Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Миассе
Кафедра социально-педагогического образования
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры:
«12» мая 2015 г.
Протокол №_5_
Зав. кафедрой Иванова О.Э.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3 курс
(название)
Направление: __040400 Социальная работа _
Профиль: социальная защита и обслуживание семей и детей
(код, наименование)
Составитель:
Иванова О.Э.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………5
1.1. Общие сведения ………………………………………..…………………………..5
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………………...5
1. 3. Место практики в структуре образовательной программы ……………………5
1.4. Цель и задачи практики ……………………………………………………………6
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики ….7
2. Содержание практики……………………………………………………………..10
3. Формы отчетности по практике………………………………………...………..11
4. Фонд оценочных средств по практике………………………..………………....12
5. Учебно-методическое обеспечение практики…………………………...……...16
6. Перечень информационных технологий…………………………………………17
7. Описание материально-технической базы……………...……………………….17
8. Методические указания…………………………………………………………….17
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения7 | ||
очная | заочная | очно-заочная | |
Вид практики1 | производственная | ||
Название практики2 | производственная | ||
Место проведения практики3 | Управления социальной защиты населения (УСЗН), комплексные центры социального обслуживания населения (КСЦОН), общеобразовательные организации, промышленные предприятия, общественные организации и объединения | ||
Курс | 3 | ||
Семестр | 6 | ||
Способ проведения4 | стационарная | ||
Форма (формы) проведения5 | непрерывно | ||
Объем практики в зачетных единицах | |||
Продолжительность в неделях (часах) | |||
Календарный срок6 | 18.01.16-14.02.16 |
1.2. Место практики в структуре образовательной программы. Практика относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы.
1.3.1. Виды практик (в соответствии с ФГОС и учебным планом)
№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Семестр | Сроки | Кол-во недель | Трудоемкость в ЗЕТ | ||||
Учебная практика | Учебная практика | 3- ая и 4-я недели марта | ||||||
Производственная | Производственная практика | 18.01-14.02 | 4,5 | ОПК-2 ОПК-4 ПК-2 ПК-4 ПК-9 | ||||
Производственная | Производственная практика | 09.11-06.12. |
Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.
Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся. Организация производственных практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью.
На первой производственной практике студенты получают первичный опыт реализации трудовых функций по направлению подготовки обучения в вузе, на основе которого будут совершенствоваться профессиональные компетенции бакалавра социальной работы в период производственной практики на 4 курсе, при написании научно-исследовательских работ, в профессиональной деятельности.
Цель и задачи практики.
Целью освоения производственной практики является отработка навыков профессиональной деятельности бакалавра социальной работы в сфере социально-технологической, организационно-управленческой, исследовательской деятельности с различными категориями клиентов системы социальной защиты и обслуживания населения.
Задачи практики:
§ анализ и оценка социальной информации (выявление тенденций, закономерностей, динамики изменения важнейших показателей с точки зрения выявления и формулирования проблем клиентов, диагностики социальных процессов и явлений в системе социальной защиты и обслуживания семей и детей);
§ формирование навыков самостоятельного выявления разных способов решения исследовательских задач, направленных на повышение эффективности социальной работы;
§ развитие готовности к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам молодежи, предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»;
§ подготовка и оформление первичной информации для научно-исследовательской работы.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики.
Таблица
Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) 1 | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
ОПК-2: способность к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения | Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения | З.1: Инфраструктуру реализации социальных услуг, ресурсы местного сообщества | У.1. Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи У.2. Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов | В.1.: Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая | |
ОПК - 4: способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях | Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | З.2.: Методы диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера З.3. Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе | У.3: Выявлять и оценивать индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки | В.2.: Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | |
ПК-2: способность к инновационной деятельности в социальной сфере | Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения. | З. 4: Региональные особенности социального развития, социальной структуры населения на вверенном участке работы (на территории, в социальной группе, в трудовом коллективе и др.) | У.4. использовать данные социологических опросов, статистики, анализировать отчетность учреждений и организаций | В.3. навыками подготовки предложений при разработке и реализации социальных программ и проектов | |
ПК- 4: способность осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации | Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки. | З.5.: Методы выявления и измерения показателей качества социального обслуживания и мер социальной поддержки З.6. Принципы и правила проведения опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки | У.5.: Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки | В.4.: навыками представления результатов профессиональной деятельности в виде качественных и количественных данных В.5.: навыками анализа результатов оказания социальных услуг на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне социальных групп | |
ПК-9: быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9) | Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности | З.7. современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению | У.6.: Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций У.7. Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки | В.6. навыками анализа, обобщения и оценки достоверности полученной в процессе мониторинга информации В.7 Навыками обеспечения комплексного подхода в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.) | |
ПК-16: быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия | Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки | З.8: Принципы оценки достоверности социальной информации | У.8.: Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации | В.8: Оценкой достоверности информации, полученной в ходе мониторинга и из других источников |
Содержание учебной практики
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение | Код компетенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | ||||
Вводный этап практики | |||||
знакомство с базой практики, наблюдение за организацией процесса, изучение должностных инструкций сотрудников | |||||
Основной этап практики | |||||
выполнение заданий программы практики, самостоятельная деятельность практиканта по социальной работе | |||||
Итоговый этап практики | |||||
оформление отчетов, составление характеристик, подведение итогов | |||||
Итого 144 ч/72 ч |