Принципы педагогического менеджмента
Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении в практику образовательных учреждений идей педагогического менеджмента.
С позиций педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский выделил следующие управленческие принципы:
- уважения и доверия к человеку;
- целостного взгляда на человека;
- сотрудничества;
- социальной справедливости;
- индивидуального подхода в управлении; -обогащения работы педагога; -личного стимулирования;
-консенсуса;
-коллективного принятия решения;
- целевой гармонизации;
- горизонтальных связей;
- автономизации управления; -постоянного обновления [25].
Остановимся более подробно на каждом из названных выше принципов.
Принцип уважения и доверия к человеку является основополагающим принципом управленца и педагогического коллектива. Он отражается во взглядах педагога, мотивирующих его поведение, и в жизнедеятельности педагогического коллектива и всей школы. Этот принцип предполагает:
- уважение достоинства человека, признание за человеком соответствующих прав и возможностей;
- уважение «человека в себе» и уважение «человека в других»; бережное отношение к «человеку в себе» потому, что в других также присутствует человек;
- предоставление личности свободы выбора;
-доверие к человеку, так как его потенциальные возможности неисчерпаемы;
-создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения;
- уважение человека и одновременно проявление требовательности;
-создание обстановки, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
-развитие инициативы, творческих способностей, умения найти себя в коллективе;
- поощрение достижений и личного вклада каждого в дела образовательного учреждения;
- обеспечение каждому педагогу и ребенку личной защищенности в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека также очень важен в системе ценностей образовательного учреждения. Он предполагает, что управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, но и как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями. При этом педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многообразии ее качеств и проявлений. Этому принципу отвечает целый ряд конкретных требований. Управленец должен:
-строить свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
- не ограничивать отношения с педагогами только должностными обязанностями, а вникать в их жизнь, духовный мир, понимать их стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;
- помнить, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается образовательным учреждением, она гораздо шире и богаче;
- не забывать, что работа занимает большую часть жизни учителя, и сделать все возможное, чтобы время, проведенное им в образовательном учреждении, было светлым и радостным;
- быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, понимать их потребности;
-не только встречаться с педагогами в формальной обстановке, но и просто общаться с ними, разговаривать «по душам».
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической основы на диалогическую, переход от коммуникации к общению, от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям. С ним связаны определенные требования к управленцу. Руководитель должен:
- рассматривать педагога как активный фактор, а не как пассивный элемент педагогической системы;
- знать и учитывать личные качества учителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавать высокопродуктивную рабочую атмосферу в образовательном учреждении;
- ценить в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативность, ответственность, помнить, что необходим не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
-способствовать не только усилению у педагога чувства ответственности, но и осознанию им своей роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;
-бережно относиться к проявлениям педагогической инициативы со стороны заместителей и требовать от них того же и по отношению к педагогам;
-основывать совместную деятельность руководителя и педагогического коллектива на человечности, сознательной дисциплине, инициативе и педагогически целесообразной работе (принцип «Сначала — инициатива, потом — работа, человечность и сознательная дисциплина — всегда»);
-соблюдать следующий принцип: «Сначала — пристальное внимание,анализ, диагноз, потом — принятие решения». Это — основа сотрудничества».
Н.Витке считал, что суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением широкой инициативы сотрудников учреждения.
Принцип социальной справедливости предполагает такое управление педагогическим коллективом, при котором педагоги находятся в равном положении, а их взаимодействие с администрацией строится на основе рассмотрения человека как цели управления, а не как его средства. Согласно этому принципу управленец должен:
-стремиться равномерно распределять среди педагогов не только учебную, но и общественную нагрузку, осторожно и постепенно включать их в социальную структуру;
-создавать условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности;
- поощрять, оценивать деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;
- всегда при оценке труда педагога приводить в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;
- помнить, что гарантиями социальной справедливости в педагогическом коллективе являются гласность систематическое освещение деятельности аппарата управления;
- учитывать, что уровень социальной справедливости находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;
- осознавать, что ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Согласно этому принципу руководитель должен:
- помнить, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы педагога и его личности;
- индивидуализировать на основе этого изучения объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрять одних учителей и повышать требования к другим;
- в ходе индивидуальной работы с педагогом помогать ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает, вселять в него профессиональную уверенность, помнить, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных, и что опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;
-способствовать выравниванию профессионального мастерства педагогов, повышению уровня отстающих учителей;
- определять индивидуальные цели каждого педагога и рубежи их достижения, что обеспечит учителю путь к успеху.
Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Требования этого принципа:
- проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
- создавать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;
-организовывать посещение учителями уроков (занятий) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;
- проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;
-следить за повышением квалификации педагогов.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа. Каждый руководитель должен:
- иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование, помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение являются действенными стимулами для подчиненных;
- выстраивать работу с педагогами на основе стимулирования их деятельности: создавать условия для труда, атмосферу взаимной удовлетворенности, систему творческой деятельности, условия для самообразования и т.д.
Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов привести коллектив к согласию и сотрудничеству. Согласно этому принципу, руководитель должен выполнять следующие требования:
- объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;
- четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;
- использовать в качестве основного инструмента логический анализ ошибочных суждений, уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;
- идти на взаимные уступки, но не во вред делу.
Принцип коллективного принятия решения — один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят все время быть исполнителями. К требованиям этого принципа относятся следующие:
- не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, а также рутинных дел). Коллективно принимаются решения, играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.) и касающиеся практически каждого члена коллектива;
-с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен ознакомиться каждый член коллектива;
- решение только в том случае будет активно поддержано коллективом, если педагоги активно участвовали в его подготовке;
- необходимо вести работу с меньшинством, не согласным с решением большинства, вовлекая его в процесс выполнения решения.
Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении формируется целевая целостность, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива приходят в соответствии с общими целями образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Этот принцип предполагает следующее:
- в образовательном учреждении все должно осуществляться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
- целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;
- приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.
Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией и опытом. Вот некоторые требования принципа:
-данный принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективного принятия решений, установления единого статуса всех работников и др.;
- горизонтальные связи необходимо формировать в соответствии с целями, с программой на длительное время;
- при формировании системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, так как с одной стороны, они могут улучшить качество работы, а с другой — стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления и необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Согласно этому принципу должны выполняться следующие требования:
- во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;
-желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.), выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;
- педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.
Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип — основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, а также иных изменений в образовательном учреждении. Для реализации принципа постоянного обновления необходимо выполнить следующие требования:
-любые крупные изменения нужно готовить заранее, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
- изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху; если уверенности в успехе нет, изменения лучше не осуществлять;
- коллектив должен быть готов (теоретически и практически) к осуществлению изменений;
- необходимо помнить, что сопротивление переменам будет всегда, и искать консенсус, объяснять людям необходимость изменений;
- процесс изменения в образовательном учреждении — это прежде всего процесс перемен в самом педагоге, в его личности.
Представленные выше принципы системны. Для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.