Тема 1. предмет и методы психологии

Психология и педагогика

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

Нижний Новгород

ННГАСУ

УДК (378.147:004.9) (07)

ББК 74.58 я 7 +74.202.5 я 7

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д-р пед. н., проф. Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина;

Шестакова Л.А., д-р пед. н., проф. Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева.

Мухина Т.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов техн. вузов / Т.Г. Мухина. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227с.

ISBN 978-5-528-00022-0

Учебное пособие включает лекционный материал и практические задания по дисциплине «Психология и педагогика». В пособии изложены основные понятия темы, представлен информационный материал, вопросы для самостоятельной работы студентов, практические задания в соответствии с дидактическими единицами федерального интернет-экзамена.

Содержание учебного пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, включает теоретический и практический материал по дисциплине «Психология и педагогика». Книга адресована студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям: 270300 Архитектура, 072500 Дизайн, 031400 Культурология, 050700 Педагогика и психология, 030301 Психология, 270100 Строительство, 030500 Юриспруденция.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам и слушателям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ISBN 978-5-528-00022-0

ã Мухина Т.Г., 2015
ã ННГАСУ, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….
Раздел I. Психология…………………………………………………………………..
Тема 1. Предмет и методы психологии………………………………………………
Тема 2. История развития научной психологии……………………………………..
Тема 3. Психика и организм…………………………………………………………..
Тема 4. Психика, поведение и деятельность…………………………………………
Тема 5. Познавательные процессы…………………………………………………
Тема 6. Психические эмоционально-волевые процессы……………………………
Тема 7. Психические состояния личности…………………………………………...
Тема 8. Личность и деятельность……………………………………………………..
Тема 9. Психология общения…………………………………………………………
Тема 10. Психология личности………………………………………………………
Тема 11. Индивидуально-психологические свойства личности……………………..
Вопросы для самоконтроля по разделу I………………………………………………….
Рекомендуемая литература………………………………………………………………...
Раздел II. Педагогика…………………………………………………………….
Тема 12. Педагогика как наука…………………………………………………………
Тема 13. Методология педагогической науки………………………………………..
Тема 14. Образование как общественное явление……………………………………
Тема 15. Сущностные характеристики образовательного процесса………………...
Тема 16. Формы, методы и средства образовательного процесса…………………...
Тема 17. Практико-ориентированные образовательные технологии………………..
Вопросы для самоконтроля по разделу II………………………………………………...
Рекомендуемая литература………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………………….
Приложения (А, Б. В)……………........................................................................................ 218-227

ВВЕДЕНИЕ

В учебном пособии педагогика и психология объединены в интегративный учебный курс, представляющий целостный процесс становления, развития личности и формирования специалиста-профессионала. Возможно, нет для человека важнее наук, чем психология и педагогика. В соответствии с исследованиями П. И. Пидкасистого отметим, что психологические и педагогические подходы к таким категориям, как человек, группа, социум, описывают общие для них параметры и помогают, во-первых, видеть и понимать себя и других; во-вторых, ощущать и принимать объективную взаимную потребность обеих указанных областей человековедения – подобную взаимной обусловленности диагноза и лечения – во имя разностороннего и здорового роста личности (Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Юрайт, 2011. – С. 3).

Психолого-педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Знание своих актуальных и потенциальных возможностей, умение оценить собственные достоинства и недостатки, понять себя в значительной степени определяет то, в какой мере человек состоится как личность, профессионал, насколько будет в состоянии самостоятельно «выстраивать» профессиональную деятельность. По оценке современных ученых в области практической психологии и педагогики, психолого-педагогические знания позволяют разбираться в людях, общаться, быть способными моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, быть устойчивыми к проблемам и стрессам, понимать перспективы личностного развития, уметь выполнять функции руководителя, формируют способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. В эпоху информационного общества современному поколению необходимо овладеть основными способами передачи информации, способами коммуникации. В связи с этим возникает задача качественного учебно-методического оснащения дисциплины «Психология и педагогика».

Целью учебного пособия является обеспечение учебно-методического сопровождения деятельности студентов, аспирантов, преподавателей, изучающих психолого-педагогические дисциплины.

Особенностью учебного пособия является развернутое изложение информационного и практического материала на основе практико-ориентированного подхода. Представленный в учебном пособии теоретический и практический материал обеспечивает подготовку базы для изучения социально-психологического блока общепрофессиональных и профильных дисциплин; практическое освоение компетенций, позволяющих осуществлять в дальнейшем образовательную и профессиональную деятельность; приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стимулирование обучаемых к использованию полученных психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Раздел I. Психология

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Определение психологии как науки, ее место среди других наук о человеке.

1.2. Основные отрасли психологии.

1.3. Принципы психологии.

1.4. Методы психологии.

Основные понятия темы:

Групповая (массовая) психика – реальное, живое сознание, сфера духовной жизни людей той или иной общности.

Психика –свойство высокоорганизованной материи; форма отражения объективной реальности.

Психология аномального развития – исследует отклонения в процессе развития психики человека.

Сознание – особый высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.

Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека.

Наши рекомендации