Личность и деятельность учителя 2 страница

Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педаго­гической, социально-психологической, дифференциально-психологической и др.), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педаго­гическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность. К сожалению, во многих слу­чаях эта компетентность не выдерживает никакой критики, приводя к так назы­ваемым дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическо­му здоровью учащихся). Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с . творчеством. Истинное педагогическое творчество соот­ветствует объективному, а не субъективному критерию но­визны результатов творческой деятельности.

При таком понимании педагогического творчества, связанного с выдвижением объективного критерия, может создаться представление, что отвечающих этому критерию педагогов — единицы из десятков тысяч. Но это пред­ставление ошибочно. В основе этой распространенной ошибки лежит неверное понимание результата педагоги-

Психология недоста­точно компетентна для определения целей воспитания, но она несомненно играет полезную роль в формирова­нии его методов.

Э. Дюркгейм

ческого труда. Действительно, педагогов, создающих объективно новые техноло­гии обучения или воспитания, очень мало. Но уже любой урок, практическое заня­тие, удачно комбинирующее известные методы и методики, в той или иной мере является результатом творчества. Это справедливо хотя бы потому, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Постро­ение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, так как урок — это не только старые или новые схемы его проведения, но и всегда разное соци­ально-психологическое состояние группы, разные индивидуальности и разное пси­хологическое состояние одних и тех же людей.

В заключение приведем еще одно соображение, доказывающее, что объектив­ному критерию педагогического творчества отвечают не только те, кто создает новые методы и подходы. Существует два вида результатов педагогической дея­тельности. Один из них — это функциональные продукты деятельности (урок, занятие, метод, методика и т. д.). Другой (и главный) — это психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, главным, конечным результатом педагогической деятельности явля­ется сам учащийся, развитие его личности, способностей и навыков. Поскольку каждый учащийся объективно неповторим как личность, результативная педаго­гическая деятельность является в большей или меньшей степени творческой уже по самому строгому критерию.

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА

И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ

Какова связь между профессиональной удовлетворенностью педагога и мотиваци­ей его деятельности? Коротко остановимся на этом вопросе. Удовлетворенность профессией существенно коррелирует с оптимальностью мотивационного комп­лекса педагога (положительная связь, г = +0,409) и с уровнем эмоциональной нестабильности (отрицательная зависимость г = -0,585). Иначе говоря, удовле­творенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога моти-вационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Высокая эмоциональная нестабильность связана со снижением удовлетво­ренности профессией. Однако говорить здесь о причинах и следствиях надо осмотрительно: вряд ли возможно их однозначно дифференцировать. (Тем бо­лее что сам по себе корреляционный анализ в состоянии только выявить связи, а не определить, что причина, а что следствие.) Действительно, с одной стороны, эмоциональная нестабильность самой личности может обусловить снижение удовлетворенности профессией в целом ряде случаев. Но, с другой стороны, низкая удовлетворенность, вызванная внутриличностным конфликтом, профес­сиональными неудачами и т. п., может привести к повышению эмоциональной

нестабильности. Первое влияет на второе, второе — на первое; при этом общий негативный эффект постоянно поддерживается на высоком уровне или повы­шается. Сказанное подтверждается и специальным исследованием, обнаружив­шим отрицательную корреляционную зависимость между оптимальностью мо­тивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (А. А. Реан). Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятель­ности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность пе­дагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впро­сак», которое заслоняет ценность самой педагогической деятельности и внеш­ней положительной мотивации, тем выше уровень эмоциональной нестабиль­ности.

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной де­ятельности (в том числе — педагогической). В основу методики положена кон­цепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные.

Инструкция

Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дай­те оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале.

Обработка

См. таблицу на с. 238.

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положитель­ной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

личность и деятельность учителя 2 страница - student2.ru

  В очень не­значитель­ной мере В достаточ­но незначи­тельной мере В неболь­шой, но и в не малень­кой мере В достаточ­но боль­шой мере В очень большой мере
1. Денежный зара­боток I
2. Стремление к продвижению по работе
3. Стремление избе­жать критики со стороны руководи­телей или коллег L
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 1 3
5. Потребность в достижении соци­ального престижа и уважении со стороны других
6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

личность и деятельность учителя 2 страница - student2.ru

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключен­ное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное).

Интерпретация

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует отнести сле­дующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ .

Между этими комплексами заключены промежуточные, с точки зрения их эффективности, иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степе­ни выраженности.

Например, нельзя считать абсолютно одинаковыми два нижеприведенных мо-тивационных комплекса:

ВМ ВПМ ВОМ

112 5

2 2 3 4

И первый и второй комплексы относятся к одному неоптимальному типу:

ВОМ > ВПМ > ВМ .

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение пока­зателей внешней положительной и внутренней мотивации.

«Удовлетворенность избранной профессией»

(методика А. А. Реана;

модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой)

Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной професси­ей на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ.

Первичная обработка заключается в подсчете баллов, выбранных испытуемы­ми при ответе на следующие вопросы {каждая шкала имеет 5-балльную градуи­ровку).

Шкала А: Удовлетворены ли вы избранной профессией? Шкала В : Хотели бы вы, оставаясь специалистом в своей области (биологом, историком, физиком и т. д.), работать не в школе?

Шкала С: Если бы вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы профессию учителя?

Шкала А. 12 3 4 5

Шкала В. 12 3 4 5

Шкала С. 12 3 4 5

Значения ответов: 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да.

Обработка

1. Первичные баллы по шкале В переводятся в обратные следующим образом:

1 балл соответствует 5 единицам,

2 балла — 4 единицам,

3 балла — 3 единицам,

4 балла — 2 единицам,

5 баллов соответствуют 1 единице.

2. Подсчитывается индекс удовлетворенности ИУ, как усредненная сумма бал­лов по всем трем шкалам:

ИУ= (А+В+О/3.

3. Полученный результат сравнивается с нормативами:

от 1 до 1,5 балла — удовлетворенность очень низкая (неудовлетворенность),

от 1,6 до 2,5 балла — удовлетворенность ниже среднего,

от 2,6 до 3,5 балла — удовлетворенность средняя,

от 3,6 до 4,5 балла — удовлетворенность выше среднего,

от 4,6 до 5 баллов — удовлетворенность высокая. i

В самом общем виде напомним, что в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, на­пример, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соот­ветствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеаль­ной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным, как к нега­тивным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличност-ных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профес­сиональной Я-концепции является источником профессионального самосовер­шенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интер­претацией.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описатель­ных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Заметим, что одни и те же качества могут интерпретиро­ваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооцен­ку), а другим — в негативном (и тогда они ее, естественно, понижают). В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка». Профессиональная само­оценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессио­нальной Я-концепции личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА

Я-концепция и самооценка

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, если можно так выразиться, «теория са­мого себя» . Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамич­ным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Соци­альная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в зна­чительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регуля­тором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что и само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки.

Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «са­моотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоот-ношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к са­мому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Карвасарский). Однако, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особен­ности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личност­ный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оцен­кой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессио­нального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражает­ся в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профес-сионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операцио-нально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциа­ла связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценнос­ти». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный са­мооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточ­но эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкреп­ляющих сделанные нами обобщения.

В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифферен­цированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Имен­но с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамич­ного профессионального развития личности.

Квантификация межличностных отношений и Я-концепция

Методика

Теоретические и практические основы данной методики были разработаны аме­риканским психологом Т. Лири (Т. Leary). В создании теста участвовали также Г. Лефорж и Р. Сазек. Данная методика получила положительную оценку в оте­чественной литературе по психодиагностике (К. М. Гуревич и др.), используется она и в социально-психологических исследованиях (А. В. Петровский, А. А. Реан и др.), и в практике психологического консультирования, в том числе семейного.

Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном «Я» и своих взаимоотношений с ближайшим окружением. В связи с этим выделяются различные аспекты при заполнении опросника: само­оценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами диагностики. Однако важно, что по всем избран­ным аспектам оценка производится с помощью одного и того же текста опросни­ка. Всего этот опросник включает в себя 128 оценочных суждений, из которых испытуемый выбирает подходящие, отмечая их в опросном листе знаком «+». Таким образом, опросный лист в разных исследованиях может иметь различный вид — в зависимости от избранных аспектов оценки.

Так же как и заполнение, обработка опросника проводится отдельно по каждо­му из аспектов. Всего в опроснике имеется 8 субшкал (октантов).

Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство — властность — деспотичность.

Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе — самоуве­ренность — самовлюбленность.

Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность — непримири­мость — жестокость.

Четвертый октант (субшкала подозрительность): скептицизм — упрямство — негативизм.

Пятый октант (субшкала подчиненность): уступчивость — кротость — пас­сивная подчиненность.

Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость — послушность — зависимость.

Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие — несамостоятель­ность — чрезмерный конформизм.

Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость — бескорыс­тие — жертвенность.

В зависимости от количества набранных баллов по каждому из октантов говорят о степени, выраженности качества. Первая степень качества в каждом октанте (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчи-

вость и т. п.) характеризует адаптивный вариант развития. Усугубление соответ­ствующих тенденций и проявление третьей степени качества (деспотичность, са­мовлюбленность, жестокость, негативизм и т. д.) свидетельствуют о дезадаптаци-онном варианте развития.

Относительно количественных критериев оценки выраженности качества в литературе имеются незначительные расхождения.

Так, о первой степени выраженности качества иногда говорят, если число на­бранных баллов колеблется в пределах 0—4. Другие авторы говорят о первой степени качества при 0—8 баллах, правда, разделяя все-таки два подуровня: 0— 4 балла — низкая выраженность, 5—8 баллов — умеренная выраженность. По нашему мнению, не будет ошибкой рассматривать показатели от 0 до 8 баллов как свидетельствующие об адаптивном варианте развития, учитывая при этом, что крайне правые значения (7—8 баллов) отражают определенную тенденцию к дезадаптивности и экстремальному поведению.

Вторая степень качества (с учетом сказанного выше) связывается с показате­лями 9—12 баллов.

Экстремально дезадаптивный вариант развития* связывается с показателями 13—16 баллов.

В дополнение ко всему вышесказанному при подготовке психологических за­ключений могут оказаться полезными следующие описания по субшкалам.

Первый октант (субшкала авторитарность). Высокие показатели соот­ветствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельнос­ти. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Низкие показатели характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений.

Второй октант (субшкала эгоистичность). Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, независимостью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Низкие показатели отражают тип уве­ренного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма. При переходных (крайне правых) значениях, возможно, самоуверен, но не самовлюблен.

Третий октант (субшкала агрессивность). Высокие показатели — жест­кий и враждебный по отношению к окружающим. Агрессивность может доходить до асоциального поведения. Низкая терпимость, резкость в оценках, раздражи­тельность. Низкие показатели связаны с такими качествами, как требователь­ность, настойчивость, энергичность.

Четвертый октант (субшкала подозрительность). Высокие оценки связа­ны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. На этом фоне могут возникать существенные трудности во взаимоотношениях. Низ-

* Некоторые авторы з связи с этим вариантом даже говорят о патологии. Однако такие оценки в плане данной методики представляются мало обоснованными.

кие показатели отражают критичность как свойство личности и ума; критичен как к социальным явлениям, так и к окружающим людям.

Пятый октант (субшкала подчиненность). Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, излишней уступчивостью, склонностью к самоуничижению, застенчивостью. Низкие показатели описывают­ся типом уступчивости скромным, возможно робким. Выражена склонность по­слушно и честно выполнять свои обязанности.

Шестой октант (субшкала зависимость). Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости и послушания. Низкие значе­ния связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью, склонностью к конформ­ности.

Седьмой октант (субшкала дружелюбие). Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошим» для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Низкие показатели связа­ны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эмпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компро­миссу.

Восьмой октант (субшкала альтруистичность). Высокие показатели от­ражают тип, который в целом может быть определен понятием «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегдатотов принести в жертву свои инте­ресы, гиперответственный, навязчивый в своей помощи. Низкие показатели связа­ны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, мягкость, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим.

Текст опросника

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит хорошее впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто опечален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочарован.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся, склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный, ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способный вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверенный, напористый.

39. Деловитый, практичный.

40. Любит соревноваться.

41. Стойкий и непреклонный, где это необходимо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый, прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый и щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Глубоко почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный, учтивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный, мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный, самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый, расчетливый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Своекорыстен.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Самобичующий.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решение.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен, терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб, судит о людях по рангу и положению, а не по личным качествам.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый, подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116. Мягкотелый..

117. Почти никогда никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит," чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Ключ к опроснику

Первый октант: 1-4, 33-36, 65-68, 97-100. Второй октант: 5-8, 37-40, 69-72, 101-104. Третий октант: 9-12, 41-44, 73-76, 105-108.

В современной школе уже не редкостью являются и уроки психологии для самых маленьких.

Четвертый октант: 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.

Пятый октант: 17-20, 49-52, 81 -84, 113-116.

Шестой октант: 21-24, 53-56,85-88, 117-120.

Седьмой октант: 25-28, 57-60, 89-92, 121-124.

Восьмой октант: 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

В соответствии с ключом подсчитывается количество плюсов в каждом из восьми октантов по каждому из аспектов в отдельности (например — Я, идеал Я, мой руководитель, Я в его представлении). Результаты по каждому испытуемому заносятся в таблицу (табл. 28) или представляются в виде специальной диаграммы.

Таблица 28. Форма фиксации данных

Октант Аспект
I Я II Идеал «Я» III Мой руководитель IV Я в его представлении
       
       
       
       
       
       
       
       

Примечание. Названия аспектов приведены в качестве примера. Названия октантов — в тексте.

Наши рекомендации