Бланк регистрации результатов оценки КРС

Фамилия, имя ребенка___________________________

Дата рождения__________ Дата эксперимента________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликт­ность в семье Чувство не­полноценно­сти в семей­ной ситуации Враждебность в семейной ситуации
         

Опросник. Анализ семейного воспитания (АСВ)

Любой педагог и психолог, наблюдая за семьей и ре­бенком, может определить тип семейного воспитания: «Ба­луют», «Растет как трава в поле», «Держат в ежовых рука­вицах» и т.д. Однако для выявления психологических при­чин нарушений семейного воспитания детскому психологу требуются доказательные объективные методики. В этих це­лях можно рекомендовать надежную методику — опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания). Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и ха­рактер его нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклоне­ниями в поведении. Критериями, на основе которых скла­дывается представление о типе нарушения семейного вос­питания, служат следующие:

1. Уровень протекции (сколько сил и времени родители уделяют воспитанию ребенка): гиперпротекция — Г+, гипопротекция — Г—.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (в ка­кой мере деятельность родителей направлена на удовлетво­рение материально-бытовых и духовных потребностей ре­бенка): потворствование — У+, игнорирование — У—.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье (они выступают в виде обязанностей, запретов и наказа­ний): чрезмерность — Т+, недостаточность — Т—.

4. Чрезмерность запретов (формирует реакцию эмансипа­ции или предопределяет черты сенситивной или тревожно-мнительной акцентуации): 3+; недостаточность запретов (сти­мулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа ха­рактера): 3—.

5. Чрезмерность санкций (чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения): С+; минимальность санк­ций (упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний): С—.

6. Неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство): Н.

Результаты опроса оформляются в виде таблицы (табл. 18).

Таблица 18 Диагностика типов семейного воспитания

Характер нарушении   Уровень протек- ции     Полнота удовле- творения потреб- ностей Степень предъявления требова- ний Степень запрета   Стро- гость санкций
Типы нарушений семейного воспитания          
П(г+г-) У Т С
         
         
Потворст- вующая ги- перпротекция          
+ +
         
Доминирую- щая гипер- протекция          
+ ± ± + ±
         
Эмоциональ- ное отвержение          
_ _ + + +
         
Жестокое обращение          
± ± +
Гипопротек- ция   _ _ __ ±
-        
Повышенная моральная ответствен- ность          
_ _ + ± ±
         
         

Примечание. «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» недостаточная выра­женность; «±» означает, что при данном типе воспитания воз­можны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность ее выраженности.

Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не сле­дует расширять диагностику, если к тому нет необходи­мых показаний. Новое исследование может быть предпри­нято только на основе анализа предыдущей диагностичес­кой информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснован­ность этих жалоб, смотреть на причины указанных нару­шений.

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диаг­ностики семьи и семейного воспитания лежат два положе­ния (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989):

Первое (теоретическое) — причины нарушений в пове­дении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспита­ния, либо в искажениях внутренней логики и саморазви­тия ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбина­ции этих факторов.

Второе (практическое) — заключается в построении струк­туры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на преды­дущем.

В ходе первичной непродолжительной психодиагностики психолог выявляет объекты, и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1. Может ли он сам оказать помощь семье? 2. Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3. Кто в семье нуждается в его помощи? 4. Каков характер этой помощи?

Во-вторых, психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, час­тично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ре­бенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т.д.).

В-третьих, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители пони­мают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли ви­дят ее причины и какой помощи ждут от психолога. Жало­бы родителей определяют вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей — инфор­мирование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога.

3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога.

5. Нарушение личностного развития ребенка — второй этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержанное психическое развитие ребенка — консуль­тации психолога, направление к дефектологу.

7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.

8. Повреждение психического развития — направление к психиатру.

9. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

Психолог делает первичное заключение о семье на осно­ве анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно опре­делить следующие объекты жалоб родителей:

1. Нарушение психического и соматического здоровья.

2. Ролевое поведение.

3. Соответствие поведения возрасту, психическим нормам.

4. Индивидуальные психологические особенности.

5. Психологическая ситуация.

6. Объективные обстоятельства.

Характер работы с семьей во многом зависит и от само­диагноза, который может быть сформулирован в следую­щих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «орга­нический дефект», «генетическая запрограммированность», «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные дей­ствия», «собственные личные недостатки», «влияние треть­их лиц», «неблагоприятная ситуация».

Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником психолога. Можно также заранее пред­положить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.

Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориенти­роваться на запросы родителей, хотя превыше всего он ста­вит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эф­фективной, если на диагностическом этапе ему удастся оп­ределить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания:

а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бре­довые идеи, галлюцинации;

б) неучет реакции консультанта;

в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтвер­ждений самодиагноза;

г) исключительная психологичность проблем, формули­руемых клиентом;

д) нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

— много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;

— проблема клиента: привести их поведение в соответ­ствие с законом, моралью, справедливостью;

— запрос: помогите повлиять, как заставить и т. п.,

— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

— отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:

— жалобы на ребенка;

— фаталистический самодиагноз;

— хочет помочь, но бессилен;

— просьба помочь ребенку;

— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

— отношение к консультанту деловое;

— гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

— жалобы те же, что в предыдущем случае;

— в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответ­ствие поведения ребенка должному;

— в качестве самодиагноза: «злая воля»;

— добавляются: «аномалия», «генетическая запрограм­мированность»;

— отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

— отношение к консультанту — рентное;

— запрос: помогите переломить, переформировать, ис­править.

5. Синдром неуверенного родителя:

— жалоба на ребенка;

— несоответствие ребенка идеалу;

— самодиагноз — неверные действия, слабость;

— проблема: не знаю, как...;

— запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональ­ной поддержке;

— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточ­ной близости;

— отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

— жалоба на свои переживания и состояние, неадекват­ные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Психодиагностика семьи и семейного воспитания не яв­ляется самоцелью, она является основой для оказания ин­дивидуализированной адресной помощи родителям и по­этому требует вдумчивого исследовательского подхода пси­холога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые ро­дительские проблемы, аспекты детско-родительских отно­шений. Следует продумать и систему хранения информации.

Бланк регистрации результатов оценки КРС - student2.ru

магнитофонные записи, карточки, сводные графики, таб­лицы и др. Любая диагностическая информация — это по­вод к размышлению и практическому действию.

Контрольные вопросы

1. Какова схема диагностического процесса в работе с семь­ей?

2. В каком случае требуется психодиагностика личности роди­телей?

3. Какие методы можно использовать для изучения психоло­гической атмосферы семьи, отношения к ребенку, тип семей­ного воспитания? В чем суть получаемой диагностической ин­формации?

Темы для семинарских занятий

1. Диагностика семьи и семейного воспитания.

2. Практикум по использованию различных диагностических подходов в работе с семьей.

3. Семья как объект психологической диагностики.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте анализ потребностей (запросов) родителей в пси­хологической помощи.

2. Составьте психологическую характеристику семьи.

3. С помощью теста Т. Лири исследуйте представления родите­лей о своем ребенке.

Литература

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование проблемы психического развития детей. М., 1990.

Овчарова Р. В. Школьный психолог и семья ученика. Архан­гельск, 1993.

Практикум по психодиагностике. Психодиагностические ма­териалы / Под ред. К.М.Гуревича. М., 1998.

Глава 2

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2.1. МОДЕЛИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в процессе консультирования.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недо­статка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополу­чия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зре­ния педагогики и психологии способы воспитания.

1. Диагностическая модель основывается на предположе­нии дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

3. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обсто­ятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуа­ции и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

4. Медицинская модель предполагает, что в основе семей­ных трудностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов се­мьи к больным.

5. Психологическая (психотерапевтическая) модель исполь­зуется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагно­стику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Детский психолог, вероятно, может использовать раз­личные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и суп­ружеских отношений.

2.2. ТЕХНИКА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не толь­ко выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов психолога с семьей. Определен­ная динамика этих контактов создает условия для саморас­крытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультированияможно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза принятия решения и действий, обратной связи.

I фаза— установление контакта с клиентом. Итог: опре­деление границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанав­ливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребен­ком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулиро­вания и оценки поведения ребенка.

В первичной беседе определяется характер отношения ро­дителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и уста­навливаются границы взаимодействия психолога с семьей.

Опытный психолог уже при первой встрече в ходе общения может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза де­монстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжитель­ную работу самой семьи.

II фаза— определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в пони­мании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет про­блему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозна­чив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуж­дая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае прихо­дится снова начинать весь консультативный процесс.

Неопытный консультант на этой фазе торопится навя­зать свой вариант интерпретации проблемы, слишком бы­стро обнажает ее в глазах клиента, часто перебивает его, увлекается морализированием, переступает границы доз­воленного в вопросах. Этим он нарушает возникшую хруп­кую эмоциональную связь, вызывает у родителей чувство вины и усиливает их душевную боль.

Характер беседы (управляемое стандартизированное ин­тервью, неуправляемое интервью — эмпатическое слуша­ние) определяется целями консультирования, индивиду­альными особенностями клиента и принятым психологом теоретическим подходом (гуманистическая психология, гештальтпсихология, бихевиоризм).

III фаза— рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.

Для этой фазы характерна следующая динамика: струк­турирование раппорта, создание невроза клиента в конт­ролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изоб­разить следующим образом:

— признаки переноса, указывающие на успех консуль­тативного процесса, проявляются в поведении клиента: ока­зывает знаки внимания психологу, меняет внешность, про­сит чаще встречаться, расширяет базу общения, характе­ризует психолога как знающего специалиста и близкого человека;

— признаки контрпереноса (перенос консультанта): ду­мает о клиенте после консультации, обсуждает случаи с коллегами, делится впечатлениями об успехе, сердится и беспокоится, забывает имя клиента, не хочет идти на прием, использует случаи в качестве хрестоматийного при­мера.

Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зави­симым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способ­ности.

IV фаза— принятие решения и действия. Итог: эффек­тивное поведение клиента в естественной ситуации.

На этой фазе психолог, опираясь на определенную кон­сультативную теорию, разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которая подводит клиента к поис­ку и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собствен­ное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с психологом он исследует и сортирует различные способы действий, выб­рав, наконец, определенный вариант для себя. Затем он про­веряет этот вариант в естественных условиях, а не в ситуа­ции консультирования. При наличии успеха он генерализу­ет свое решение на поведение в целом.

V фаза— обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента процессом и результатами консультирования.

Частично эту информацию психолог получает уже в про­цессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки трансфера. Он может проводить катамнез и целе­направленно организует повторные эпизодические встречи, поддерживающие клиента и дающие психологу уверенность в правильности избранной стратегии и тактики консульти­рования. Ориентируясь на принцип обратной связи, психо­лог должен реализовать следующие требования к консуль­тативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресование конкретному лицу; констатирую­щий, своевременный и потребностный характер. При про­ведении консультаций многие психологи часто применяют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизиро­ванные бланки для семейного консультирования, протоко­лирование бесед ассистентами, использование которых по­зволяет глубже анализировать динамику процесса, его эф­фективность. Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто в семье прав, а кто виноват, а облегчить и снять душевную боль клиента.

Психолог может избрать разные типы поддержки клиен­та: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный психолог, представляющий клиента сла­бым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консульти­рование по типу «роджерианского интервью», внешне выг­лядит пассивным. Спрашивающий психолог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положе­нии, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше риску­ет, он чаще использует суггестивные методы воздействия. Психолог, стремящийся понять клиента, прежде всего ори­ентирован на достижение с ним согласия.

В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения ставить открытые и закры­тые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиен­та; овладевать умениями перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выра­зительного молчания (внимание, акцент значимости, на­пряженная пауза, отрицание); совместного принятия реше­ний. Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, внимание, сочувствие, доверие клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интона­ция и др. Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытос­ти — с другой. Не следует жестко придерживаться первона­чальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобо­вых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.

Подводя итог по обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты неэффективного и мудрого консультирования.

Неэффективное консультирование Мудрое консультирование
Встреча психолога с клиентом не происходит. Психолог верит в уникальность и способность клиента самому найти выход.
Не устанавливается оптимальный раппорт. Вербальными и невербальными способами он демонстрирует это своему клиенту.
Психолог не слышит, не видит и не чувствует клиента. Эмоционально поддерживает клиента.
Он бестактен в высказываниях. Осуществляет эмпатическое слу­шание.
Не дает возможности высказаться клиенту. Происходит встреча клиента с психологом, они обмениваются посланиями.
Подозревает клиента в плохих поступках. Психолог уважает право клиента и соблюдает меру, дистанцию и границу общения.
Пытается разоблачить его или морализирует. Умело субъективирует и объекти­вирует ситуацию клиента.
Неэффективное консультирование Мудрое консультирование  
Слишком быстро вскрывает про­блему. В определении проблемы двигает­ся вслед за логикой клиента.  
Не сверяет правильность своих выводов с мнением клиента. Не торопится с выводами и реко­мендациями, создает условия для инсайта клиента.  
Навязывает клиенту свое решение. Вызывает в клиенте желание со­трудничать.  
Дает скоропалительные советы. Стремится к пониманию и совме­стному решению проблем.  
Вызывает в клиенте желание спо­рить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины или душевную боль.  
Жестко придерживается первона­чальной гипотезы. Ставит «диагноз» и предлагает «лечение».  
       

В этом разделе книги мы остановились лишь на общих характеристиках техники семейного консультирования. Кон­кретные психологические средства и приемы будут описа­ны далее.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные детерминанты жалоб родителей при психологическом консультировании?

2. В чем состоят сущность и методика эмпатического слушания?

3. Каковы типы отношений родителей к психологу, консуль­танту и их поведенческие синдромы?

Темы для семинарских занятий

1. Семейное консультирование и семейная психотерапия — методические аспекты.

2. Методика консультативных бесед психолога о гуманизме семейных отношений.

3. Методика психоанализа семейных отношений.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте реферат по позитивной семейной психотера­пии Н. Пезешкиана.

2. Разработайте примерную картотеку-схему семейной кон­сультации

3. Обдумайте варианты профессионального поведения психолога в случае «ректной» установки консультируемой семьи.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология челове­ческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Пси­хология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт / Пер. с англ. М., 1994.

Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М., 1992.

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М., 1993.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Глава 3

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

3.1. РОДИТЕЛЬСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ*

* Использованы материалы Московского консультативного центра.

Независимо от особенностей основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную по­зицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причи­ны неэффективного родительского отношения:

— педагогическая и психологическая неграмотность ро­дителей;

— ригидные стереотипы воспитания;

— личностные проблемы и особенности родителя, вно­симые в общение с ребенком;

— влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психо­логической коррекции. В этих целях создаются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительс­кой темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, во-первых, а личные проблемы участни­ков группы — лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю ведения коррекции — группы структурирова­ны, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.

Основной метод групповой коррекции родительских от­ношений — когнитивно-поведенческий тренинг,осуществ­ляемый с помощью ролевых игр и программы видеотре­нинга.

Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффек­тивность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, ликвида­ция психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями ин­формации о восприятии семейной ситуации своих родите­лей ребенком, динамике его поведения в группе.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.

Наши рекомендации