К модульному экзамену по педагогической антропологии

ВОПРОСЫ

1. Развитие педагогической антропологии за рубежом.

2. Антропологический принцип в познании от древности до современности. Что он даёт для развития педагогической антропологии.

3. Возникновение и развитие педагогической антропологии в России. Антропологическая философия воспитания К. Д. Ушинского.

4. Понятие «человек» и его интерпретация. Свобода как сущностная характеристика человеческого бытия. Что даёт для педагогики познание и понимание сущности человека.

5. Отечественная педология в истории педагогической антропологии.

Сильные и слабые аспекты педологических подходов к изучению ребёнка.

6. Культура — образование — человек. Образование как вхождение человека в контекст современной культуры. Свойства современного образования. Культурная идентичность личности. Образование в пространстве культуры. Культурология образования. Культура образования. Сущностные признаки культурно-образовательного пространства. Модели образования. Синергетический подход в трактовке образования в культуре. Свобода в образовании.

7. Сущность понятия личность. Индивид, индивидуальность, личность. Я-концепция в структуре личности. Сущность Я- концепции личности. Социальные установки. Признаки образа «Я».

8. Теории развития личности (Сделайте анализ 1-2 зарубежных и 1-2 отечественных теорий). Обоснуйте значение каждого из подходов к антропологизации педагогического взаимодействия.

9. Понятие детства. История осознания детства как общественного феномена. Развитие ребенка как социокультурный процесс. Детская субкультура. Обоснуйте значение понимания сущности детства для антропологизации образовательного процесса.

10. Современное детство. Универсальность видения мира. Глубинные изменения современного детства. Факторы интенсивного изменения детства. Проблемы нравственного воспитания современных детей.

11. Типизация детей Я.А. Коменского. Типы детей П.Ф. Лесгафта. Характеристики детей и типы воспитывающей среды Я. Корчака. Что даёт для антропологизации образовательной среды каждая из классификаций.

12. Возрастная периодизация. Возраст и возрастная периодизация. Критерии возрастной периодизации в разных подходах. Характеристика каждой возрастной стадии в зависимости от подхода к периодизации. Возрастная классификация Д.Б. Бромлей. Критические периоды детства и отношение к ним исследователей. Характеристика кризовых периодов. Сензитивные периоды детства. Как учитываются возрастные особенности обучаемых в антропологоориентированных образовательных технологиях и моделях.

13. Антропологическинеприемлемые модели педагогического взаимодействия. Дидактогении. Школьная тревожность.

14. Система оценивания как средство воздействия на ученика. Оценивание в традиционной (авторитарной) педагогике, педагогике авторитета, в гуманной педагогике.

15. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса. Сущность понимания личности воспитуемого. Гуманистические установки педагогики.

16. Принципы и задачи гуманной педагогики. Толерантность и эмпатия в педагогическом взаимодействии. Диалог как основа гуманной педагогики. Педагог-фасилитатор. Качества педагога, способного к диалогу.

17. Предметно-пространственная среда образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса и пути её гуманизации. Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

18. Зарубежные модели антропоориентированных образовательных систем. (Анализ двух – трёх моделей)

19. Отечественные антропоориентированные образовательные технологии и модели. (Анализ двух – трёх технологий)

20. Тьюторство как вариант антропоориентированной педагогической практики. Сущность тьюторского сопровождения.

21. Педагогическая антропология как методология педагогики. Предмет, задачи, принципы, ведущие идеи. Методы исследования в педагогической антропологии.

Наши рекомендации