Лекция 8. государственная политика защиты детства в xix - начале xx в.
Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сирот-ские дома. Приюты. В.Ф.Одоевский о воспитании в приютах, его «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома».
Социальная политика в России XIX в. в значительной мере от-ражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех от-раслей хозяйства, развития промышленности, средств связи, пу-тей сообщения, массового применения техники, промышленного переворота.
Русская промышленность к 1800 г. выдает больше всех в мире чугуна и выходит на первое место по производству металла, вооружения и военной техники. Закон о вольных хлебопашцах, подписанный Александром I, был первым этапом освобожде-ния крестьян (22 млн); при Николае I была освобождена еще треть крепостных крестьян, окончательно же завершила этот процесс реформа 1861 г.
В интересах народа Александром III был проведен ряд реформ. Отмена подушной подати, сокращение платежей крестьян за ссу-ды, которые давались на выкуп земли, закон о труде батраков, ослабление налогов, создание крестьянского банка, переселение
крестьян в Сибирь и на Дальний Восток - все это способствовало упорядочению экономики.
Появились новые промышленные города. Возник новый тип помещика-капиталиста, который активно участвовал в делах земств, занимал ведущую роль в просвещении и здравоохране-нии, благотворительности.
Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские учи-лища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Чтобы разрушить искаженную устоявшуюся картину безграмот-ной России, надо отметить, что приходские училища открыва-лись при каждой церкви — и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требо-ваний регионов, потребностей хозяйства и промышленности. До-статочно широкое образование давало домашнее и частное обуче-ние и воспитание. В 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 г. обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.
Во время подготовки крестьянской реформы было разработано «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зави-симости», которое возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей-сирот1.
Вторая половина XIX в. — период развития капиталистических отношений, роста городского населения — сопровождалась обо-стрением социальных проблем, усилением социального расслое-ния, ростом числа обездоленных.
Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих
5едомство учреж-занималась жена Павла I, императрица Ма-
дении императри-рия Федоровна. Она была назначена «началь-
цы Марииствовать над воспитательным обществом», а
позже и над воспитательными домами.
В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обраща-ла внимание на состояние в России воспитательных домов и пред-лагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в «государевы деревни». За их воспи-танием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предо-ставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти (1854) было
1 См.: Беляков В.В. Указ. соч. - С. 14.
создано Ведомство учреждений императрицы Марии1, которое за-нималось сиротскими приютами, институтами благородных де-виц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухоне-мых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.
В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспи-тательные дома, а также подобные дома в других городах России.
В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а де-вушки — до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремес-ленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек — домоводству, рукоделию, ткац-кому мастерству.
Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земель-ный надел. Девушки 19 лет получали «вольноувольнительное сви-детельство».
В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали созда-ваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наслед-ству, то через 20 лет — в 1844 г. — колонки распались.
В некоторых воспитательных домах из числа способных учени-ков создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французских классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.
На 1 января 1911 г. в 438 приютах было 14439 детей дошкольно-го и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадле-жали духовному и военному ведомствам и Министерству внут-ренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечения детей в производство1.
См.: Озерская Ф.С. Воспитательные учреждения Ведомства императрицы Ма-рии//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. - М., 1973. -С. 217-223.
Доватор Р.Л. Дошкольное воспитание//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991. - С. 144.
Чтобы представить организацию работы в воспитательных до-мах в прошлом веке и взять для себя что-то уже апробированное, предлагаю обратиться к статье замечательного русского педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826—1888) «Воспитательни-цам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор ра-ботал в Николаевском сиротском институте в Москве. Современ-ному социальному педагогу будут профессионально интересны выводы автора о важности соблюдения дисциплины и самостоя-тельности ребенка, о роли личности самого воспитателя, его пе-дагогическом такте, о содержании воспитательной работы в Мос-ковском Воспитательном доме.
В. Я. Стоюнин