Билет.Раскройте методику организации игровой деятельности на уроке естествознания

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоот­ношений учителей и обучающихся.

В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозмож­но не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования по­следних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, ди­дактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели – игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обуче­ния. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими струк­турными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и не­которые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творче­ских резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, соз­дают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную дея­тельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершен­но недоступен в обычной учебной ситуации. На наш взгляд, неправомерен вопрос: нужна ли игра в учебном процессе? В одних условиях она нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психоло­гов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчи­вый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и вообра­жаемая роль. Если такого интереса нет и учитель стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать так­же возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономер­ность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Психолог В.В. Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра по­зволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности де­тей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», – утверждает В.Ф. Шаталов.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психоло­гические эффекты игры.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой уче­ного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообра­зительности и т. п.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной сто­роны, решение различных дидактических задач – уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, раз­витие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание учени­ка направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

К организации игр для детей предъявляются определенные требова­ния:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельно­сти учащихся.

2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра долж­на вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или от­дельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению само­контроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Наши рекомендации