III. Изучение нового материала. Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока
Работа по учебнику.
Упражнение (с. 47).
Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
Личностные УУД:осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.
1-я часть задания.
Выполняется самостоятельно. После проверки учитель просит детей составить звуковую схему слова «репей» и сравнить ее со схемами Маши и Миши.
2-я часть задания.
Работа со схемами предложений выполняется коллективно. Каждая схема должна быть записана на доске, под ней − предложение. Учителю следует обратить внимание на безличные предложения (Розе радовались. Репей ругали.), в них нет главного слова – названия предмета (предмет, который действует сам).
Упражнение 20, с. 48.
Личностные УУД:самоопределение – выполнениесистемы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Коммуникативные УУД:формирование умения распределять работу с соседом по парте, учитывать позицию собеседника.
− Прочитайте текст Л. Яхнина.
− Какую особенность текста этого автора вы заметили? (Все слова в тексте начинаются на одну букву.)
Можно попросить детей самим придумать текст по такому же правилу и убедиться, что это непросто.
Задание упражнения выполняется самостоятельно.
Звуковая схема слова: [л’эс] → [л’э] → [л’].
Физкультминутка
НОЖКИ
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке...
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом, где мы живем:
«Ножки накрест» – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай», –
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Упражнение 21, с. 48.
− Почему текст вызвал у вас улыбку?
Чтение текста по ролям.
Устная часть задания выполняется коллективно.
Лишнее слово среди выделенных цветом – «банька», так как звук [б] – твердый, звонкий, в остальных словах звук [б’] − звонкий, мягкий.
Вторая письменная часть задания выполняется самостоятельно.
Устная работа (с. 49–50).
Познавательные УУД:общеучебные–формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; логические – овладение умением подведения конкретного языкового материала под лингвистическую схему; установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Учитель записывает на доске слова: ослик − осёл.
Учащиеся выделяют ударный гласный звук и убеждаются, что звук в словах один и тот же – [о].
Ослик → [ос] → [о].
Осёл → [с’о] → [о].
Аналогичная работа со вторым стихотворением.
Вывод: разные буквы в словах (о, ё, я, а) могут обозначать одинаковый звук.
Асырк прочитала стихотворение (с. 50).
Запись на доске:
Андрюша → [др’у] → [д], [р’], [у].
Хрюша → [хр’у] → [х], [р’], [у].
Алёна → [л’о] → [л’], [о].
Алёша → [л’о] → [л’], [о].
поросёнок → [с’о] → [с’], [о].
Аня → [н’а] → [н’], [а].
Андрюша → [ан] → [а], [н].
Алёна → [на] → [н], [а].
Вывод: два разных звука – мягкий звук [н’], твердый звук [н].
IV. Итог урока.
− Измените первый звук в словах и составьте звуковую схему: «лысый» − [л’ис’ий’]; рад − [р’ад]; пяльцы − [пал’цы].
– Сделайте вывод.
Урок 21
РАЗЛИЧЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умений вычленять мягкие и твердые согласные звуки в составе слов, определять твердость и мягкость согласных на письме с помощью идущих следом букв гласных и ь; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся вычленять мягкие и твердые согласные звуки в составе слов, определять твердость и мягкость согласных на письме с помощью идущих следом букв гласных и ь; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;личностные УУД:проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки со схемами слов; с заданиями учащимся (для раскрашивания).
Сценарий урока
I. Чистописание.
1. Разминка для пальцев.
Пальцы ловко выгибаем,
Их к ладони прижимаем.
Чтобы «В» изобразить,
Нужно очень гибким быть.
Учащиеся выпрямляют левую ладонь и ставят вертикально.
Кончик большого пальца правой руки надо приложить к основанию левой ладони.
Кончик среднего пальца правой руки − к кончику среднего пальца левой руки, а кончик указательного пальца правой руки − к середине левой ладони. При этом большой и средний пальцы по возможности должны быть изогнуты, а указательный − выпрямлен.
2. Работа над формой строчной и заглавной букв с и С.
Анализ букв. Показ на доске.
Прописывание букв.
Прописывание соединений: са, сл, ос, ус, Ст, См, Сг, Со.