Понятие метода ПО. Классификация методов

Методами ПО называют способы и приемы, при помощи которых мас­тер сообщает учащимся учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а учащиеся сознательно усваивают знания, вырабаты­вают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.

Процесс ПО сложный и многогранный. Он зависит от разнообразных факторов, связанных с поступательным движением по восходящей линии, как переход от низшего состояния к высшему. Процесс ПО зависит от ин­дивидуальных особенностей учащихся и профессионального мастерства мастера. Поэтому, чтобы мастер успешно справился со своей задачей, он должен эффективно пользоваться методами обучения, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Он должен помнить, что является центральной фигурой. Его живое слово будет всегда в учебном процессе. Слово и практическая деятельность являются основными ис­точниками информации в обучении.

Методы ПО классифицируются на три группы:

1) Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с технической документацией, письменное инструктирование).

2) Наглядные (личный показ мастером трудовых действий, демонст­рация наглядных пособий, использование ТСО, наблюдение учащихся).

3) Практические (упражнения, самостоятельная работа учащихся, лабораторно-практические работы; активные методы: деловые игры, производственно-технические задачи, задания творческого характера).

Словесные методы ПО

Рассказ — это изложение фактического материала, т.е. описание предметов или явлений, процессов, их особенностей. Мастер, применяя метод рассказа, должен заранее подготовить план изложения материала, причем подготовить подробно во всех деталях, чтобы не допустить неточностей при изложении материала. В ходе рассказа мастер демонстрирует плакаты, диаграммы, схемы, образцы, инструменты, приспособления, материалы и т.д.

Объяснение — метод, близкий рассказу. При объяснении учебного материала используются рассуждения, учащимся задаются вопросы, выслушиваются их ответы. В ПО объяснение применяется тогда, когда необходимо обосновать изменения предметов, процессов, раскрыть и показать зависимость, закономерности, разъяснить соответствующие правила. При изложении учебного материала целесообразно время от времени прерывать рассказ-объяснение вопросами к учащими, чтобы проверить их внимание, выявить отношение к излагаемому, поддерживать интерес, следить за речью (ясность, четкость, громкость), за подбором слов, терминов, интонацией, мимикой, жестикуляцией.

Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал учащимся известен. Беседа позволяет выявить знания и опыт учащихся в результате ответов на вопросы. Для проведения беседы мастер составляет подробный план и соблюдает следующие требования:

а) вопросы задавать всей группе и после паузы предложить ответить учащимся;

б) правильно формулировать вопросы;

в) не задавать подсказывающие вопросы, каверзные вопросы (содержащие неверные положения);

г) втягивать в беседу слабых учащихся;

д) соблюдать в ходе беседы педагогический такт и доброжелатель­ность;

е) если учащийся не ответил на вопрос, надо понять причину. Если не ответили 2—3 учащихся на вопрос, ответ дает мастер;

ж) в ходе беседы ни в коем случае не следует прибегать к сравнению успехов разных учащихся. Это элемент бестактности. Не следует захвали­вать хороших учащихся. Зато надо поощрять слабоуспевающих за малей­шее продвижение в учении;

з) твердо держать нить беседы в своих руках.

Работа с технической документацией и литературой заключается в следующем:

а) учить учащихся пользоваться справочниками, таблицами, форму­лами, расчетами, схемами, инструкциями, правилами, технологическими картами, чертежами, техническими требованиями и т.п.;

б) проводить специальные упражнения по пользованию ГОСТами, стандартами;

в) давать учащимся домашние задания по чтению брошюр, журналь­ных статей, правил по технике безопасности и т.п.;

г) в необходимых случаях учащиеся сдают зачеты по знанию инст­рукций, ПТБ, требований на допуск к обслуживанию оборудования, ап­паратов и т.п.

Письменное инструктирование — этот метод ПО применяется для ин­структирования учащихся во вводном и текущем инструктаже. Письмен­ными инструкциями являются карты: операционные, инструкционные, технологические. Сюда же могут быть отнесены справочные материалы типа таблиц, паспорт оборудования, производственно-техническая доку­ментация (чертежи, схемы и т.п.). Письменные задания-инструкции дают­ся учащимся при лабораторно-практических работах, самостоятельных наблюдениях, настройке и наладке механизмов, приборов и т.д.

Наглядные методы ПО

Показ приемов трудового действия помогает сформировать в сознании учащихся точный, живой и конкретный образ трудовых действий. Пока­занный мастером образ является для учащихся образцом, с которым они сравнивают свои действия.

Начинать показ трудового действия надо в нормальном рабочем темпе. Затем показать в замедленном темпе с остановками в нужные моменты. Завершить показ трудового действия в нормальном рабочем темпе.

Показывая приемы и способы труда, мастер должен мысленно поста­вить себя на место учащегося и посмотреть на себя его глазами, чтобы четко, образно, доходчиво их демонстрировать. При показе использовать плакаты, схемы. Объяснения должны быть краткими. Многоречивость вредна. Группу расставить так, чтобы всем было хорошо видно. К приемов труда мастер должен готовиться тщательно.

Демонстрация наглядных пособий. Все наглядные пособия, которые применяются в ПО, разделяются на натуральные (приборы, инструменты, детали, узлы оборудования, образцы изделий, металлов, материалов и т.п.) и изобразительные (плакаты, макеты, модели, схемы, диаграммы и т.п.).

При показе наглядных пособий необходимо соблюдать следующие требования:

а) обеспечить хорошую видимость пособий, обращать внимание уча­щихся на то, что им предстоит наблюдать (не рассеивать внимание, последовательно переключать его с одного объекта на другой, на отдельные части, стороны);

б) в процессе демонстрации включать большое число анализаторов (слух, зрение, осязание) и выдать учащимся «раздаточные пособия»;

в) предупредить учащихся, что им предстоит воспроизвести показан­ное (это повышает интерес),

г) до показа пособия необходимо хранить в закрытом виде, т.к. мно­гократное обозрение до их использования приводит к отрицательному результату (снижается интерес, притупляется острота неприятия, сни­жается ответственность учащихся);

д) закончить показ путем предложения учащимся тут же повторить показываемый предмет (измерить, разобрать или собрать деталь и т.п.).

Самостоятельные наблюдения. Этот метод применяется в условиях производств, оснащенных приборами я аппаратами. Учащиеся ведут наблюдение показаний аппаратов (температура, давление, нарушение режима и т.п.). Самостоятельные наблюдения учащиеся выполняют без непосредственного руководства мастера, но под его контролем, при­смотром и по его заданиям.

Однако наблюдениями учащихся надо определенным образом руко­водить, т.к. нередко они обращают внимание не столько на существен­ное, сколько на яркое, бросающееся в глаза. Пропускают важное.

Применение ТСО для ПО менее характерно, чем для теоретического, т. к кинофильмы, кинофрагменты, комплекты диафильмов, диапозитивов, кодотранспарантов т.п. централизованно выпускаются только для изучения технических и специальных предметов. Однако в ПО ТСО применяются для показа и раскрытия соответствующей техники, технологии, основных приемов. При демонстрации учебного кино мастер использует «стоп-кадр», путем попутных пояснений концентрирует внимание уча­щихся на главном, наиболее существенном, руководит вниманием учащихся. После демонстрации кинофильма мастер проверяет, как учащиеся восприняли материал, предлагает ответить на ряд вопросов. Диафильмы и диапозитивы, где показаны схемы, диаграммы, узлы машин, положение рук, корпуса, пальцев и т.п., мастер использует как средства наглядности.

При использовании звукозаписи, которая обычно воспроизводится через магнитофон, мастер иллюстрирует различные виды неисправностей машин, механизмов, регулировок в процессе работы. Обращает внимание учащихся на записи шумов, звуков неисправностей машин, станков, дви­гателей, механизмов (звукозапись зависит от подготавливаемой профес­сии). Звукозапись развивает профессиональный слух у учащихся.

Учебное телевидение не должно носить развлекательный характер, должно быть строго подчинено учебным целям и методическим прави­лам, применяться по заранее разработанному плану.

Практические методы ПО

Упражнения — это преднамеренные многократные повторения опре­деленных действий с целью формирования умений и навыков. Вместе с тем, можно часто повторять одни и те же действия, но улучшение может и Не наступить. Поэтому упражнения, как метод ПО, должны удовле­творять следующим требованиям:

1) Каждое упражнение должно иметь цель: чему научиться, что освоить, развить, что достигнуть, что отработать, что усовершенствовать и др.

2) В процессе упражнений учащийся должен четко представлять себе, каких результатов он добился на каждом этапе, насколько успешно вы­полняет их цель.

3) В процессе упражнений иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (чертеж, технические требования, эталон и т.п.).

4) Мастер должен своевременно устранять недостатки, не давать им укорениться, предупреждать и исправлять ошибки.

5) В системе упражнений важно установить их количество, распреде­лить во времени. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути, его усилия окажутся затраченными напрасно, а чрезмерное количество тренировочных упражнений приве­дет к потере интереса i лишним затратам времени.

Упражнения классифицируются на различные типы (виды) их содер­жания и методики проведения, а именно: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; уп­ражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами.

Упражнения на тренажерах применяются в тех случаях, когда произ­водственные условия не позволяют организовать проведение упражне­ний в реальной производственной обстановке. Упражнения на тренаже­рах характерны для профессий: аппаратчики, операторы химических производств, наладчики автоматических линий станков, машинисты энергетических установок и т.п. (повышенной опасности). Каждая ситуация на тренажере задается мастером. Учащийся, получив задание, оп­ределяет показания приборов, делает необходимые переключения, от­ключения и т.п. Упражнения проводятся до тех пор, пока действия уча­щихся не станут достаточными, обоснованными, точными, уверенными.

Самостоятельная работа учащихся является составной частью системы упражнений, т.е. когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный характер , независимый от мастера. Таким об­разом, «упражнения» и «самостоятельная работа» учащихся есть одно целое в выполнении производственных заданий. Учащиеся формируют инициативу, смелость, творческий подход к работе. Термин «самостоя­тельная работа» — это последовательная цепь упражнений и как отдель­ный метод ПО неправомерен.

Лабораторно-практические работы являются важным средством связи теории и практики. Виды лабораторно-практических работ могут под­разделяться: по наблюдению и описанию устройства и работы машин; изучению способа использования аппаратов, приборов; диагностике неисправностей машин, станков и т.п. Руководство лабораторно-прак­тической работой мастер осуществляет также, как : на уроках ПО в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного. После выполнения работ учащиеся представляют мастеру сделанные записи и расчеты. Подведение итогов работы проводится путем развернутой бесе­ды с учащимися.

Активные методы ПО

К ним относятся производственные деловые игры, решение произ­водственно-технических задач, выполнение заданий творческого ха­рактера.

Деловые игры обеспечивают эффективную организацию взаимодей­ствия мастера и учащихся. Деловая игра развивается по такому сцена­рию: постановка задачи и введение учащихся в игру: распределение за­даний между учащимися; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельность учащихся. Тему (ситуацию) игры мастер сообщает учащимся предварительно, чтобы они могли приготовиться. Мастер в процессе игры является консультантом, инструктором, главным судьей и руководителем дискуссии. Для игры могут быть такие нестандартные ус­ловия, как определение дефектов сборки, работы машин, наладки, регу­лировки и т.п.

Решение производственно-технических задач — это расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; нахождение данных в таблицах, спра­вочниках, диаграммах; управление станками с ЧПУ.

Выполнение заданий творческого характера — это конструирование приспособлений, оснастки, повышающих производительность труда; самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сбор­ки, наладки; разработка предложений по экономии материалов, электро­энергии т.п.

6. Сущность положений «педагогики сотрудничества»

В условиях перестройки народного образования и становления нового педагогического мышления учитель и ученики в воспитании и обучении равноправны. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков осуществляется путем взаимодействия мастера, учащегося и ученического коллектива. При этом отсутствует навязчивость в педаго­гическом направлении. Жизненная позиция учащихся формируется не только под влиянием личности мастера, но и под влиянием коллектива при наличии доверия и отношений взаимного доверия и сотрудничества между мастером и учащимися.

Педагогика сотрудничества обеспечивает условия для свободного раз­вития творческой индивидуальности учащихся и воспитания коллекти­визма, товарищества, взаимопомощи. Педагогика сотрудничества не ис­ключает требовательности мастера и высокую ответственность учащихся в их учебной работе. Руководящая роль мастера не ослабляется, а разви­вающие и воспитательные функции усиливаются. Педагогика сотрудни­чества позволяет создать комфортные условия для ПО, обстановку радости успеха, снимет боязнь провала, возбуждение.

Тема 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО

Наши рекомендации