Субъект-объектный подход в исследовании социализации

ОБЛАСТЬ МЕЖПИСЦ1ЛП ЛИН АРНЫХ ИССЛЕНОВАНИИ

Социализация как объект изучения в науках о человеке и обществе!

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в про­цессе социализации (хотя конечно же такое разде­ление, во-первых, весьма условно, а во-вторых, до­статочно огрублено).

Первый подход утверждает или предполага­ет пассивную позицию человека в процессе социа­лизации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определён как субъект-объектны и (общество — субъект воздействия, а человек — его объект).

Сторонники второго подхода исходят из то­го, что человек активно участвует в процессе соци­ализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Субъект-объектный подход в исследовании социализации

Субъект-объектный подход имеет давнюю тради­цию и представлен рядом научных школ и концеп­ций. Одним из его основоположников был фран­цузский социолог конца XIX в. Э. Дюркгейм. Ис­следуя отношения человека и общества, он неод­нократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающих поколений, понимая под воспитанием «ежеминутно испытываемое ре­бёнком... давление социальной среды, стремящей­ся сформировать его по своему образцу и имею­щей своими представителями и посредниками ро­дителей и учителей»2. Каждое общество, считал он, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физи­ческом плане до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал че­ловека имеет свои особенности в зависимости от условий. Но эти особенности, по мнению Э. Дюрк-гейма, не могут быть существенными. «Общест­во, — отмечал он, — может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ре­бёнка с самого начала существенные, типичные ха­рактеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны, воспитание гарантирует по­стоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным»3. Таким образом, он признаёт за обществом активное нача­ло и приоритет перед человеком в процессе социа­лизации.

Американец Т. Парсонс считал, что человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате это­го следование общепринятым нормативным стан­дартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью*.

Первичная социализация, закладывающая основу всей последующей жизни человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В се­мье складываются фундаментальные мотивацион-ные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологическо­го механизма, который работает на основе сфор­мулированного 3. Фрейдом принципа «удовольст­вия — страдания» и приводится в действие с по­мощью вознаграждения и наказаний. Этот меха­низм включает в себя процессы торможения и идентификации.

В результате специального исследования Т. Парсонс сформулировал функции школьного класса в процессе социализации: эмансипация ре­бёнка от первичной эмоциональной привязанности к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в свете их достижений и их оценки; селекция и распределение человече­ских ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества.

Согласно Т. Парсонсу, социализация в лю­бой роли (мужчины, женщины, работника и т.д.) влечёт за собой появление у социализируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и по­ловой, неизбежно подвергается неоднозначным оценкам окружающих, а в конечном счёте и собст­венной самооценке, которая может оказаться весь­ма невысокой. Особенно распространено это чув­ство у людей, принадлежащих к культурам, для ко­торых характерен явно выраженный и высоко оце­ниваемый комплекс достижения (например, в анг­лосаксонских культурах).

Чувство неполноценности находит выраже­ние в различных формах: в индивидуально-откло­няющемся поведении; в создании компенсирую­щих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (хиппи, кришнаиты и др.) или переориен­тирующих её в непривычные для общества сферы (так называемая контркультура).

Субъект-объектный подход к социализации, наиболее последовательно разработанный в струк­турно-функциональной теории Т. Парсонса, широ­ко представлен как в зарубежной, так и в отечест­венной науке.

«Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с измене­нием его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зеркалом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала, как правило, играют значимые дру­гие и компетентные в конкретных вопросах специалисты.


Однако он как недооценивает, а то и игнори­рует то обстоятельство, что человек не просто по­слушно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, не только исполняя, но и изменяя нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Это обстоятельство нашло своё признание в исследованиях социализации с пози­ций субъект-субъектного подхода.

Наши рекомендации