Понятие фирменного стиля, его задачи и функции
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский Государственный Педагогический Университет»
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики, управления и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ»
ПРОФИЛЬ «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Разработка фирменного стиля предприятия
Выполнила:
Студент(ка) группы ЗФ-209/114-3-1Чл
Кириллова Татьяна Викторовна
Челябинск, 2016 г.
ПЛАН | |
1. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
1.1. Понятие фирменного стиля, его задачи и функции | |
1.2 Элементы фирменного стиля | |
1.3 Роль фирменного стиля в создании благоприятного имиджа предприятия | |
2. СОЗДАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ | |
2.1 Разработка фирменного стиля | |
2.2 Экономическая целесообразность | |
2.3 Этапы внедрения фирменного стиля | |
Заключение | |
Список литературы |
Понятие фирменного стиля, его задачи и функции
Фирменный стиль – это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и её услугам; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов
Более удачным определением является определение А.Добробабенко: «Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления»
Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль — это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта наполненная оболочка плюс мероприятия по Public Relations (PR) и создают понятие имиджа фирмы.
Существуют два мнения о том, когда же следует разрабатывать собственный фирменный стиль:
- одновременно с выходом на рынок новой фирмы, товара, услуги;
- по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.
Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие хорошего фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы.
Среди основных функций фирменного стиля выделяют
1) Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.
2) Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию этой же фирмы. Кроме того, сам факт наличия фирменного стиля уже само по себе вызывает доверие.
3) Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой. Задача фирменного стиля – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции. Фирменный стиль делает продукцию предприятия и само предприятие особо узнаваемой. Наличие фирменного стиля косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг и свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, произведённом на потребителя. Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:
- повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщённости к общему делу, воспитания фирменного патриотизма;
- помощь потребителю ориентироваться и быстро находить нужную фирму;
- демонстрирует потребителю ответственности фирмы за произведенный товар;
- показывает потребителям на качество и долговременность работы компании; сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно повышая ее эффект.
Если же подытожить все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.
Особенно большое значение фирменный стиль имеет в продвижении продукции на рынке и составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.
Элементы фирменного стиля
Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы -товарный знак;
- фирменная шрифтовая надпись (логотип);
- фирменный блок;
- фирменный лозунг (слоган);
- фирменный цвет (цвета);
- фирменный комплект шрифтов;
- корпоративный герой;
- постоянный коммуникант (лицо фирмы);
- фирменная одежда;
- другие фирменные константы.
Товарный знак.
Товарный знак – обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные или другие обозначения или их комбинации. Законодательно зарегистрированный в установленном порядке товарный знак становится защищенным символом предприятия. Товарный знак – собственность предприятия. Регистрация торгового знака дает владельцу право предотвращать его несанкционированное использование другими лицами и передавать в случае продажи или франшизы. Однако, использовать товарный знак, можно только получив справку о приоритетности, которая выдается через месяц после подачи заявки о регистрации знака. Законность владения товарным знаком подтверждается Свидетельством о регистрации товарного знака, выдаваемого на десять лет. Использование чужого товарного знака – уголовно наказуемое деяние. Основные функции товарного знака следующие:
- облегчать восприятие различий или создавать различия;
- давать товарам имена;
- облегчать опознание товара;
- облегчать запоминание товара;
- указывать на происхождение товара;
- сообщать информацию о товаре;
- стимулировать желание купить;
- символизировать гарантию.
В Российской Федерации товарные знаки регистрируются в ФГУ Федеральном институте промышленной собственности (ФИПСе) при Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) - государственном патентном ведомстве, как правило, через патентных поверенных или юридических фирм. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов и продолжается обычно год.
Логотип.
Логотип – это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, или обозначение товарной группы, производимой данной фирмой. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Как и любой другой идентификатор, логотип уникален и узнаваем, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет не повторимости. Логотип рекомендуется регистрировать в качестве Товарного знака.
Фирменный блок.
Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Скорее всего, это изображение товарного знака и логотипа. Фирменный блок может содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Фирменный блок может включать в себя и фирменный лозунг.
Фирменный слоган.
Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Just do it!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!». В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!». Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это - Sony!»).
Фирменный цвет.
Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации - с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки – с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald's - красный и желтый; Kodak - желтый и золотистый. Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.
Фирменный комплект шрифтов. Фирменный комплект шрифтов подчеркивает различные особенности образа марки и вносит свой вклад в запоминание фирменного образа компании.