Структура моделирования инновационной технологии в социализации детей и молодежи
Во многих научных исследованиях представлена структура и этапы построения модели, рассмотрим данный аспект более подробно. Структура модели включает три основных компонента:
- совокупность направлений развития образовательного процесса;
- побудительные силы развития;
- факторы внешних воздействий.
Для моделирования процесса инновационного развития в области социализации следует рассматривать моделирование как технологию. Рассматривая технологию моделирования, как последовательность этапов, следует охарактеризовать содержание каждого этапа.
Первый этап. Установочно-методологический, целевой и системно-функциональный, включающий пакет прогностического инструментария: целеполагающий, методологический (подходы, принципы, закономерности), в зависимости от сложности проблемы.
Второй этап. Отражает полноту интеллектуально-логических действий по классификации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению собранного массива информации в интересах заданной образовательной или социальной системы, что определено в (компонентах, факторах, тенденциях, функциях), которые отражают инновационную новизну в моделируемой системе.
Третий этап. Модельно-прогнозирующий, на котором осуществляется моделирование последовательных прогностических операций, в результате которых строится исходная базовая модель прогнозирования образовательного или социального процесса. На основе проведенного всестороннего анализа, определяются контуры организуемого процесса, что составляет сущность, структуру и содержание процесса. Ядро инновационной модели составляют: этапы, блоки, модули, направления, проекты и др., механизмами реализации могут быть: пути, формы, интерактивные методы и технологии, средства, система мероприятий, все одним словом, что направлено на реализацию инновационного содержания модели.
Четвертый этап. Критериально-оценочный включает в себя логическую последовательность операций по анализу, оценке качества, надежность, достоверность (верификацию). Конкретно определяются критерии, показатели к каждому критерию и уровни, отражающие достигнутые результаты. Особое внимание уделяется предполагаемой динамике исследования процессов, явлений в профессиональной социальной или образовательной деятельности.
Пятый этап. Социально-управленческий, где определяются педагогические, организационно-методические, социально-педагогические, методические, педагогические условия реализации моделируемого процесса,
Шестой этап. Прогнозируется конечный результат в интересах изменения всех субъектов социально-образовательного процесса с учетом поставленных целей.
Схема разработки технологии моделирования.
|
|
|
|
|
|
|
|
Третий
|
| |||||
|
Шестой
Этап
Моделирование концепции
При моделировании концепции практически остаются те же параметры, что и в модели, за исключением ряда положений, которые очень важны для разработки концепции. Структура концепции:
· Приамбула концепции - отобразить состояние проблемы в настоящий момент: выявить наиболее острые противоречия;
· теоретико-методологическое обоснование данной проблемы в научных исследованиях и терминах;
· определить тенденции, факторы, закономерности и компоненты развития образовательного или социально-воспитательного процесса;
· методологические подходы и принципы реализации исследуемой проблемы;
· направления и содержание деятельности педагога, которые в совокупности могут позитивно повлиять на нежелательное развитие, это система мероприятий или программ направленных на преодоление проблемы;
· поиск эффективных механизмов решения учебной, воспитательной или социальной проблемы; активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных, социальных и др.)
· определить условия оптимального решения данной проблемы;
· оценить результаты инновации;
· определитьпредполагаемые риски.
Требования к создаваемой концепции.
1. Структура концепции должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Обеспечивать достаточно широкий диапазон изменений, добавлений по точности воспроизведения социально-воспитательного процесса, который моделируется.
2. Концепция должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов.
3. Концепция должна удовлетворять условиям ограничивающим время решения проблемы.
4. Концепция должна ориентироваться на существующие возможности обучающихся и педагогов, на данном уровне развития процесса.
5. Концепция должна обеспечивать получение новой полезной информации об учебном или социально-воспитательном процессе в пределах поставленных задач.
6. Концепция должна строиться с использованием устоявшейся терминологии.
7. Концепция должна предусматривать возможность проверки истинности, соответствия социально-воспитательного процесса современной стратегии образования.
8. Предполагаемый результат, как и в модели должен соответствовать поставленной цели.
9. Предполагаемые риски. Они обязательно прописываются в Концепции
- изменение социально-экономической ситуации, текучесть кадров, недостаточное материально-техническое обеспечение, и др.;
- при отсутствии взаимопонимания государства и общества в вопросах выработки содержания современной воспитательной политики;
- при недостаточном законодательном, нормативно-правовом, кадровом, финансовом, материально-техническом обеспечении развития образования;
- трудности в разработке содержательных направлений инновационной деятельности;
- постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода в организации обучения, воспитания, развития с различными категориями детей и юношества;
- разнообразие типов и видов образовательных учреждений вызывает необходимость моделирования и формирования воспитательных систем различного уровня;
- сдерживающим фактором является медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем образования детей, юношества и молодежи.