Тема 1. Основы профессиональной деятельности в сфере образования
Утверждена
На заседании кафедры теории и истории педагогики
Сентября 2010 г.
Протокол № 1
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел «Педагогика»
(форма обучения очная, срок обучения 4 года)
Направление подготовки бакалавра020100.62 Химия
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
г. Кострома 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел «Педагогика» факультатива «Педагогика и психология» при подготовке студентов по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр изучается в третьем семестре на 2 курсе.
Программа факультатива «Педагогика и психология» раздел «Педагогика» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр.
Стандарт по направлению дисциплины подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр предполагает подготовку выпускников способных, в том числе, к осуществлению педагогической работы, связанную с использованием химических явлений и процессов. Освоение психолого-педагогических знаний становится одним из условий подготовки компетентного выпускника, способного к решению профессиональных задач в сфере педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Знания по психологии и педагогике содействуют формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, способствуют развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Программа факультатива ориентирована на освоение студентами теоретических основ педагогической науки. Он призван заложить основы педагогического мышления студентов, понимания ими педагогики как науки, ее назначение на современном этапе общественного развития, ее методологии, гуманистической направленности, сущности процессов воспитания и обучения, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Цель факультатива: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере педагогики, основ базовой педагогической культуры, необходимых как для осуществления профессиональной деятельности, так и для общего развития и профессиональной ориентации.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА.
В процессе освоения раздела «Педагогика» факультатива «Педагогика и психология» у обучающихся по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) «бакалавр» формируются следующие компетенции:
Общекультурные (ОК):
знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК - 3);
понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК -4);
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навык работы с компьютером как средством управления информацией (ОК -9);
умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК - 14);
способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК - 15).
Профессиональные (ПК):
понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК - 10);
имеет опыт педагогической деятельности и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК - 12)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ | Название раздела | Зач.единиц | Часы | Самостоятельная работа | Формы контроля | ||||||||
всего | лекции | Практ. | Лаборат. | ||||||||||
Основы профессиональной деятельности в сфере образования | Тезаурус категориального аппарата педагогики | ||||||||||||
Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности | Программа профессионального развития | ||||||||||||
Теории и технологии обучения | Творческий проект | ||||||||||||
Теории и технологии воспитания | Анализ системы воспитания | ||||||||||||
Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса | Творческий проект | ||||||||||||
Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса | Составить информационный блок «Педагогическая мысль в развитии цивилизации» | ||||||||||||
Особенности современного этапа развития образования в мире | |||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основы профессиональной деятельности в сфере образования
Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Образование как социальный феномен и педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. Особенности педагогического исследования.
Общая характеристика педагогической профессии. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, основные виды, подходы к определению структуры педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Формы развития профессионально-педагогической культуры.