Особенности песенного репертуара

Песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной вы­разительности произведения: 1) песни, попевки, для усвоения всех программных певческих навыков;

2) небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;

3) песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.

Песни, обучающие певческим навыкам, отбираются с учетом педагогических задач. Такие песни, различные по характеру звучания (плавные, напевные: «Падают листья» М. Красева, «Во поле береза стояла», русская народная песня; легкие, подвижные: «Праздник веселый» Д. Кабалевского, «Встречаем май» В. Герчик), строятся на развивающих дыхание музыкальных фразах, имеют удобный для голоса ребенка диапазон, тесситуру. Мелодическая линия нередко включает трудные интонационные ходы; усложнения встречаются и в динамических, и в темповых оттенках («Мамин праздник» Е. Тиличеевой).

Упражнения, подготавливающие к обучению по нотам, исполь­зуются из разучиваемого репертуара. Чтобы обучение в этом направ­лении вести успешнее, можно использовать специальные упражнения из «Музыкального букваря».

Образцы песен[24], созданные советскими композиторами к твор­ческим заданиям, служат не для копирования, а помогают выявить способности ребенка, обогащая его музыкальными впечатлениями. Это своеобразная модель, по образцу которой ребенок может со­чинить, придумать свою мелодию, передающую содержание, на­строение того или иного поэтического текста.

Стр. 109

Методические приемы

Методические приемы также отвечают задачам усвоения программных навыков и репертуара. Рас­смотрим методические приемы, направленные на развитие певческих навыков.

Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным), педагог использует показ на своем при­мере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

Напевности звучания помогает правильное протяжное форми­рование гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь».

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания.

Приемы развития дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъ­яснению смыслового значения слов. Каждый ребенок должен ос­мысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь по­лезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки. Можно использовать прием подчеркивания от­дельных обращений («Эй, с дороги сторонись» в песне «Зимняя пе­сенка» М. Красева) или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни (ласки, укориз­ны, одобрения и т. д.).

Важнейший навык — правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого на­выка тесно связаны с формированием музыкально-слуховых пред­ставлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.

Можно использовать следующие приемы:

«настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) пер­вый звук, и дети его повторяют;

«задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;

перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз труд­ный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ре­бенка;

с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно исполнить песню в более высоких тональностях;

напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые пред­ставления;

углублять слуховые представления, используя показ, изобра­жение условных знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко — поет ниже);

Стр.110

использовать движение руки (элементы дирижирования), по­казывающие, как петь выше или ниже.

Огромное значение имеет пение без инструментального сопро­вождения (а капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно. Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы, помо­гающие в дальнейшем слаженному звучанию песни:

привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполне­нию небольших, несложных песен без инструмента;

разучивать некоторые песни без инструмента (с голоса педа­гога);

спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него, в наиболее трудных местах подпевая ребенку или играя мелодию на инструменте;

исполняя песни, особенно народные, можно распределить де­тей на две подгруппы: поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).

Чтобы при исполнении песни без инструмента дети не понижали тональности, полезно перед этим «настроить» их, проиграть музы­кальное вступление, а по окончании песни — заключение. Очень полезно также неоднократно повторять ранее выученные песни, накапливая детский репертуар.

Навык слаженного пения (ансамбль) формируется путем по­стоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчеркивать значение всех музыкальных оттенков. Если дети пони­мают смысл, чувствуют настроение, они знают, почему праздничную песню нужно спеть торжественно, радостно, а колыбельную — спо­койно, ласково. Главное, чтобы действия ребят были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «под­равнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.

Таким образом, в методике обучения пению показ выразитель­ного исполнения и указания занимает важное место. Следует от­метить также определенную роль зрительной и моторной нагляд­ности: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение во время исполнения песен соответствующего характе­ра, а также дирижерские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление дви­жения мелодии и т. д.).

Наши рекомендации