Вепская кукла (капустка, рванка)
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Вепская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей. Смотрите схемы изготовления куклы:
МАСТЕР - КЛАСС «КВИЛЛИНГ»
Цель:
§ Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
§ Ознакомить с техникой выполнения квиллинга.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
На английском языке данный вид рукоделия называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелый фолиант, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать ее по назначению – не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
ИНСТРУМЕНТЫ
Существуют инструменты, приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что обычно есть под рукой:
§ листы цветной двусторонней бумаги (формат А4),
§ деревянные зубочистки;
§ металлическая линейка;
§ канцелярский нож;
§ карандаш;
§ клей ПВА;
§ линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская);
§ доска или коврик, на котором можно резать;
§ любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основ;
§ нужна швейная игла среднего размера с длинным ушком. Аккуратно отламываем верхнюю часть ушка. Можно, например, зажать иглу в тиски так, чтобы только кончик торчал, и отколоть его молотком. Затем втыкаем иглу в колпачок от фломастера - готово.
ВАРИАНТЫ ФОРМ
Скрутите ленту и приклейте кончик. | |
Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить, дайте ей распустится. | |
Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли. | |
Сделайте каплю и загните ее уголок. | |
Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза. | |
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны. | |
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник. | |
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу - получится стрелка. | |
Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной. | |
Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца. | |
Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы. | |
Сделайте свободную спираль, зажмите 5 уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда. |
Рассмотрим основы квиллинга на примере простого цветка для открытки.
Размечаем делениями по 3 мм короткие стороны листа цветной бумаги. Всегда начинаем отмерять с одного края, на случай если последнее деление получится меньше остальных.
Отрезаем канцелярским ножом под линейку полоски. Для экономии времени и сил можно резать несколько листов сразу, скрепив их скрепками или прищепками. Линейку нужно прижимать очень тщательно, нож должен быть острым. Отрезаем одним длинным движением, хорошо надавливая на нож и не порезав пальцы (и стол). Получаем разноцветные полоски бумаги шириной 3 мм и длиной примерно 30 см.
Для изготовления лепестка берём полоску нужного цвета и плотно наматываем на зубочистку. Кончик зубочистки можно расщепить, чтобы было легче фиксировать конец полоски.
Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и кладём в отверстие офицерской линейки диаметром 1.5-2 см. Отпускаем, бумага разворачивается до размеров отверстия. Не держите снятый рулончик долго в руках, иначе он потом будет плохо разворачиваться.
Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.
Вынимаем получившуюся спиральку и сильно защипываем пальцами с одной стороны. Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга – «каплю» (или «слезинку»). Существует около 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.
Точно так же делаем ещё 5 «капелек» - остальные лепестки цветка.
А теперь сделаем листочек. Повторяем пункты 3-5, затем вынимаем спиральку и защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется «глаз».
Для разнообразия используем ещё один элемент для второго листочка. Он так и называется – «лист». Для этого проделываем всё, как для «глаза», но после защипывания, не отпуская концы, сдвигаем их в разные стороны по отношению друг к другу.
Теперь изготовить серединку уж совсем легко: просто оставьте спиральку как есть, не защипывая. Сделайте серединку меньшего диаметра - воспользуйтесь меньшим отверстием в офицерской линейке (около 1 см). Кстати, этот элемент назовём «свободной спиралью».
Намечаем расположение элементов, аккуратно намазываем торцы клеем и наклеиваем на основу.
ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
СНЕЖНЫЙ КОМ
Обычно в игре принимает участие 10-12 человек, но можно и больше (35-40).
Задача игры - поименно представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Игра может проводиться на сборе-знакомстве во временном детском коллективе или в любой удобный момент. Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, морской камушек и т. д.).
Ведущий называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т. д. Труднее всего придется последнему игроку - он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.
Замечания:
§ Можно усложнить правила игры: если участник ошибается при повторении имен, попросить его назвать все имена сначала. Но подумайте, так ли уж это необходимо.
§ Когда в эту игру играют младшие дети (7-9 лет), то им необходима помощь взрослого, так как они часто не способны самостоятельно справиться с заданием.
В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВАЛЕРИЯ
Количество игроков от 10-12 до 35-40 человек.
Игра очень похожа на «Снежный ком» и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.
Ведущим, как правило, выступает педагог или вожатый. Он объясняет правила игры и объясняет, что у ребят есть несколько секунд или минут (в зависимости от того, как далеко они сидят от первых участников), чтобы придумать себе подходящее, на их взгляд, прилагательное. Затем он называет свое имя и соответствующее ему прилагательное. Далее игра идет как в «Снежном коме».
Замечания:
§ Иногда в детском коллективе встречаются ребята с одинаковыми именами. Это не значит, что, и «их прилагательные» должны быть одинаковыми, ведь это абсолютно разные люди.
§ Если вы проводите игру с маленькими детьми, нужно объяснить им, что такое прилагательное, иначе можно попасть в неловкое положение.
Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других, ничуть не менее значимых.
ОДЕЯЛО
Участники делятся на две команды, располагаясь напротив друг друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат вожатые. Из каждой команды к одеялу с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал имя партнера, забирает его к себе в команду. Побеждает команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имен.
Замечания. Вожатый должен следить за тем, чтобы игра не затянулась и не надоела, т. е. вовремя ее закончить, если дети устали.
ЗАЙМИ МЕСТО
Количество участников: от 12-14 до 20-25 человек.
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу; один стул свободный. Водящий становится в центре круга. Тот, кто сидит слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.
АЯ-ЗАЯЦ! А Я-ЕДУ! А Я-ТОЖЕ!
Игра очень похожа на предыдущую, но проходит всегда более динамично и веселее. В игре обычно участвуют от 12-14 до 20-25 человек.
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место никем не занято. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами: «А я - заяц!». Следующий игрок тут же занимает свободное место со словами: «А я - еду!». Третий участник занимает освободившееся место и говорит «А я - тоже!».
И тут в дело вступает четвертый игрок, который молча занимает свободное место и, ударяя левой рукой по пустому стулу, называет имя одного из ребят, сидящих в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен быстро перебежать на пустой стул.
Задача водящего - успеть занять освободившийся стул раньше того, кого назвали. Если он это сделает быстрее, то новый «заяц» становится водящим. Игра начинается сначала.
МОЛЕКУЛА-ХАОС!
(вариант I)
Ведущий объясняет правила игры - надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!». Игроки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Молекула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки.
После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки.
Замечания. Еще один вариант этой игры будет рассмотрен в разделе, посвященном играм на взаимодействие. Имеет смысл обратить на этот вариант особое внимание.
МЯЧИК
Все передают мяч по кругу, называя при этом свое имя. Мяч должен побывать в руках у каждого и вернуться к первому участнику. Теперь, играя в мячик, знакомимся: тот, у кого находится мяч, будет кидать его в руки любому из стоящих в кругу и называть имя того, кому он бросает мячик. Тот, кто перепутал имя или не поймал свой мячик, называет имена всех участников.
В дальнейшем можно усложнить задание: мяч перебрасывается друг другу. Бросающий задает любой вопрос, обращаясь по имени к тому, кому бросает мяч. Тот, кто ловит мяч, должен при этом ответить на заданный вопрос.
Замечания. Эта игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Более старшие ребята предпочитают другие игры.
ПОСТРОЕНИЯ
Участники встают в круг. Ведущий предлагает им распределиться:
§ по цвету глаз, волос (от самых светлых до самых темных);
§ по дате рождения от 1 января до 31 декабря (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);
§ на «жаворонков» и «сов»;
§ по типу темперамента - флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик (если, конечно, дети знают об этих типах темперамента и могут отнести себя к какому-либо из них);
§ в алфавитном порядке (по первым буквам полных имен);
§ по росту (отдельно мальчикам и отдельно девочкам) и т. д.
Задача игроков - как можно быстрее выполнить задание.
Замечания. Эту игру уместно провести в том случае, если нужно поделить отряд на группы. Для этого лучше предложить детям разделиться на группы по следующим критериям:
§ время года, в которое родились;
§ знак Зодиака;
§ буква (литера) класса, в котором учатся («А», «Б», «В» и т. д.).
При проведении игры может возникнуть некоторая сумятица и неразбериха. Как правило, дети сами довольно быстро находят выход из создавшегося положения. Но иногда им все же необходима помощь педагога.
Эта игра носит еще и диагностический характер: при возникновении затруднительных ситуаций всегда находятся дети, которые берут на себя организаторские и распорядительские функции.
ШЕЛ ПО КРЫШЕ ВОРОБЕЙ
Для проведения игры необходимо сесть в круг (на отрядном месте, в холле и т. д.). Ведущий вместе с детьми произносит следующее четверостишие:
Шел по крыше воробей-бей-бей,
Собирал себе друзей-зей-зей.
Сколько здесь счастливых глаз!
Встаньте, Маши (Светы, Коли, Саши и т. д.) все сейчас!
Вставшие дети называют свои имена и фамилии, все приветствуют их, и они снова садятся на свои места.
Замечания. В эту игру можно играть в зале, с большим количеством детей. В этом случае третью строчку стихотворения следует заменить на следующую: «Сколько в зале нас сейчас?». После того как названные по именам дети встают, их нужно поприветствовать бурными аплодисментами.
КАКОФОНИЯ
Группа играющих сидит или стоит в кругу. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. По его команде все дети говорят:
Коли вышел братец в круг,
Отвечай - как нас зовут!
Все хором называют свои имена. Задача водящего - правильно назвать 3-5 любых имен и показать на ребят с этими именами. Если он все сделал правильно, то занимает место в кругу, а водящим выбирается другой игрок.
Займи место
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу, один стул свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника.
Задача водящего: занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.
я знаю 5 имён
Участники стоят по кругу – мальчик, девочка. По очереди каждый игрок называет 5 имён мальчиков и 5 имён девочек своего отряда, начиная с фразы: «Я знаю 5 имён …».
ИГРЫ НА ЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МОЛЕКУЛА-ХАОС!
(вариант II)
Правила этой игры уже были описаны в предыдущем разделе. Второй вариант игры заметно сложнее. Участникам необходимо соблюдать все правила, описанные ранее, но к ним добавляется еще одно: необходимо хаотично двигаться в рамках круга (комнаты, холла) с закрытыми глазами.
Иначе говоря, когда ведущий скомандует: «Молекула-2,3 и т. д.», участники ищут свою пару, тройку и т. д. с закрытыми глазами. Самое сложное задание - по команде ведущего «Молекула-группа!» встать в круг.
Необходимым условием игры является то, что передвигаться с закрытыми глазами нужно, не подглядывая, иначе весь интерес (а значит, и результат игры) будет потерян.
Замечания. Внимательное наблюдение за перемещениями всех участников группы позволит определить их уровень тревожности, агрессии, страха; характер психологической защиты.
Обратите внимание на детей, передвигающихся очень осторожно, держащих руки на уровне груди или вытянутыми вперед, - это люди с повышенным уровнем тревожности.
Некоторые дети передвигаются чересчур уверенно, расталкивая всех плечами и локтями, наступая на ноги другим участникам. Они идут напролом, как танк, - это люди с повышенной агрессией (необходимо выяснить причину этой агрессии). Безусловно, найдутся дети, которые передвигаются уверенно, но при этом стараются не причинить вреда другим, заботясь о своих товарищах.
И, наконец, есть дети (их меньше всего), которые передвигаются вне пределов основного движения. Эти дети совершают свои перемещения очень медленно и осторожно - скорее всего, они страдают страхами или фобиями.
Педагогу необходимо выделить детей, берущих на себя в игре роль координатора, организатора, - это дети с лидерскими, организаторскими способностями и навыками. Скорее всего, они помогут педагогу в дальнейшем при формировании детского коллектива (при условии их положительного настроя).
Очень важно после проведения игры ее обсудить и отрефлексировать (осмыслить).
АССОЦИАЦИИ
Игру, как правило, проводят в кругу во время вечернего огонька, сбора отряда и т. д. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:
§ деревом картиной
§ цветком песней
§ мебелью рекой
§ животным растением
§ птицей временем года
Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: «колючий ежик», «вечный двигатель», «капитан Врунгель» и т. п.
Замечания. Игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего. Его задача - с помощью вопросов (см. выше) выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят.
Если ведущий справился с этой задачей, то тот, кого он угадал, идет «водить».
РЕЗИНОЧКА
Для проведения игры необходимы следующие предметы: пластиковый стаканчик, резиночка, моток: прочных ниток. К резиночке привязывают несколько ниточек (по количеству участников) длиной 30-80 см. Посередине круга ставят пластиковый стаканчик. Каждый участник берет в руки одну ниточку.
Задача участников - растянуть резиночку так, чтобы ее можно было надеть на стаканчик, затем переместить стаканчик на место, указанное ведущим.
Замечания:
Чтобы внести элемент азарта и соревновательности, можно предложить двум - трем командам выполнить упражнение на скорость.
Педагогу необходимо внимательно отслеживать проявление лидерских и организаторских способностей участников.
СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Ведущий начинает рассказывать какую-нибудь неизвестную детям сказку или историю. После 6-7 первых предложений он прерывает свое повествование и передает слово следующему участнику.
Задача игрока - придумать небольшое продолжение сказки (3-4 предложения). Каждый участник вправе изменить сюжет сказки, ввести в нее новых персонажей или, наоборот, кого-то исключить. Перебивать говорящего запрещено. Он имеет полное право сочинять свой отрывок так, как считает нужным.
Когда все участники круга примут участие в сочинении сказки, слово вновь переходит ведущему, и он заканчивает рассказ.
Замечания. Будьте готовы к тому, что повествование будет развиваться не так, как хотелось бы вам, а как решат рассказчики.
А именно: ваших подсказок начать перебирать имена всех, кто сидит рядом.
СВЕЧА
Участники рассаживаются по кругу. Лучше, если в комнате будет полумрак или полная темнота. В центре круга стул с горящей свечой. Любой желающий может сесть на стул, взять свечу в руки и смотреть на нее, поднеся к глазам. Остальные задают вопросы. Вопросы касаются личностных качеств, увлечений, черт характера участника, который отвечает на них. Ответы должны быть по возможности искренними, а вопросы — глубокими и душевными.
Можно провести эту игру несколько иначе — вопросы всем детям задает тот, кто сидит на стуле. Эти вопросы должны быть примерно такими: каким видит вся группа этого члена коллектива, как она его воспринимает, какое впечатление он производит и т. д. Желательно, чтобы как можно больше детей приняли участие в ответах на вопросы.
Замечания:
Эту игру можно проводить, если в детском коллективе уже сформированы более-менее дружественные, доверительные отношения.
Не допускаются провокационные вопросы (в том числе связанные с интимной, личной жизнью человека). Это условие необходимо заранее оговорить с участниками.
САНТИКИ-ФАНТИКИ-ЛИМПОПО
В игре участвуют от 15 до 40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом. Один из игроков вызывается за круг. В это время оставшиеся в кругу незаметно для него выбирают «заводилу», и игра начинается.
Все начинают хлопать в ладоши и в такт повторять: «Сантики-фантики-лимпопо!». Водящий приглашается в круг. С этого момента время от времени «заводила» меняет движения (шагает на месте, потирает живот, хлопает себя по животу, щекам, показывает дразнилку руками и т. д.).
Задача игроков - повторять за «заводилой» все его движения. Задача водящего - угадать, кто же является «заводилой». Если «заводилу» вычислили, то он становится водящим и выходит за круг. Игра начинается сначала.
УЗЕЛ
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит за рамки круга и отворачивается в сторону. В это время первый участник начинает «запутывать узел», т. е., продолжая держаться за руки, с другими участниками перекручивает руки, перешагивает через них ногами, пропускает между ног других и т. д.
Все участники активно помогают ему и сами тоже «запутывают узел». Когда «узел завязан», вызывается водящий. Его задача - правильно «распутать» завязанный «узел».
АРАМ-ШИМ-ШИМ
Разновидность известной игры в «бутылочку». Кстати, и взрослые, и дети играют в нее с удовольствием. Все встают в круг. Выбирается водящий. Он становится посреди круга, закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Стоящие в кругу начинают движение по часовой стрелке, проговаривая слова:
Арам-шим-шим,
Арма-шим-шим!
Арамия-Гульсия,
Покажи-ка на меня!
Тот, на кого показала рука водящего, выходит на середину круга. Водящий открывает глаза. Стоящие посреди круга встают спиной друг к другу. Все вокруг начинают счет; «Раз, два, три!».
По команде: «Три!» водящий и его напарник поворачивают голову или налево, или направо. Если их головы повернуты в разные стороны, они пожимают друг другу руки. Если же головы повернуты в одну сторону - целуются. Водящий покидает центр круга и занимает место игрока. Игрок же становиться водящим. Игра продолжается.
Замечания. Как вариант, можно заменить поцелуй похлопыванием друг друга по плечу.
ИГРЫ на сплочение
Данные игры способствуют укреплению отношений между детьми на социальном уровне и социализации личности ребёнка наиболее приятным для него способом.
Узна, кого нет
Все участники закрываю глаза, а в это время ведущий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу ведущего все открываю глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовёт отсутствующего игрока, тот и выигрывает.
Слон
Все участники за ограниченное время (1-2 мин.) должны выложить на полу из подручного материала и других мелких предметов изображение слона. Главное условие – задание выполнять в полной тишине.
счёт до 10
Все участники сидят по кругу с закрытыми глазами.
Задание. Посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счёт начинается заново.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И
УПРАВЖНЕНИЯ
ПРОВОДНИК
Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи впереди стоящему. Вожатый объясняет простые правила:
§ В группе на время проведения игры вводится запрет на разговоры.
§ У всех детей, кроме стоящего последним, закрыты глаза (лучше - завязать).
§ Последний ребенок - машинист поезда. Его задача - провести «состав» так, чтобы ни один «вагон» не встретился с препятствием. В то же время необходимо указать детям, что скорость выполнения данного задания тоже имеет значение.
§ Для управления составом разработана система специальных команд:
- хлопок по левому или правому плечу - поворот в соответствующую сторону,
- хлопок по обоим плечам - движемся вперед,
- хлопок по обоим плечам двойной - движемся назад,
- хлопок по обоим плечам дробью - стоп.
Машинист должен провести «состав» через несколько поворотов. После чего последний ребенок, тот, кто был машинистом, становиться впереди всех и игра повторяется. Лучше, если все дети из группы попробуют себя в роли машиниста. Совершенно очевидно, что игра должна проводится или на открытой местности, или в достаточно просторном помещении.