Список условных сокращений

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Рекомендовано учебно-методическим объединением

по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия

Минск 2014

УДК

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра теории и методики физического воспитания учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»;

Барков В.А. – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Учебное пособие для студентов по специальности 1-03 02 01

«Физическая культура»

Под общей редакцией А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие «Теория и методика физического воспитания», в отличие от других, создано на основе типовой учебной программы для учреждений высшего образования по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура». Оно будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы ФК, спорта и туризма.

Авторы учебников и учебных пособий по учебному предмету «Теория и методика физического воспитания», изданных ранее, справедливо отмечают, что ФВ – это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о его роли и месте в жизни человека и общества, об особенностях и общих закономерностях функционирования и развития данного педагогического процесса. В ходе ФВ осуществляется направленное воздействие на человека физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов с целью укрепления его здоровья, развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма, формирования жизненно важных двигательных навыков, умений, физкультурных знаний, а также обеспечение готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (см., например: Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков[1]; Б.А. Ашмарин[2]; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов[3]; Ю.Т. Круцевич[4] и др.).

При получении общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (1 ступени) ФВ является обязательным в течение всего периода обучения и, как указано в Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией, соответствующими образовательными программами, требованиями санитарных норм и правил, гигиеническими нормативами[5].

ФВ взрослого населения по месту работы, по месту жительства, в местах массового отдыха осуществляется по специально разработанным программам с учетом методических рекомендаций.

Опыт показывает, что эффективность ФВ зависит от ряда факторов:

- организации процесса ФВ (наличия законодательных и нормативных документов, подбора и расстановки профессиональных кадров, управленческих решений руководства, формирования мотивации населения к занятиям ФК, спортом для всех, туризмом и др.);

- материально-технического обеспечения (физкультурно-спортивная база, оборудование и оснащение мест занятий, инвентарь, экипировка для занимающихся и др.);

- научно-методического обеспечения (учебные программы по учебным дисциплинам «Физическая культура и здоровье» для учащихся; «Физическая культура» для студентов, программы для занятий людей зрелого, старшего и пожилого возраста физическими упражнениями и спортом для всех, методические рекомендации, контрольные нормативы и др.).

Подготовка пособия под редакцией д.п.н., профессора А.Г. Фурманова и к.филол.н., доцента М.М. Круталевича осуществлялась коллективом авторов: Вербицкий О.В. (раздел 3.7); к.п.н., доцент Голенко А.С. (подраздел 3.2.2); Грачева О.С. (разделы 3.3; 3.4); д.п.н., профессор Коледа В.А. (раздел 3.5); к.п.н., профессор Киселев В.М. (подраздел 3.3.1); к.п.н., доцент Кривцун-Левшина Л.Н. (разделы 1.4; 1.5; 1.6; 2.4); к.филол.н., доцент Круталевич М.М. (разделы 1.2; 2.3); к.п.н., доцент Кузьмина Л.И. (разделы 1.7; 1.8; 3.2; подраздел 3.2.1); д.п.н., профессор Купчинов Р.И. (раздел 3.6); к.п.н., доцент Логвина Т.Ю. (раздел 3.1); Малышева Н.Л. (подраздел 3.3.2); к.п.н., доцент Масло И.М. (подраздел 3.2.3); Романова О.В. (раздел 4.2); Середин А.А. (раздел 4.4); к.п.н. РФ Сизова Н.В. (раздел 2.1); д.п.н., профессор Соколов В.А. (раздел 2.4); д.п.н., профессор Фурманов А.Г. (предисловие; введение; разделы 1.1; 1.2; 1.3; 2.2; подраздел 3.3.3; разделы 3.6; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4); к.п.н., доцент Чижинок Т.М. (раздел 1.7; 1.8); к.п.н., доцент Юранов С.Я. (разделы 3.3; 3.4).

В связи с достаточно большим объемом материала, изложенного в пособии, авторы воспользовались общепринятым приёмом: все, что студент должен изучить в пределах обязательного минимума, дано, как правило, крупным шрифтом (корпус), а материал, дающий более широкое и углубленное представление по какому-либо вопросу, представлен мелким шрифтом (петит).

Авторы учебного пособия будут искренне благодарны читателям за деловые критические замечания.

Отзывы просим направлять по адресу: 220007, г. Минск, ул. Могилевская, д. 37. Деканат факультета физического воспитания.

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АО – активный отдых

АТФ – аденозинтрифосфатная кислота

ВГ – вводная гимнастика

ДА – двигательная активность

ДД – двигательные действия

ДН – двигательные навыки

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

ДУ – двигательные умения

ДЮК – детско-юношеский клуб

ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа

ЖЕЛ – жизненная емкость лёгких

ЗМР – зрительно-моторная реакция

ЗОЖ – здоровый образ жизни

ИФК – история физической культуры

КрФ – креатинфосфат

КСК – культурно-спортивный комплекс

КТ – круговая тренировка

ЛФК – лечебная физическая культура

ЛЭП – линия электропередач

МПК – максимальное потребление кислорода

НОТ – научная организация труда

ОА – оздоровительная аэробика

ОМГ – основная медицинская группа

ООД – основы обучения движениям

ОФК – оздоровительная физическая культура

ОФП – общая физическая подготовка

ПАНО – порог анаэробного обмена

ПГ – производственная гимнастика

ПМГ – подготовительная медицинская группа

ППФП – профессионально-прикладная физическая подготовка

ПР – послетрудовая реабилитация

СиФОС – спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения

СМГ – специальная медицинская группа

СМИ – средства массовой информации

ССС – сердечно-сосудистая система

СФП – специальная физическая подготовка

ТВ – трудовое воспитание

ТФВ – теория физического воспитания

УВО – учреждение высшего образования

УФЗ – уровень физического здоровья

УФС – уровень физического состояния

ФА – физкультурная активность

ФВ – физическое воспитание

ФК – физическая культура

ФКиС – физическая культура и спорт

ФКП – физкультурная пауза

ФОГ – физкультурно-оздоровительные группы

ФОЗ – физкультурно-оздоровительные занятия

ФОК – физкультурно-оздоровительный комплекс

ФОЦ – физкультурно-оздоровительный центр

ФП – физическая подготовка

ФР – физическое развитие

ФСМ – физкультурно-спортивные мероприятия

ФСЦДМ – физкультурно-спортивный центр детей и молодёжи

ЦВР – центр внешкольной работы

ЦНС – центральная нервная система

ЧСС – частота сердечных сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Пособие «Теория и методика физического воспитания» создано впервые для студентов специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» и предназначено для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Его особенностью является научно обоснованное содержание ФВ занимающихся, особенно дошкольников, учащихся и студентов, в основе которого лежит эффективность процесса организации занятий физическими упражнениями; акцентуация на компетентностный подход в обучении; формирование знаний, умений и навыков студентов указанной специальности; значительное усиление роли и доли самостоятельной работы обучающихся; использование современных инновационных педагогичеких технологий.

Основной целью социально-гуманитарной подготовки студентов в УВО является формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в УВО.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественно-научным и гуманитарным знанием;

– принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, которые направлены на усиление его практической ориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненнных условиях;

– принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

– принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает в процессе обучения целостность гуманитарного знания, его связь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника.

В соответствии с вышеуказанными принципами выпускник УВО при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

– культурно-ценностной и личностной ориентации;

– гражданственности и патриотизма;

– социального взаимодействия;

– коммуникации;

– здоровьесбережения;

– самосовершенствования.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

– владение методами системного и сравнительного анализа;

– сформированность критического мышления;

– умение работать в команде;

– владение навыками проектирования и прогнозирования;

– сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностные ориентации;

– умение учиться, постоянно повышать квалификацию.

Целью преподавания учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания» является обеспечение современного уровня фундаментальной теоретико-методической подготовленности будущих специалистов по ФК.

Задачи изучения учебной дисциплины:

– освоить методологические основы теории и методики ФВ;

– сформировать систему педагогических знаний о сущности процесса ФВ;

– изучить основы теории и методики обучения двигательным действиям;

– сформировать педагогические знания о сущности физических способностей человека и освоить общие основы методики их направленного развития;

– изучить общие основы построения и проведения занятий по ФК в процессе ФВ;

– освоить общие основы планирования и контроля эффективности ФВ;

– сформировать систему знаний о возрастных особенностях, занимающихся ФВ;

– сформировать систему знаний и умений управления учебным процессом по ФВ в учреждениях образования;

– изучить общие основы тренировки в различных видах спорта.

В результате изучения дисциплины выпускник должен

знать:

– методологические основы теории ФВ;

– основные закономерности процесса ФВ;

– общие основы теории и методики обучения двигательным действиям;

– общие основы теории и методики направленного развития физических качеств человека;

– особенности ФВ различных контингентов населения;

уметь:

– планировать процесс ФВ в учреждениях образования;

– проводить уроки ФК с различного возраста;

– организовывать спортивно-массовые мероприятия;

– осуществлять контроль за эффективностью ФВ;

Дисциплина изложена в традиционно выделяемых главах, разделах и подразделах:

Глава 1. Теоретические основы ФВ.

Глава 2. Основные аспекты содержания и методики ФВ.

Глава 3. Теория и методика ФВ в учреждениях образования.

Глава 4. ФВ взрослого населения.

Первая глава обусловливает характеристику предметной области профессиональной деятельности по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура». В ней раскрываются методология теории ФВ, функции и принципы, средства и методы, а также формы построения занятий в ФВ.

Во второй главе пособия изложены вопросы обучения двигательным действиям; развития физических качеств и воспитания способности к их проявлению; построения, планирования и контроля процесса ФВ; формирования личностных качеств занимающихся в процессе ФВ; теоретические и методические основы формирования мотивов физкультурной активности личности.

В третьей главе пособия раскрыты возрастные особенности формирования, содержания, построения ФВ и разработки педагогических технологий; рассмотрены особенности ФР и физической подготовленности занимающихся; формы и содержание ФВ на различных возрастных этапах; методика планирования, педагогического контроля и оценки эффективности занятий ФКиС; организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования, а также формирования умений и навыков студентов к практической деятельности, ЗОЖ.

В четвертой главе уделено внимание ФВ взрослого населения в зрелом, пожилом и старшем возрасте, в период трудовой деятельности. Изложен материал по ППФП, по оборудованию и оснащению объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения для ФВ.

Изучение дисциплины рассчитано на 306 часов, из них – 180 аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает 80 лекционных, 34 практических и 66 семинарских часов занятий.

Методы (технологии) обучения:

– словесные: рассказ, беседа, лекция и др.;

– наглядые: демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений, макетов, диаграмм и др.;

– практические: физические упражнения, занятия, тренировки, практикумы, игры, развлечения и др.;

– метод проблемного изложения: переходный от исполнительской к творческой деятельности;

– организационно-управленческие: планирование, организация и проведение уроков (занятий) по ФК, физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий с дошкольниками, учащимися, студентами, лицами зрелого, пожилого и старшего возраста;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

– элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на практических занятиях и при самостоятельной работе.

Организация самостоятельной работы студентов

При изучении учебной дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– контролируемая самостоятельная работа в виде решения индивидуальных задач в аудитории во время проведения практических занятий под контролем преподавателя в соответствии с расписанием;

– самостоятельная работа, в том числе в виде выполнения индивидуальных расчетных заданий с консультациями преподавателя;

– подготовка рефератов по изучаемым темам.

Формами контроля согласно требований типового учебного плана, являются: зачеты, экзамены, курсовая работа.


Наши рекомендации