Контроль качества производственного обучения.

Контроль качества производственного обучения. - student2.ru

Корректирующий –когда, нацеливая учащихся на решение конкретных задач, мастер (преподаватель) актуализирует имеющиеся у них знания. Выясняя – при опросе или наблюдении за действиями учащихся при работе – уровень понимания, педагог может оперативно определить необходимость своих корректирующих действий. Чаще всего такой контроль производится в ходе фронтального опроса, вводного инструктажа и целевых обходов.

Констатирующий контроль производится с целью получения достоверных результатов оценки. По периодам проведения он может быть предварительным, текущим, тематическим и итоговым.

Предварительный результат подготовленности (чаще всего на начальном периоде), который лучше проводить тестированием, позволяет отслеживать в дальнейшем фактический «прирост» знаний у учащихся путем сравнения результатов последующих периодов с данными первоначального.

Текущий контроль необходим для оценки и сравнения достигнутого уровня с запланированным (в нашем случае — определенным Госстандартом). По его результатам выявляются пробелы и упущения в знаниях и умениях для оперативного определения конкретных поправок (внесения корректив) в учебный процесс. Способы текущего контроля могут быть самыми разными: тестирование, машинный или безмашинный опросы, задания на степень качества выполнения работы, на нормативы времени ее выполнения и др.

Тематический контроль преследует цели определения системности в знаниях, когда важно не только понимание учащимися отдельных элементов (тем программы), но и комплексного их объединения. Способами объективной оценки результатов на производственном обучении являются комплексные работы, а в теоретических дисциплинах — тематические батареи тестов (определенную совокупность тестов одного и того же уровня).

Итоговый контроль — это комплекс проверочных работ на ра­бочий разряд по специальности (в производственном обучении), а также система зачетов и экзаменов, защита выпускных работ по теоретической подготовке.

Применение тестирования.

Тестирование – способ диагностической проверки качества знаний и способов их применения на практике. Тест включает задание и эталон, отражающий правильное его выполнение. Сущность тестирования – сравнение каждой операции фактически выполненного задания с эталоном. Исходным документом для разработки теста является программа ПО. Последовательность разработки тестов для контроля качества деятельности учащихся в процессе ПО (алгоритм):

1) Определить объект тестирования.

2) Определить уровень теста (уровень усвоения деятельности, контролируемый с помощью теста).

a) Первый уровень – первоначальное усвоение приемов, операций и способов выполнения простых комплексных работ (1 курс).

b) Второй уровень – выполнения комплексных работ средних сложностей на новом оборудовании, с применением новых инструментов и технологий (2-3 курс).

c) Третий–четвертый уровень – проверка успешности сформированности профессионального мастерства (при аттестации на повышенный разряд).

3) Сформулировать задание.

4) Определить условия выполнения теста.

5) Разработать эталон теста.

6) Определить существенные операции эталонов. Существенными операциями эталона являются только те операции, которые определяют успешность, т.е. полноту, правильность, качество выполнения задания и являются целью контроля, осуществляемого с помощью данного теста.

7) Экспертная оценка и отработка содержания теста. В качестве экспертов могут быть опытные мастера и методисты.

При тестировании существенная операция р принимается за единицу, по которой можно судить о качестве выполнения теста. При этом используют так называемый коэффициент усвоения Ку, величина которого позволяет судить о качестве выполнения теста. Расчет проводят по формуле

Контроль качества производственного обучения. - student2.ru

Где р — число правильно выполненных операций; с — число существенных операций, характеризующих проверяемый уровень подготовки учащихся.

При Ку <0,7 — материал не усвоен, учащийся систематически делает ошибки, у него не сформирован начальный опыт.

При Ку> 0,7 можно говорить о сформированной деятельности учащихся.

Тест должен отвечать требованиям валидности, т. е. точно соот­ветствовать частнодидактической цели как по уровню знаний, так и по уровню деятельности.

Требование простоты заключается в четкости формулировки задания на деятельность данного уровня (только одного!).

Требование однозначности состоит в том, что качество выпол­нения теста должно одинаково оцениваться различными экспер­тами.

Тест должен быть общепонятным (<определенным), чтобы, про­читав его, учащиеся ясно понимали, какую деятельность они долж­ны выполнить.

Требование надежности предъявляется к набору тестов и опре­деляет то их количество, которое должен выполнить учащийся, чтобы можно было судить о полном охвате проверяемого уровня знаний при полной объективности контроля.

Наши рекомендации