Рекомендации по написанию основной программы до

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная образовательная программа дошкольной организации разра­батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае с учетом примерной программы «От рождения до школы».

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные программы. При разработке ООП ДО образовательная организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответс­твии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предель­ную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализо- вывать в Группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп и т. д.).

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образова­тельных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоя­тельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — Парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы.

При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при­мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте 2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствую­щую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных от­ношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных про­грамм, методик, форм организации образовательной работы».

В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

В примерной программе «От рождения до школы» реализован подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, формируемую участ­никами образовательных отношений. В частности, в примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть представлена по темати­ческим блокам, сгрупированным по образовательным областям. Дошкольная организация может заменить один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы. Например, при желании дошкольной организации усилить математическое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирование элементарных математических представлений» на авторскую программу В. П. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо дру­гую парциальную программу по формированию элементарных математических представлений при условии, что парциальная программа не противоречит основным целям и задачам программы «От рождения до школы».

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участ­никами образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором представлены основные понятия, условные обозначения, сокращения и пр.

Во ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (см. пункт 2.11: «Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образо­вательных отношений»). Однако во ФГОС ДО нет жестких требований к порядку следования разделов. Авторы Программы сочли более удобным и логичным в программе «От рождения до школы» расположить разделы в следующем порядке: целевой, организационный и содержательный разделы.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна вклю­чать следующие структурные элементы.

Целевой раздел.

• Пояснительная записка.

• Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Содержательный раздел.

• Содержание образования по пяти образовательным областям.

• Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

• Содержание образовательной деятельности по профессиональ­ной коррекции нарушений развития детей.

Организационный раздел.

Наши рекомендации