Значение русского фольклора в развитии духовного потенциалаличности.
Фундамент духовной культуры народа закладывается в школе. В самые ранние школьные годы мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо, что существует на свете благородство и предательство, любовь и ненависть.
Слайд 9.
Духовность – важнейший фактор развития цивилизации, преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств(ценностей) над материальными запросами[44].
Духовная культура – это совокупность достижений общества в области нравственности, художественной жизни, в науке и философии. Научить духовности нельзя, ее можно только взрастить. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, его эстетической и нравственной сущности развивает ассоциативное, образное мышление.Эстетическое образование включает в себя как профессиональное, так и народное творчество (искусство).
Фольклор играет важную роль в приобщении детей к духовной культуре: учит с достоинством любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Вот поэтому и сегодня фольклор не утратил своего значения, получив широкое применение в разных сферах народной жизни.
Слайд 10.
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам.
Слайд 11.
Фольклор народен:
1. - по содержанию – по мыслям и чувствам, в нем выраженным;
2. - по стилю – по форме передачи содержания;
3. - по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам. Во всех случаях фольклор передает то, что присуще многим, а не какому-то одному лицу или отдельным лицам.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Фольклор – это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа.
Фольклор на протяжении многих веков служил народу и как «учебник жизни», передающий из поколения в поколение его мудрость, житейскую философию, этику, и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты.
В последнее время появилось немало теоретических исследований, методических пособий, связанных с разработкой проблемы развития духовного потенциала подрастающего поколения на почве фольклорной культуры. Этой проблемой занимались такие ученые: Н.Гирярова, М.Картавцева, Л.Куприянова, В.Медведева, Г.Науменко, Л.Шамина и другие[45].
Справедливо утверждение М.Картавцевой: «Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению молодежи массовой культурой. Наполняя умы и сердца наших детишек с малолетства высокохудожественными образами русского фольклора.
Детский фольклор оказывает огромное воздействие на развитие речи ребенка. В песнях и сказках для детей воспроизводилось все богатство живой устной речи родного народа, воплотились характерные оттенки местных говоров, широко использовалось обновление словаря, производящиеся народом языкотворцем, и в тоже время сохранялось в образах и лексике не угасавшая память о далеком прошлом. Детский фольклор, как и народное творчество в целом, всегда был и остается ценным источником для изучения народной жизни во всем ее многообразии.
Освоение фольклорного материала формирует представление о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, которая строится на принципах фольклорного творчества, развивает эмоциональную, чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.
Необходимо создать в раннем детстве ребенку такую художественную среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир одинаково естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и через разнообразие художественных средств познания мира. Иными словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное художественное бытие[42].
Свои первые шаги в приобщении к народному творчеству ребенок делает еще до школы. По мнению специалистов, уже первые годы жизни ребенка оптимальны для закладки основ духовного развития личности. А методика эстетического воспитания детей должна учитывать их возрастные особенности.
Эстетическое воспитание в младшем возрасте позволяет развивать умение не только слушать, не только смотреть, но и видеть; не только воспринимать, но и чувствовать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое; сравнивать, оценивать, высказывать свое отношение к произведениям искусства, к предметам и явлениям окружающей жизни, к своим творениям и работам своих товарищей. И, как подчеркивает Н.А.Ветлугина, это позволяет поднять каждого ребенка до уровня подлинной эстетической культуры
Слайд 12.