Тема №9: Физическая подготовка как процесс совершенствования двигательных возможностей человека.

Взаимосвязь физических качеств.

В любом виде двигательной деятельности физические качества проявляются, как уже отмечалось, комплексно.При этом значительная степень проявления одного из них может сочетаться со средними или малыми степенями проявления других. Так, в обычной, достаточно длительной и быстрой ходьбе высокая степень выносливости сочетается со значительно меньшими степенями силы, быстроты и совсем незначительными – ловкости и гибкости.

Очень часто при выполнении физических упражнений наблюдается как бы «взаимопроникновение» физических качеств. Такие разновидности физических качеств не без основания называют иногда комплексными физическими качествами.

Почему же физические качества так тесно взаимосвязаны? Почему они в процессе своего проявления и развития оказывают друг на друга определённое влияние? Это объясняется тем, что проявление и развитие их всех обусловлено с одной стороны, состоянием периферических элементов двигательного аппарата, с другой – координационным характером деятельности ЦНС, и с третьей – состоянием кровообращения, дыхания и других вегетативных функций.

Эта общность изменений в организме, наблюдаемых при любой двигательной деятельности, служит основой такого явления как «перенос физических качества».Одно из проявлений этого «переноса» состоит в том, что двигательное качество, развитое посредством какого-либо физического упражнения проявляет себя при выполнении других физических упражнений или трудовых и бытовых действий. Другое проявление «переноса физических качеств» состоит в положительном или отрицательном взаимовлиянии двух или нескольких из них. Например, при развитии быстроты может увеличиться сила («положительный перенос») или развитие силы может уменьшить уровень выносливости («отрицательный перенос»). Ещё одним проявлением «переноса физических качеств» является так называемый «перекрёстный перенос», когда, например, сила мышц, развитая путём упражнений на одной половине тела, проявляется в полной мере на симметричных мышцах другой половины тела.

Итак, в основе всесторонней физической подготовленности человека лежит взаимообусловленность всех его двигательных качеств. На начальных этапах физической подготовки развитие любого из них будет положительно влиять на развитие других и, наоборот, отставание одного или нескольких качеств задержит развитие остальных. Отсюда важность на этих этапах развивать все физические качества комплексно.

Однако в дальнейшем эта зависимость между качествами усложняется, и развитие одного из них начинает тормозить развитие другого по механизму «отрицательного переноса». Но при рациональном построении двигательной деятельности и тщательном подборе специальных упражнений всегда может быть найдена та мера раздельного развития «противоборствующих» качеств, которая будет соответствовать необходимому уровню их комплексного проявления.

Следовательно, существует при условии достаточного уровня развития всех качеств принципиальная возможность акцентированного развития, какого-либо из них. Такая необходимость возникает в периоды интенсивных изменений;

Периоды их совершенствования как ведущих качеств специальной спортивной или профессионально-прикладной физической подготовленности. В заключение следует подчеркнуть, что после прекращения целенаправленной двигательной деятельности, уровень развития физических качеств сохраняется достаточно длительное время, но, конечно же, не в полной мере, а лишь частично. Причём, чем более многолетней была эта деятельность, тем более медленным будет снижение достигнутого уровня этих качества.

Тема №9: Физическая подготовка как процесс совершенствования двигательных возможностей человека.

Физическая подготовка –это педагогический процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, то есть на развитие и поддержание двигательных качеств и форм тела, а также на овладение необходимыми умениями и навыками. Физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

Общая физическая подготовка ) ОФП) направлена на такое развитие двигательных качеств, форм тела и овладение двигательными навыками, которое является предпосылкой успешного выполнения различной работы. ОФП студентов, которые не занимаются каким-либо видом спорта, предполагает воспитание достаточной для жизнедеятельности общей выносливости; силы основных групп мышц; скоростных качеств; осанки; ловкости, выраженной в умелых и точных движениях, в умении поддерживать равновесие, произвольно расслаблять мышцы, выработанных «чувстве пространства», «чувстве ритмичности»; овладение и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Специальная физическая подготовка (СФП)направлена на такое развитие двигательных качеств, форм тела и овладение двигательным навыками, которые являются предпосылкой успешного выполнения конкретной работы. Например, для конкретной профессиональной деятельности или для занятий каким-либо видом спорта. Общая и специальная физические подготовленности находятся во взаимосвязи. Первая из них всегда является фундаментом для второй. ОФП И СФП студентов-спортсменов по сравнению с подготовкой студентов, не занимающихся спортом, имеет свои особенности, в чём мы далее убедимся.

Умениекак двигательное действие характеризуется такой степенью владения техникой, которая отличается повышенной контрацепцией внимания и нестабильность выполнения. То есть, это – неавтоматизированное действие.

Умение возникает на основе необходимого минимума знаний о технике двигательного действия, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действий при ведущей роли сознания в управлении движением. Роль двигательных умений в процессе занятий физическими упражнениями может быть различна, но очень значима. Когда нужно добиться прочного, совершённого владения к двигательному навыку. Нередко бывает необходимым разучить отдельные движения, которые не только не нужно, но и крайне нежелательно доводить до навыков.

Когда двигательное действие многократно повторяется, то оно становится привычным, его механизмы постепенно автоматизируются, и двигательное умение переходит в навык. То есть, навык – это хорошо усвоенное умение. Существенными чертами двигательного навыка являются:

- Автоматизированное управление движениями;

- Слитность движений, проявляющаяся в лёгкости, взаимосвязанности, устойчивой ритмичности двигательного действия, в особых ощущениях, связанных с тем, что при совершенном навыке появляется, например, «чувство воды» у пловца и «чувство мяча» у игрока.

- Надёжность двигательного действия, характеризующаяся способностью сохраняться ему неизменным при различных неблагоприятных факторах;

-Устойчивость

-Возможность переноса

Спортивная подготовка – это длительный и многосторонний педагогический процесс, направленный на целесообразное использование всей совокупности факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Спортивная тренировкаявляется основной формой подготовки спортсмена; она организуется в рамках системного использования физических упражнений, которые обеспечивают планомерный рост его тренированности.

Соревнования –одна из действительных мер тренированности спортсмена, важный стимул систематических занятий спортом. Во время спортивных соревнований в организме происходят сдвиги, уровень которых превосходит уровень сдвигов, характерный для тренировочных занятий.

Конкретной целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного спортивного результата. Но самой существенной её целью должно быть формирование физической культуры спортсмена.

В процессе спортивной подготовки спортсмена решаются следующие основные задачи:

-Развитие физических качеств до требуемого уровня

- Формирование и совершенствование необходимых умений и навыков, включая тактические

- Повышение нравственного, эстетического, интеллектуального уровня, специальной психологической подготовленности

В соответствии с указанными задачами выделяют такие виды спортивной подготовки, как физическая; техническая и тактическая; психическая.

В свою очередь, каждый из видов подготовки подразделяется на общую и специальную подготовку. Например, ОФП спортсмена направлена на разностороннее воспитание физических качеств, которые, хотя и не относятся к специфическим в избранном виде спорта, но, так или иначе, обуславливают успех в спортивной деятельности. ОФП спортсмена существенно зависит от избранного вида спорта. СПФ спортсмена направлена на предельную степень развития физических качеств, необходимых в избранном виде спорта.

Средствами решения задач спортивной подготовки служат физические и идеомоторные упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Различают соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные физические упражнения.

Соревновательноеупражнение – это целостное двигательное действие в конкретном виде спорта.

Специально-подготовительныеупражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением, как по форме, так и по характеру проявления физических качеств.

Общеподготовительныеупражнения – это те различные двигательные действия из видов спорта, в которых спортсмен не специализируется. В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются для развития всех основных физических качеств, для увеличения числа двигательных умений и навыков, для более эффективного восстановления организма в качестве средства активного отдыха.

Идеомоторныеупражнения представляют собой многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах.

Наши рекомендации