений//Очерки истории шко-
лы и педагогической мысли народов СССР (1917—1941). — М., 1980. — С.21.

2 См.: Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. — М.,
1929.-С.137.

педагогике нового типа — педагогике социального воспитания. Тог-да ее называли педагогикой среды1. По его мнению, школа долж-на «врасти в жизнь» — внедряться в среду, влиять на нее и изме-нять ее. Но педагогика не сможет это осуществить без знания того, как среда влияет на ребенка, на формирование его личности, так как ребенок является «частью села, деревни, семьи»2.

В.Н.Шульгин выделял в педагогике нового общества три глав-ных задачи. Во-первых, изучение среды, в которой живет ребенок и которая влияет на него. Во-вторых, обучение и воспитание че-ловека, который сможет изменить среду. Для этого школа должна втягивать ребят в общественную работу с населением, и главное в этом — труд. В-третьих, школа должна стать центром преобразо-вания окружающей среды, что означает — влияние на родителей, жителей села в ходе ликвидации неграмотности, педагогического просвещения, помощи родителям в воспитании детей. Это и вли-яние детей на родителей, внедрение новой культуры в быт насе-ления.

В.Н.Шульгин представлял школу в социалистическом городе как школу-производство, где дети воспитывались бы в различных учебно-воспитательных учреждениях и каждый рабочий и колхоз-ник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда. Учителей был бы минимум. Само участие детей в обще-ственно-полезном труде становилось бы процессом их ознакомле-ния с экономической и политической жизнью общества.

Предложенный Шульгиным «метод проектов» должен был ре-шить все проблемы воспитания нового человека. Предлагались политические, производственные, культурные и бытовые «про-екты». Так, по производственному «проекту» планировалось «Про-ведение электричества в школу», «Разведение сои» и др. По куль-турному «проекту» -- «Организовать чтение газет в общежитии рабочих». Определялось, какие знания нужны для осуществления каждого «проекта». «Проекты» становились частью плана развития города, села, поселка. Выполнять эти «проекты» должны были дети, родители и учителя.

Да, дети включались в общественную жизнь, но многое было нелепым и осуществить им было не под силу. В 20—30-е годы шло раскулачивание, а дети осуществляли «проект»: «Поможем кол-

См.: Осухова Н.Г., Леев Н.Н. Социальное воспитание в наследии В.Н.Шулъги-на//Педагогика. - 1993. — № 3. — С. 74. Там же.

хозникам выполнить и перевыполнить контрольные цифры по хлебопашеству»1.

По проектам Шульгина приобретение знаний, умений и на-выков в школе было второстепенным. Главное — труд, а работа со взрослыми — это подготовка к жизни. Лучший вариант школы — детская коммуна, где дети жили бы самостоятельно, без родите-лей. Проект Шульгина приводил к снижению образовательного уровня детей, роли школы, но положительным было его исследо-вание влияния социальной среды на ребенка.

Современному социальному педагогу, работающему в микро-районе, следует обратиться к исследованиям условий жизни де-тей в микросреде в 1926 г. в Московском отделении Первой опыт-ной станции. Обследовали 88 семей, в которых было 122 ребенка от 8 до 15 лет. Результаты: не имели постели — 82 %, родители наказывали — 67%; не имели дома книг — 20 %; не имели гигие-нических навыков - 67 %; дети употребляли алкоголь - 7 % (ча-сто), 36 % (редко); дети курили -21 %2.

С результатами обследования ознакомили родителей, школь-ный врач консультировал их о здоровье и питании детей. Органи-зовывались различные культурные мероприятия вместе с родите-лями, что повлияло на их культурный уровень и быт.

Цели воспитания, по Шульгину, определялись особенностями окружающей ребенка среды. Нельзя забывать, писал он, что «ули-ца» воспитала Горького и Эдиссона, выработав у них упорство и стремление к достижению цели3. Шульгин определяет основные направления воспитательной работы: трудовое, умственное, эс-тетическое, физическое воспитание, а также социальная деятель-ность.

Исследования Шульгиным влияния на ребенка социальной среды, поднимаемые им вопросы социальной педагогики были, несомненно, гуманистическими, прогрессивными, но его клас-совый подход к воспитанию разрушал его благие намерения.

Мария Васильевна Крупенина (1882-1950) приняв пролетар-скую революцию, видела роль школы в новом обществе значи-тельно шире. Она считала, что школа должна быть не только цен-тром обучения: в ней должны зарождаться новые формы учебного и воспитательного процесса, где труд будет ведущим4.

1 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Указ. соч. — С. 102.

2 Там же. — С. 82.

3 Там же. — С. 85.

4 Там же.

В 1919 г. Крупенина организовала в Тучкове под Москвой детс-кий дом для беспризорных ребят. Эта практика дала ей материал для разработки теоретического определения социального воспи-тания.

Идея М.В.Крупениной состояла в том, что воспитание — это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить «организованный педагогический процесс» в не-организованный быт. Она ставила задачу сблизить организован-ный и неорганизованный процессы в воспитании.

М.В.Крупенина формулировала педагогику как науку, которая должна исследовать весь процесс «социального формирования человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развивается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которе его определяют, закономерности, которым он подчи-нен ы .

Ее стремление приблизить организованный педагогический процесс к реальной жизни, сделать его звеном системы социаль-ного воспитания привело к оценке ее педагогических взглядов как «антиленинской теории отмирания школы»2.

Как и Шульгин, она видела школу с новыми формами обуче-ния и воспитания, тесно связанную с окружающей средой, где ведущим будет труд детей вместе со взрослыми3.

Как идеолог «антиленинской теории отмирания школы, за принадлежность к контрреволюционной правотроцкистской орга-низации, орудовавшей в системе Наркомпроса» она была осужде-на, затем, отбыв срок, работала учителем в Северном Казахстане.

Прошедшие в 20-х гг. дискуссии о роли в новом обществе шко-лы и социальной среды, попытки некоторых ученых объединить процесс управляемого и неуправляемого воспитания личности окончились тем, что социальная педагогика получила официаль-ный статус «буржуазной науки» и в последующие годы стала не-востребованной ни среди ученых, ни среди практиков школьного дела.

Для понимания воспитательных функций социальной педаго-гики полезно обратиться к творческому наследию Павла Петро-

1 Крупенина М.В., Шульгин В.Н. Указ. соч. - М., 1929. - С.89.

2 См.: Цветкова И.В. К педагогическому портрету М.В.Крупениной//Педагоги-
ка. - 1993. -№3. - С. 71.

3 Там же.

вина Блонского (1884-1941)1, который писал, что «нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения».

Ученый видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма «и во внутренних особенностях окружавшей его среды». Он исследовал поведение ребенка в этой среде, поведение вожака и подчиненного, отношения между маль-чиками и девочками, между трудными и благополучными детьми. У Блонского мы находим характеристику поведения ребенка в системе социальных отношений2.

Наследие А.С.Макаренко о проблеме воспитания личности в коллективе, об отношениях личности и коллектива, его опыт ра-боты с трудными подростками продвинули теорию социального воспитания, подтвердив на практике важность детского коллек-тива в воспитании личности. О его опыте подробно рассмотрим далее, в отдельной лекции.

Вопросы и задания

1. Назовите особенности социальной педагогики как науки.

2. Каковы функции социальной педагогики?

3. Дайте характеристику терминам социальной педагогики.

4. Дискуссии о социальной педагогике.

Литература к лекции

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальной педагогики//Педагогика, 1992. - № 5, 6.

3. Григорьева Г Жизнь, движение и мы в социальной педагогике// Педагогический поиск. - 1993. - № 2.

4. МудрикАВ. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.

6. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

7. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр, 1991. -№ 11.

1 См.: Блонский П.П. Избр. пед. и психологические соч.: В 2 т. — М., 1979.

2 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Указ. соч. — С. 60—76.

Наши рекомендации