Основы изобразительной деятельности. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

«Детское сердце чутко к призыву

творить красоту… Важно

только, чтобы за призывами

следовал труд.»

У каждого из нас есть право выбора, чем заниматься в свободное время: просмотром телевизора, бесцельным хождением по улице или же развитием творческих способностей.

На современном этапе успешность развития во многом зависит от того, насколько разносторонне развит. Через декоративно-прикладное и изобразительное искусство ребенок систематизирует свои знания об окружающем мире. Рисование и декоративно-прикладное искусство для детей, как и игра, любимое занятие, важный путь эстетического освоения мира. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой.

Специфика декоративно-прикладного и изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественно-декоративную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Организация процессов созерцания, созидания и общения – основа творческой деятельности педагога на занятиях по изобразительному искусству.

Программа «Чародеи», направлена на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста и нацелена на развитие фантазии, образного мышления, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Цель программы:

· раскрытие и формирование творческих, художественных способностей у детей и подростков, расширение знаний об окружающем мире, вселение веры в свои возможности.

Задачи программы:

· обучить практическим приемам работы в различных видах художественной деятельности;

· познакомить детей с видами и жанрами изобразительного искусства, с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства;

· развивать творческие способности, конструктивные умения, воображение;

· формировать эстетическое отношение к действительности; развивать способность - видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях;

· развивать у детей трудолюбие, творческую активность в работе. Пробудить желание творить самостоятельно.

Общее количество часов для занятий с детьми младшей группы – 144ч.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю.

Общее количество часов для занятий с детьми средней группы – 216.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 3 часа, т.е. 6 часов в неделю.

Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая

Для реализации программы необходимо следующее материальное и санитарно-гигиеническое обеспечение:

· просторное, хорошо освещенное помещение,

· мольберты, столы, стулья,

· наличие умывальника, мыла, полотенца для рук, посуды,

· наличие шкафов для хранения материалов,

· наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Программа предполагает проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности и охране труда, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.

Содержание программы занятий с детьми младшего школьного возраста

1. Организационная деятельность:

· Проведение рекламной кампании, презентация подросткового клуба и его кружков в общеобразовательных школах;

· Набор детей в кружке;

· Формирование групп, составление расписаний занятий;

· Составление творческого плана на учебный год;

· Проведение родительского собрания, знакомство родителей с кабинетом, с подростковым клубом.

2. Вводное занятие:

Знакомство детей с кабинетом ДПИ его оборудованием. Рассказ-беседа о разнообразии видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности и о профессии художника. Показ многообразия материалов, с которыми в дальнейшем придётся сталкиваться и работать (акварель, гуашь, карандаш, гелиевая ручка, мелки, тушь, шпон, природные материалы и др.)

Беседа о правилах поведения в клубе, экскурсия по клубу. ОГТ на занятиях кружка.

Флоризм

Теория:

· Вступительная беседа. Знакомство с материалами. Что такое флоризм? Правила сбора, засушивания и хранения растений;

· Композиция как средство построения картины и выделение главного в ней. Виды флористического пейзажа. Икебана. Инструменты, используемые в работе;

· Методы и способы работы сприродным материалом. Приёмы работы с природными материалами;

· Основы конструктивного построения.

Практика:

· Сбор природного материала;

· Изображение плоских предметов. Композиционное решение рисунка на листе бумаги;

· Композиции-наблюдения (деревья, животные, архитектура);

· Изготовление панно из природного материала, флористический пейзаж («Осенние мотивы», «Родные просторы», «Золотая осень»);

· Составление икебаны («Цветы осени», «Дерево счастья», «Краски лета»);

· Изготовление сувениров (закладки «Хороводы осени»).

Бумажная пластика.

Теория:

· История возникновения бумаги. Виды бумаги.Бумажная пластика у народов мира;

· Использование бумаги в изобразительной деятельности;

· Что такое «оригами»? история оригами;

· Папье-маше;

· Вытинанка.

Практика:

· Работа с ножницами и линейкой;

· Выполнение игрушек к новому году («Мышь», «Новогодняя ёлка»);

· Изготовление открыток («Зимняя сказка», «Рождественская звезда», «Весна», «Защитнику»);

· Выполнение работ в технике папье-маше «Маска»;

· Выполнение работ в технике оригами («Лесная красавица», «Лебедь»).

Шпон.

Теория:

· Из истории возникновения мозаики;

· Что такое шпон? Способ его изготовления;

· Виды работ с применением шпона.

Практика:

· Нарезка прямых полос. Плетение;

· Изготовление сувениров из шпона в ромбе (панно «Цветы», «Сумочка»);

· Рождественские ангелы;

· Изготовление фото-рамки.

Основы изобразительной деятельности.

Теория:

· Вступительная беседа. Знакомство с материалами;

· Методы и способы работы с карандашом. Линия как выразительное средство рисунка;

· Знакомство с понятиями “симметрия”, “асимметрия”;

· Знакомство с понятиями “больше-меньше”, “ближе-дальше”, “выше-ниже”;

· Приемы акварельной живописи (заливка, растяжка, отмывка, вливание цвета в цвет);

· Эмоциональное воздействие цвета;

· Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Малый цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Практика:

· Рисунок на свободную тему для выявления уровня подготовки детей. Упражнение-игра “Запоминалики” (развитие зрительной памяти);

· Упражнения в проведении прямых, волнистых линий, деление отрезков на равные части, проведение линий различной толщины и т.д. Рисунок из линий;

· Упражнение игра “День и ночь”, “Сказка по черного, белую и серых”.

· Упражнение игра “Дорисуй вторую половину”;

· Передать состояние радости, грусти, спокойствия цветом, без конкретного изображения;

· Выполнение этюдов листьев, овощей, фруктов;

· Определение уровня творческого развития детей и их умений. Композиция на тему: “Самое любимое”.

Наши рекомендации