Практическое занятие 5

ПАРОНИМИЯ И ДРУГИЕ СИСТЕМНЫЕ СООТНОШЕНИЯ СЛОВ

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение лексических паронимов.

2. Укажите различия между паронимией и парономазией.

3. Расскажите об основных функциях лексических паронимов и слов, связанных отношениями парономазии: "В интересах школьника люблю иногда, спрятав в себе учителя, филолога, литературоведа, выступить в неожиданной, бесхитростной роли наивного слушателя... Надо уметь слушать. И слышать не себя, а его". (Е. Ильин. Союз семьи и школы). "Современно одетая семья, современно однодетная, утомленная городом, неторопливо шествует по деревенской улице с электрички..."(В. Астафьев. Жизнь прожить) "Он работает на конвейер или на контейнере - мамуля никак не может запомнить" (В.Астафьев. Жизнь прожить). "Иногда шучу, что я нечто среднее между Саррой Бернар и сенбернаром: в душе я Сарра Бернар, а на сцене - сенбернар". (А. Шуплов. Беседа с Беллой Ахмадулиной).

Практические задания:

1. Установите системные соотношения слов. Отграничьте лексические паронимы от смежных явлений.

2. Определите характер системных соотношений. Выясните общие и различительные признаки слов, входящих в оппозицию.

3. Объясните различия в употреблении слов, приведите примеры, доказывающие необходимость разграничения лексем.

Вариант 1

1. Нестерпимо/нетерпимо

нестерпимо - "невыносимо". Нетерпимо - "недопустимо"

нестерпимо: болеть, кричать, желать. Нетерпимо: относиться,

воспринимать, настраиваться.

Пансионер / пенсионер

Пансионер - "1. Учащийся пансиона» Пенсионер - "Человек, получающий

2. Человек, снимающий комнату в пенсию»

пансионе.

Пастушок / пастушонок

Пастушок - "уменьш.-ласкат. Пастушонок (разг.).Пастух - подросток

к пастух".

2. Поверка / проверка

Поверка -"1. Сверка в точности. Проверка - "Установление пра-

2. Перекличка с целью проверить вильности чего-либо...Синоним:

наличный состав людей (спец.) контроль.

Поверка: 1)систематическая, Проверка: знаний, работы, до-

времени, часов, приборов, баро- кументов, отчетности, исполне-

метров. карты; 2) утренняя, ве- ния, кассы, билетов"

черняя; солдат, слушателей, арестантов".

3. Одеть / надеть.

Вариант II

1. Педагогический/педагогичный

Педагогический – относящийся к педагогике, к педагогам, свойственный им. Педагогический: институт, талант, такт

Педагогичный – соответствующий требованиям педагогики, имеющий воспитательное значение.

Антоним: антипедагогический.

Педагогичный: подход.



Воскресение / воскресенье

Воскресение – «Возвращение к жизни; перен.: возрождение, внутреннее обновление»

Антоним: из мертвых, сил, способностей, природы.

Воскресенье – «Седьмой день недели, следующий за субботой».

Воскресенье: каждое; отдыхать в воскресенье.

Искусно / Искусственно

Искусно – «умело, мастерски».

Искусно: рисовать, вышить.

Искусственно – 1. «Ненатурально»

Антонимы: естественно, натурально, неестественно, надуманно.

Антонимы: естественно, искусственно: 1) получать, создавать, 2) смеяться

2. Снискать / сыскать

Снискать (устар.) – «Заслужить, приобрести, найти». Синонимы: завоевать, стяжать (высок.). Антоним: утратить.

Сыскать: доверие, одобрение, любовь, уважение, славу».

Сыскать (прост.) – «Найти, обнаружить, отыскать кого-либо. Сыскать: человека, собаку, дорогу, место. Антоним: потерять»

Домашнее задание:

1. Подготовьте тему: "Функциональные стили языка".

2. Выпишите по 2 примера слов, маркированных толковыми словарями: а) по отношению к разговорному стилю; б) по отношению к одномуиз книжных стилей. Укажите структурные и семантические признаки маркированности слов по отношению к разговорному или книжным стилям. При выполнении 2-го задания можно использовать любой словарь, дающий толкования слов и стилистические пометы.

Наши рекомендации