Этика как философская наука

В. В. Ягодин

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ

Учебное пособие

Екатеринбург

УрФУ

УДК 796.011.5(075.8)

ББК 75.14.05я73

Я-30

Рецензенты :

кафедра физической культуры Уральского государственного медицинского университета (зав. кафедрой, доцент, канд. пед. .наук А. Р. Хайрулин)

доцент, канд. филос. наук Е. И. Пургина (кафедра управления образовательными системами Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета)

Научный редактор – доцент, канд. филос. наук З. В. Сенук

Ягодин В. В.

Я - 30 Основы спортивной этики: учебное пособие / В. В. Ягодин. – Екатеринбург : УРФУ, 2016. – 120 с.

ISBN

В учебном пособии раскрываются сущность относительно молодой науки – спортивной этики. Для этого с философских и педагогических позиций показаны такие понятия и социальные явления, как этика, мораль, нравственность, культура, спорт, спортивная культура, олимпизм, олимпийская культура, олимпийское движение, нравственное воспитание.

Предназначено для магистрантов института физической культуры. Рекомендовано специалистам, работающим в области физического воспитания и спорта.

Библиогр. :

УДК

796.011.59(075.8)

ББК 75.14.05я73

ISBN

©Уральский федеральный университет, 2016

© Ягодин В. В., 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………………………… 4

1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА.………………………………….5

1.1. Этика – наука о морали и нравственности……………………………..5

1.2. Краткая история этики………………………………………………….14

1.3. Мораль современного общества……………………….………………27

2. СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.………………………………...30

2.1. Функции современного спорта…………………………………………31

2.2. Спорт в жизни современного общества………………………………..38

2.3. Современные тенденции развития спорта……………………………..41

3. ПОНЯТИЕ О СПОРТИВНОЙ ЭТИКЕ………………..……………………48

3.1. Спортивная культура, олимпийская культура…….…………………..48

3.2. Что такое спортивная этика?....................................................................49

3.3. Этика профессионального спорта………………………………………54

3.4. Спортивное поведение…………………………………………………..57

4. «ФЭЙР ПЛЭЙ» – КВИНТЭССЕНЦИЯ СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ………...64

4.1. Современная трактовка………………………………………………….64

4.2. Кодекс «Фэйр плэй»……………………………………………………..66

4.3. Ответственные за «Фэйр плэй»…………………………………………68

5. ФАНАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ…………………………………………………73

5.1. Из истории зарождения фанатского движения...………………………75

5.2. Футбольные фанатские группировки в России………………………..77

6. СПОРТИВНАЯ ЭТИКА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ……………….82

6.1. Понятие о нравственном воспитании…………………………………..82

6.2. Спортивное воспитание…………………………………………………88

6.3. Народная культура и спортивное воспитание………………………….99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………… …………………………………….........114

ВВЕДЕНИЕ

Nihil interest, ut et ipsa educationis finitimorum

(«Нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» – Сократ)

Данное пособие написано для будущих тренеров, которые должны быть не только настоящими профессионалами в определенном виде спорта, обладать знаниями из анатомии, физиологии, психологии, педагогики, на которых основана теория и методика спортивной тренировки. Прежде всего, они должны стать педагогами, наставниками, Учителями с большой буквы, для которых главным смыслом является не только и не столько подготовка спортсменов высокого уровня, чемпионов (это само собой подразумевается), сколько воспитание высоконравственных членов общества, патриотов своей страны, людей высокой общей и спортивной культуры.

Проблема спортивного воспитания исключительно важна в наше время, когда спорт высоких достижений все больше охватывают такие процессы, как профессионализация, коммерциализация, ранняя специализация. Эти явления, имеющие тенденции к росту в ХХI в., порождают допинговые скандалы, подкупы судей, договорные матчи как отражение коррупции в спорте, безобразное поведение футбольных фанатов, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов и т.д. Вместо благородного олимпийского девиза «Главное – не победа, а участие» достаточно часто можно наблюдать у спортсменов стремление победить любой ценой. Подобные тенденции идут вразрез с высокими гуманистическими целями олимпизма, нацеленного на гармоничное развитие человека и интегрирующего в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры. Еще Публилий Сир – римский поэт жестокой эпохи Цезаря и Августа – утверждал: «Nobilissime competition – elit in humanitate» («Самое благородное соревнование – соревнование в человечности»).

ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

Quis incedendo in scientiis, sed tardus est secundum morem, quod vadit quam in ante

(«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед» – Аристотель)

Термин «этика» (греч. этос – «нрав, обычай») может использоваться в двух смыслах. Во-первых, – это система неписаных правил, норм, установок при взаимоотношении людей или определенных социальных групп. Такая этика несет практический смысл, она обусловливается самим фактом общественного опыта, поскольку в обыденной жизни решает задачи постоянного контроля и регулирования отношений между людьми в самых разнообразных ситуациях .

Вначале слово «этос» означало совместное жилище и правила, порождённые общинным проживанием. По мере развития общества смысл этого слова обогащается добавлением таких моральных категорий, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни, самопожертвование и т. д.

Нас прежде всего интересует второе значение термина, которое трактует этику как философскую науку, изучающую мораль и нравственность, а также человека как морального субъекта. Остановимся на этом более подробно.

Наши рекомендации