Материалы для семинарскИХ занятиЙ

Материалы для семинарскИХ занятиЙ - student2.ru

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

2. Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.

3. В чем сущность учения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

4. Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?

5. Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В. Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

6. Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

7. Какие правила отбора в специальные учебные заведения для детей с отклонениями в развитии вы знаете?

8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.

9. Каковы принципы специального образования?

10. В чем заключаются особенности специального образования?

11. Перечислите основные методы обучения и воспитания, применяющиеся в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.

2. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

3. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.

5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М., 1985.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьяченко. - М., 1965.

7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.

9. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.

Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

Особенность формирования понятийного аппарата специальной педагогики психологии.

Комплексный, многоплановый системный характер диагностики отклонений в развитии.

3. Содержание и основные направления деятельности ПМПК.

4. Принципы обследования и отбора детей в специальные образовательные учреждения.

5. Методы диагностики психологического обследования на ПМПК.

Тема 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

2. Причины возникновения умственной отсталости.

3. Особенности психического развития умственно отсталых дошкольников, пути и средства их воспитания и обучения.

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта.

5. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицами с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978.

2. Власов Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

4. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М., 1993.

5. Замский X.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.

6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

7. Матасов Ю.Т. Психические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. - Л., 1981.

8. Матасов Ю.Т. Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. - М., 1981.

9. Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000.

10. Петрова В.Г., Белякова И.Е. Психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). - М., 1996.

11. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. X.Д. Виноградова. - М., 1985.

Наши рекомендации