Основы изобразительной деятельности. Пояснительная записка
Пояснительная записка.
«Детское сердце чутко к призыву
творить красоту… Важно
только, чтобы за призывами
следовал труд.»
У каждого из нас есть право выбора, чем заниматься в свободное время: просмотром телевизора, бесцельным хождением по улице или же развитием творческих способностей.
На современном этапе успешность развития во многом зависит от того, насколько разносторонне развит. Через декоративно-прикладное и изобразительное искусство ребенок систематизирует свои знания об окружающем мире. Рисование и декоративно-прикладное искусство для детей, как и игра, любимое занятие, важный путь эстетического освоения мира. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой.
Специфика декоративно-прикладного и изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественно-декоративную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Организация процессов созерцания, созидания и общения – основа творческой деятельности педагога на занятиях по изобразительному искусству.
Программа «Чародеи», направлена на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста и нацелена на развитие фантазии, образного мышления, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Цель программы:
· раскрытие и формирование творческих, художественных способностей у детей и подростков, расширение знаний об окружающем мире, вселение веры в свои возможности.
Задачи программы:
· обучить практическим приемам работы в различных видах художественной деятельности;
· познакомить детей с видами и жанрами изобразительного искусства, с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства;
· развивать творческие способности, конструктивные умения, воображение;
· формировать эстетическое отношение к действительности; развивать способность - видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях;
· развивать у детей трудолюбие, творческую активность в работе. Пробудить желание творить самостоятельно.
Общее количество часов для занятий с детьми младшей группы – 144ч.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю.
Общее количество часов для занятий с детьми средней группы – 216.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 3 часа, т.е. 6 часов в неделю.
Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая
Для реализации программы необходимо следующее материальное и санитарно-гигиеническое обеспечение:
· просторное, хорошо освещенное помещение,
· мольберты, столы, стулья,
· наличие умывальника, мыла, полотенца для рук, посуды,
· наличие шкафов для хранения материалов,
· наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Программа предполагает проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности и охране труда, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.
Содержание программы занятий с детьми младшего школьного возраста
1. Организационная деятельность:
· Проведение рекламной кампании, презентация подросткового клуба и его кружков в общеобразовательных школах;
· Набор детей в кружке;
· Формирование групп, составление расписаний занятий;
· Составление творческого плана на учебный год;
· Проведение родительского собрания, знакомство родителей с кабинетом, с подростковым клубом.
2. Вводное занятие:
Знакомство детей с кабинетом ДПИ его оборудованием. Рассказ-беседа о разнообразии видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности и о профессии художника. Показ многообразия материалов, с которыми в дальнейшем придётся сталкиваться и работать (акварель, гуашь, карандаш, гелиевая ручка, мелки, тушь, шпон, природные материалы и др.)
Беседа о правилах поведения в клубе, экскурсия по клубу. ОГТ на занятиях кружка.
Флоризм
Теория:
· Вступительная беседа. Знакомство с материалами. Что такое флоризм? Правила сбора, засушивания и хранения растений;
· Композиция как средство построения картины и выделение главного в ней. Виды флористического пейзажа. Икебана. Инструменты, используемые в работе;
· Методы и способы работы сприродным материалом. Приёмы работы с природными материалами;
· Основы конструктивного построения.
Практика:
· Сбор природного материала;
· Изображение плоских предметов. Композиционное решение рисунка на листе бумаги;
· Композиции-наблюдения (деревья, животные, архитектура);
· Изготовление панно из природного материала, флористический пейзаж («Осенние мотивы», «Родные просторы», «Золотая осень»);
· Составление икебаны («Цветы осени», «Дерево счастья», «Краски лета»);
· Изготовление сувениров (закладки «Хороводы осени»).
Бумажная пластика.
Теория:
· История возникновения бумаги. Виды бумаги.Бумажная пластика у народов мира;
· Использование бумаги в изобразительной деятельности;
· Что такое «оригами»? история оригами;
· Папье-маше;
· Вытинанка.
Практика:
· Работа с ножницами и линейкой;
· Выполнение игрушек к новому году («Мышь», «Новогодняя ёлка»);
· Изготовление открыток («Зимняя сказка», «Рождественская звезда», «Весна», «Защитнику»);
· Выполнение работ в технике папье-маше «Маска»;
· Выполнение работ в технике оригами («Лесная красавица», «Лебедь»).
Шпон.
Теория:
· Из истории возникновения мозаики;
· Что такое шпон? Способ его изготовления;
· Виды работ с применением шпона.
Практика:
· Нарезка прямых полос. Плетение;
· Изготовление сувениров из шпона в ромбе (панно «Цветы», «Сумочка»);
· Рождественские ангелы;
· Изготовление фото-рамки.
Основы изобразительной деятельности.
Теория:
· Вступительная беседа. Знакомство с материалами;
· Методы и способы работы с карандашом. Линия как выразительное средство рисунка;
· Знакомство с понятиями “симметрия”, “асимметрия”;
· Знакомство с понятиями “больше-меньше”, “ближе-дальше”, “выше-ниже”;
· Приемы акварельной живописи (заливка, растяжка, отмывка, вливание цвета в цвет);
· Эмоциональное воздействие цвета;
· Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Малый цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практика:
· Рисунок на свободную тему для выявления уровня подготовки детей. Упражнение-игра “Запоминалики” (развитие зрительной памяти);
· Упражнения в проведении прямых, волнистых линий, деление отрезков на равные части, проведение линий различной толщины и т.д. Рисунок из линий;
· Упражнение игра “День и ночь”, “Сказка по черного, белую и серых”.
· Упражнение игра “Дорисуй вторую половину”;
· Передать состояние радости, грусти, спокойствия цветом, без конкретного изображения;
· Выполнение этюдов листьев, овощей, фруктов;
· Определение уровня творческого развития детей и их умений. Композиция на тему: “Самое любимое”.