I.1. Психолого-медико-педагогические комиссии

И консультации (ПМПК)

ПМПК являются государственными консультативно-диагности-ческими, коррекционными учреждениями в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняют функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуются Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.

ПМПК возглавляет заведующий с высшим педагогическим (по специальности «дефектология») или медицинским (по специальности «психиатрия») образованием, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет.

В состав комиссии входят: педиатр, психиатр детский, педагог-психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), логопед, медицинский статистик, юрисконсульт, социальный педагог. В состав республиканской комиссии, кроме того, входят невролог, сурдолог, медицинский психолог, сурдопедагог, тифлопедагог. На условиях почасовой оплаты к работе в комиссии могут привлекаться ортопед, отоларинголог, офтальмолог, невролог. К работе в зональных комиссиях, кроме того, можно привлечь сурдолога, медицинского психолога, сурдопедагога, тифлопедагога.

Исходя из конкретных условий работы, в структуру комиссии могут быть внесены изменения, согласованные с учредителем.

В структуре ПМПК могут создаваться консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.

Основными задачами ПМПК являются:

- обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития,

- диагностика этих отклонений;

- определение специальных образовательных потребностей ребенка;

- комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- консультирование родителей по вопросам физической и/или психической недостаточности ребенка;

- формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии.

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты с согласия родителей или лиц, их замещающих (опекунов). Если направление происходит по решению суда, согласия родителей не требуется.

В ПМПК оказывается помощь несовершеннолетним, имеющим физические и/или психические особенности развития (и в связи с этим специальные образовательные потребности) и нуждающимся в социальной адаптации. Родители имеют право присутствовать при обследовании I.1. Психолого-медико-педагогические комиссии - student2.ru I.1. Психолого-медико-педагогические комиссии - student2.ru I.1. Психолого-медико-педагогические комиссии - student2.ru детей, однако какое бы то ни было вмешательство их исключается.

В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные образовательные учреждения или учреждения интегрированного обучения. Если родители не согласны с заключением, соответствующими органами назначается независимая экспертиза, при этом родители имеют право выбора или отвода экспертов и экспертного учреждения.

Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями, без указания диагноза. Списки детей для обследования и документы на каждого ребенка направляются в комиссию районными отделами образования. После обследования личное дело ребенка, протокол с заключением ПМПК и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в то учреждение, куда ребенок направлен. Без заключения ПМПК не разрешаются ни прием, ни отчисление, ни перевод из специального учреждения одного вида в другой.

В сложных вопросах дифференциации тяжелой задержки психического развития, легкой степени олигофрении и выраженной форме умственной отсталости ребенок направляется в специальное учреждение с целью уточнения диагноза в процессе учебно-воспитательной работы на срок не более одного года. Через год в случае необходимости он повторно проходит обследование в ПМПК для определения образовательного маршрута.

Если ребенок направляется в ПМПК по инициативе учреждений образования, должны быть представлены следующие документы:

- свидетельство о рождении, паспорт (предъявляются);

- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

- педагогическая характеристика с подробным анализом развития и описанием оказывавшейся педагогической помощи и ее эффективности;

- письменные работы, по родному языку, математике, рисунки раскрывающие динамику развития ребенка, его рисунки.

В тех случаях, когда родители с детьми или сами подростки приходят в ПМПК по собственной инициативе, от них не требуется никаких документов и о результатах обследования никуда не сообщается.

При решении вопроса о типе образовательного учреждения родители имеют последнее слово: согласно закону РФ «Об образовании» именно они решают, где будет обучаться их ребенок. В случае разногласий между желанием родителей и рекомендациями ПМПК необходимо:

- подробно и доступно обрисовать достоинства и недостатки дифференцированного и интегрированного обучения при данном отклонении развития и степени его выраженности;

- выяснить возможности семьи в оказании специализированной помощи ребенку в том случае, если родители настаивают на его обучении в общеобразовательной школе;

- дать рекомендации по использованию адекватных мер воспитания и правильному отношению к возможностям ребенка.

На базе ПМПК проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по разным причинам не могут посещать специальные образовательные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются уровнем психофизического развития детей, их возрастом, поставленными задачами психолого-педагогической коррекционной работы (подготовка к обучению в школе, формирование саморегуляции и т.д.).

В обязанности членов ПМПК входит также пропаганда медицинских, психолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов, населения, которая должна способствовать профилактике отклонений развития и оказанию своевременной коррекционной помощи.

Наши рекомендации