Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответствует разрезание полоски бумаги «в два приема». 5 страница
«Саша! Сколько зайчиков сидит в твоем вагончике? («Один» и соответствующий жест.) Зайка может ехать вместе с лисичкой? («Нет»). Куда мы можем пересадить зайку? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Бовин».)
Все игрушки рассажены. Надо определить с помощью любой считалки, кто будет отправлять «поезд» в дорогу. В конце занятия проводится игра «Семафор».
Все игроки вместе со взрослым «просят» ведущего разрешить поезду отправиться в путь. Они громко произносят: «Ту-ту!», демонстрируя соответствующий жест. Ведущий поднимает зеленый круг «семафора», и поезд едет: «Чух-чух-чух!» (дети произносят хором, демонстрируя соответствующий жест). Если ведущий поднимает красный кружок «семафора», «поезд» останавливается и гудит: «Ту-ту!»
Тогда ведущий опускает красный круг и опять поднимает зеленый. Игра продолжается.
38. Зимняя дорога
Цель: закрепить умение выполнять сложную речевую инструкцию (в два действия), выраженную с помощью глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
Задачи:
• закрепить в пассивном словаре качественные прилагательные, называющие цвет «красный» — «зеленый», и активизировать употребление слова «белый» в связанном сочетании «белый снег»;
• проверить понимание значений наиболее распространенных глаголов движения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий («вперед», «назад»);
• стимулировать детей к самостоятельному произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.
Оборудование: игрушечный «семафор», личные игрушки детей (мишки, зайки, кошечки, собачки и т.п.).
Ход занятия
В начале занятия с детьми повторяются задания из темы «Едем в гости»: сначала дети строят «поезд» (из стульев) и рассаживают в нем свои игрушки. Помогите детям пересадить игрушки в вагончиках так, как они «просят» (см. вариант аналогичной речевой инструкции из предыдущего занятия).
Проводится игра «Семафор».
Затем сообщите детям о том, что поезд приехал в лес. В лесу зимой много снега и ехать в поезде дальше нельзя.
Речевая инструкция: «Стоп! Красный свет! Ехать дальше нельзя! Вокруг только снег, дороги не видно. Игрушки остаются в вагончиках, а мы идем искать дорогу в лесу!»
В комнате на полу широкой лентой отмечается дорога: дети по очереди должны пройти по ней вперед, пробежать назад.
Первым команды дает взрослый, а затем каждый ребенок повторяет их, обращаясь к другому ребенку. Удобнее всего организовать это занятие как игру-эстафету, когда одно движение выполняется последовательно всеми детьми, причем команда на выполнение определенного движения также повторяется каждым ребенком.
Речевая инструкция (для движения шагом по широкой ленте):
«Ваня! Иди!» (Произнесите эти слова громко.) «Вперед!» (Покажите соответствующий жест рукой в нужном направлении.)
«Света! Иди!» (Это произносит Ваня.) Хорошо, если ребенок не только повторяет слова за взрослым, но и самостоятельно показывает направление движения — жест «Ко мне!».
«Саша! Иди!» (Это произносит Света.)
Последовательно с каждым ребенком отрабатывается произнесение каждой команды: «Иди! Беги! Прыгай!» Команда «Стой!» отрабатывается вместе с любой из этих команд, как противоположная ей. Можно заменять ее в речевой инструкции аналогичной командой «Стоп!», чтобы продемонстрировать детям, что эти слова обозначают одно и то же: конец действия, прекращение движения.
Команда «Прыгай!» в этой игре означает «прыгать на двух ногах».
Команды «Вперед!» и «Назад!» используются только взрослым и обозначают именно направление движения относительно исходной точки начала «дороги» (ленты).
Если двигательные возможности детей еще очень несовершенны и поэтому с ними нельзя организовать групповую подвижную игру, можно облегчить задание. Двигаться по команде должны не дети, а игрушки в их руках. Соответственно меняются протяженность «дороги» (она уменьшается), ее местоположение (лента кладется на поверхность детского стола, вокруг которого располагаются дети).
Речевые инструкции: 1. «Мишка! Иди!» 2. «Зайка! Прыгай!» 3. «Котик! Беги!»
Все эти фразы произносятся детьми по речевому образцу (после взрослого) и сопровождаются точным выполнением соответствующего движения игрушкой в руках того ребенка, у которого она находится.
В конце занятия дети возвращаются к поезду и садятся в «вагончики». Они нашли дорогу в лесу, но, чтобы по ней проехать, надо «расчистить» снег. Вы произносите: «Снег! Снег! Белый снег!» Затем, обращаясь к детям, спрашиваете: «Снег какой! Белый! На дороге ... белый снег. Давайте подуем, и он улетит! Вот так: фу-у-у! Еще сильнее: фу-у-у! Белый снег! Белый снег, улетай!» Дети сильно дуют, прогоняя «белый снег» с дороги. (Очень хорошо поднести к губам ребенка вату: малыш увидит, как «летит белый снег».) «Все! Снега больше нет!»
Поезд опять едет. Игра «семафор» завершает это занятие: отрабатывается согласованное произнесение команды «Стоп!» и поднимание красного круга с каждым ребенком по отдельности. Хорошо учить эту команду в парах: один ребенок произносит «Стоп!», а другой должен поднять красный сигнал «семафора». Затем все дети «гудят»: «Ту-ту!», и поезд едет дальше (ребенок опускает красный сигнал). При организации этой игры надо учитывать, что маленьким детям очень трудно поочередно поднимать то красный, то зеленый сигнал, как это должно быть в реальной жизни. Для них игру надо адаптировать: один ребенок (например, тот, который держал красный сигнал) садится на свое место в «поезде», а другой ребенок выходит вперед и дает зеленый свет (поднимает зеленый круг). В дальнейшем можно будет разучить с каждым ребенком и выполнение обеих команд, но на данном занятии акцент надо делать на самостоятельное произнесение детьми команд в игре, а не на усложнение выполнения этих команд.
39. Как зимовали мышка и медведь?
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании предметов, явлений.
Задачи:
• тренировать у детей умение различать на слух звуки, произнесенные «высоким» и «низким» голосом;
• уметь при ответе различать «большие» и «маленькие» предметы и соотносить их с определенным морфологическим показателем в речи взрослых (стол — столик, ложка — ложечка);
• учить подражать голосам «больших» и «маленьких» (звуки, слоги, простые слова).
Оборудование: две игрушки — мягкая игрушка «мишка» и маленькая пластмассовая «мышка» (она может быть заменена фигуркой, вылепленной из пластилина), — размеры этих игрушечных животных должны различаться между собой в пропорции не менее 1:3, игрушечная «берлога» (большая бумажная коробка с боковой прорезью, обложенная сверху ватой), набор детской кукольной мебели и посуды, веточки елки или сосны, стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Пригласите детей к столу, на котором предварительно подготовлена «берлога»: перевернутая бумажная коробка из-под обуви с боковой прорезью («лазом»), обложенная сверху ватой. Вокруг «берлоги» — «елки» (веточки ели) в лесу. Рядом с «берлогой» стоит мышка. Она «прячется» в елках.
Попросите одного ребенка показать, где мышка спряталась. Другого ребенка спросите, как мышка пищит («пи-пи-пи» или «и-и-и»).
Затем расскажите детям историю про мышку: «Жила-была мышка. Она была маленькая-маленькая. Вот такая! (Жест, демонстрирующий, какая мышка «маленькая».) У нее не было своего домика. Она бегала везде и искала себе хлебушек. Но зимой выпал снег. (Указательный жест в сторону «снега».) И маленькой мышке стало нечего кушать. Вокруг (жест вокруг мышки) — только снег и елки, и ни одного кусочка хлеба. Мышке очень плохо! Мы пожалеем мышку, погладим ее. (Дети гладят мышку.) Надо помочь мышке и найти для нее домик. Посмотрите, где мышке можно спрятаться? Мы спрячем здесь мышку? (Жест в сторону входа в «берлогу», подсказывающий детям правильный ответ.) («Вот. Туда!» Дети прячут мышку в отверстие сбоку коробки-«берлоги».) Мышка спряталась! А снег все идет и идет!»
Встаньте из-за стола, достаньте из кармана несколько ватных шариков и сдуйте их со своей ладони вниз. Ватные кусочки падают вниз, на стол: «снега» становится все больше и больше. Дети встают из-за стола и тоже начинают дуть, сдувая вату с руки взрослого. «Снег» падает вниз.
Затем спросите у детей: «Кто живет в этом домике?» («Мышка».)
Предложите детям посмотреть, как мышка живет в своем домике. Поднимите коробку и воскликните: «Ой! Здесь кто-то есть! Кто это?» Дети видят, что в домике две игрушки: мышка и медведь, который,
укрывшись, «спит» на маленьком диване. («Мышка и мишка».) Кто спит на диване? («Мишка».) А где же мышка? (Ребенок должен показать, что мышка «спряталась» под диваном.) («Вот».)
Мышка и мишка ставятся на стол. Еще раз обратите внимание детей на то, что мишка — большой, а мышка — маленькая.
Игра: «Большое и маленькое».
Игра проводится в виде беседы с детьми. Каждый ребенок должен ответить на вопросы двух типов: «где большое» и «это большое или маленькое». Например, спросите: «Где большой стол? А столик: он большой или маленький?» Игра проводится на предметном материале, размещенном внутри «домика» (это может быть — ложка и ложечка, миска и мисочка, подушка и подушечка). Важно, чтобы все пары слов изменялись по единой словообразовательной модели — с помощью суффиксального способа словообразования (-очк, -ечк).
Затем проводится игра «Чей голосок?». Держите за спиной обе игрушки так, чтобы дети их не видели. Для этой игры ребенок должен узнать голос игрушки и выбрать «в доме» предмет, который она «попросит». В этой просьбе не должно содержаться прямого указания на предмет, т.е. мишка (голосом взрослого) не должен говорить ребенку: «Дай мне мою кровать!» Речевая инструкция может быть сформулирована по следующему образцу: «Ы-Ы-Ы. Хочу спать! Хочу спать! Куда мне лечь? Где мне лечь? Ваня, помоги мне!» Названный ребенок должен узнать игрушку по голосу и дать мишке его кровать.
40. Делаем кормушку для птиц
Цель: активизировать в речи детей устойчивые словосочетания и выражения, в том числе и включающие в свой состав некоторые глаголы и прилагательные в форме «облегченных» слов.
Задачи:
• научить каждого ребенка соотносить свои действия со словесной инструкцией, получаемой от другого ребенка (по речевому образцу, предложенному взрослым);
• тренировать умение выражать «голосом» качественные характеристики хорошо знакомых предметов (большой — маленький);
• сформировать устойчивое словоупотребление словесных оборотов «большая птичка», «маленькая птичка», «положи сюда», «дай мне это».
Оборудование: сюжетная картинка по теме «Кормушка для птиц» (стимульный материал), деревянная или картонная кормушка для птиц, кусочки хлеба, семечки, сало и т.п.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, затем кормушка для птиц выносится во двор (на прогулке) и крепится на ветках дерева.
Для этого занятия надо заранее попросить родителей приготовить для каждого ребенка пакетик с кормом для птиц. Эти пакетики будут использоваться на занятии.
Сначала детям демонстрируется картина, на которой нарисованы птички, клюющие корм с кормушки. Проводится короткая вводная беседа по картинке, в ходе которой опрашиваются все дети, участвующие в занятии. Детям надо дать следующие задания и задать такие вопросы:
«Покажи всех птичек».
«Покажи только тех птичек, которые сидят на земле (на веточках)».
«Покажи птичек, которые клюют корм из кормушки».
«Покажи мальчика, который кормит птичек».
«Покажи девочку, которая кормит птичек».
«Это большая птичка? (Вы показываете на маленькую птичку.) Нет, это не большая птичка! Это маленькая птичка. Скажи, как я: маленькая птичка».
Затем попросите одного из детей помочь вам собрать корм для птиц.
Речевая инструкция: «Ваня, скажи Мише: Дай мне это!» Произносите эти слова на ухо ребенку, в руках у другого ребенка находится пакетик с кормом для птиц. Так вы используете помощь ребенка-посредника для громкого озвучивания своей просьбы.
Подобным образом каждый ребенок должен помочь собрать корм в кормушку. Речевая инструкция варьируется — ребенок, получивший пакетик с кормом для птиц, затем сам, по просьбе другого малыша («Положи сюда!»), высыпает его содержимое в кормушку.
В конце занятия кормушку с кормом выносят ближе к входной двери и отставляют там до начала прогулки. В дальнейшем на улице можно будет неоднократно закреплять эти речевые навыки:
1. Умение называть птичку: «большая птичка», «маленькая птичка».
2. Умение обращаться с просьбой к другому ребенку при кормлении птиц, употребляя при этом определенные слова по речевому образцу взрослого.
Наблюдение за настоящими птицами, слетающимися к кормушке, будет стимулировать у детей активное употребление всех устойчивых словосочетаний и выражений, разученных на занятии.
41. Праздник «Прощание с зимой»: Масленица
Цель: активизировать в речи детей новые слова (существительные, глаголы, прилагательные по темам «Одежда», «Продукты питания», «Предметы и явления вне дома»).
Задачи:
• проявление в игровой ситуации элементов речевой инициативы;
• умение соотносить свой практический опыт и наблюдения за явлениями природы с определенными словами и выражениями, выражающими чувственные представления детей об окружающем мире;
• договаривание фразы взрослого до конца, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними.
Оборудование: снежная баба (высотой не более 0,5 м), сухие веточки или солома, спички, ведро с водой. Ход занятия
Данное занятие проводится в помещении и на улице (на игровой площадке детского сада или во дворе перед домом). Во второй части занятия могут принимать участие одновременно все дети группы, но для проведения первой части надо разделить детей на подгруппы, как на всех занятиях Основного цикла, кроме итоговых занятий, так как малышам будет жарко стоять в одежде и ждать, пока всех детей оденут.
Предварительно перед выходом на улицу с детьми проводится беседа о том, что сейчас происходит на улице. Для того чтобы детям было легче соотнести слова взрослого с конкретной ситуацией, рекомендуется или наблюдать в окне за происходящим на улице, или использовать сюжетную картинку «Тает снег». Скажите детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Какая сегодня погода? На улице очень холодно? Нет! На улице тепло. Подойдите к окну! («Посмотрите на эту картинку!») Светит (указательный жест в направлении солнца) солнышко. На улице много снега? Нет! На улице мало снега! Снег тает».
Затем пригласите детей в гардеробную комнату. Доставая одежду ребенка из его шкафчика, спросите у каждого малыша: «На улице холодно? (Нет! Тепло!) Наденем эту кофту? (Да.) А это что? (Еще кофта! — Этот парный предмет одежды предварительно прячется в шкаф.) Наденем сразу две кофты? (Нет. Одну!) Тебе не будет холодно? (Нет.) А мама надевала тебе две кофты или одну? (Одну.)»
Можно варьировать вопросы в зависимости оттого, какие «лишние» парные предметы положили в шкаф (шапку, шарф, варежки).
Когда все дети будут одеты, их организованно выводят на улицу. Там уже подготовлена «снежная баба». Спросите у детей, какой праздник «празднуют» зимой. Если дети не вспомнили, можно задать им наводящий вопрос: «Что Дед Мороз положил тебе под елочку? Дед Мороз приходит каждый день? Нет, Дед Мороз приходит только в Новый год. В какой праздник приходит Дед Мороз? В Новый год? Кто нам приносит подарки в Новый год! Дед Мороз!»
Вы продолжаете: «Деда Мороза больше нет. Он вернется только в Новый год. На улице осталась только снежная ... (баба). Снежная баба сделана из ... (снега). Ее нос сделан из ... (морковки). Сегодня мы будем прощаться со снежной бабой. Солнце светит тепло-тепло, и нам на улице тоже ... (тепло), и снежной бабе тоже ... (тепло). Снег тает, и снежная баба ... (тает). Снег боится лучей солнца, и снежная баба боится лучей ... (солнца). Мы попросим солнце: Солнце, свети! Еще раз все вместе скажем: Солнце, свети!»
«Солнышко светит, и снежная баба ... (тает). Снежная баба тает, а солнышко сильнее и сильнее ... (светит)».
«Надо помочь солнышку? Да, надо помочь! Снежная баба боится огня. Всем от снега — холодно, а от огня — горячо. Снежная баба — холодная, а огонь ... горячий».
«Снежная баба горячая? Нет, снежная баба ... (холодная). Она какая? (Холодная!) Огонь холодный? Нет, огонь ... (горячий!)». Неоднократно обращайтесь к каждому ребенку с «неправильным вопросом» (т.е. формулируйте вопрос заведомо неправильно, чтобы вызвать у малыша протест, выраженный в форме «правильного» речевого высказывания). Этот прием очень эффективен для стимуляции речевой инициативы самого ребенка.
Затем дети вместе со взрослым собирают веточки для костра, предварительно разбросанные по площадке. Речевая инструкция взрослого варьируется в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка к ориентации в пространстве и понимания значений пространственных предлогов.
Зажигают костер. Организуйте всех детей в хоровод, спойте песенку о проводах зимы, например:
Свети, свети нам, солнышко, Свети, свети сильней И каждого ребеночка Своим лучом согрей.
Костер горит, снежная баба тает и превращается в воду. Тлеющие остатки костра заливаются водой из ведра.
Когда зима кончается, становится тепло, все люди радуются и веселятся. Обычно в эти дни все угощают друг друга блинами. Если есть возможность, то в детском саду можно накормить детей блинами в этот день или попросить родителей приготовить детям блины дома на ужин.
42. Что мы видели зимой? (итоговое занятие)
Цель: стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима» (инициатором диалога является взрослый).
Задачи:
• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы другим детям по предложенному взрослым речевому образцу;
• закрепить в речи детей употребление устойчивых словосочетаний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побудительных предложений (как правило, в «замороженной» форме).
Оборудование: сюжетные картинки по темам «Новый год», «Кормушка для птиц», «Снег тает», предметные картинки «снежная баба», «солнышко», «луна», «елка», «птичка», стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении.
Пригласите детей к столу и достаньте первую картинку: «елка». Речевая инструкция: «Что это? (Елка.)»
Достаньте вторую картинку «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой? (Новый год). Кто нам приносит подарки в Новый год? (Дед Мороз.)»
«Дети, в Новый год на улице очень тепло? (Нет, холодно.) На прогулку нам не надо надевать шапки и шарфы? Не надо! (Нет, надо!) Мы любим гулять на улице в сильный мороз? (Нет, нелюбим.)»
Достаньте третью картинку: «птичка». Спросите: «Кто это?» (Птичка.)
«Зимой птичке не хочется есть? Не хочется! (Нет, хочется.) Зимой в лесу еды очень-очень много? (Нет, не много, а мало!)» Последний ответ можете подсказать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» головой, «не» — рукой, «мало» — двумя руками).
Достаньте картинку «Кормушка для птиц».
«Ваня, спроси у Светы, кто это? Это птички?»
«Вова, спроси у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на маленькую птичку: дети могут подражать только правильно сформулированным вопросам, «неправильные» вопросы не принимаются ими для подражания, потому что детское восприятие еще очень привязано к конкретной ситуации: малыши еще не готовы повторять «одно», когда видят «другое».)
Когда беседа по картинке «Кормушка для птиц» закончена, все ранее предъявленные картинки убираются со стола и детям показываются сразу две предметные картинки.
Попросите их показать, где солнышко. Затем, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей и общего уровня развития их представлений об окружающем мире, с ними проводится беседа по следующим вопросам: Солнышко светит ночью или днем? Солнышко греет или не греет? Некоторым детям могут быть адресованы неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимой солнце очень горячее?» Надо обязательно следить за тем, чтобы в своих ответах все дети использовали нужные глаголы и прилагательные, а не ограничивались только односложными ответами типа «да — нет». Вопрос, который был «трудным» для одного ребенка, надо «переадресовать» другому малышу. Для этого можно использовать и прием «озвучивания» ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».
Заключительная часть занятия проводится по картинке «снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленица. Рекомендуется использовать примерные вопросы и задания детям из второй части предыдущего занятия.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням;
3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
По окончании занятий II этапа Основного цикла для всех детей обязательно проводится заполнение анкеты-опросника (родителями) и сравниваются результаты наблюдений педагога с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.
Дети, которые стойко отстают от всей группы в своем речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консультацию к детскому психологу, а также логопеду (специалисту по ранней коммуникации) в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). В случае необходимости этими специалистами дети могут быть направлены на обследование к другим специалистам (невропатологу, психоневрологу, педиатру и т.д.).
К концу II этапа Основного цикла дети должны приобрести следующие навыки речевого общения:
• Уметь различать в речи взрослых употребление:
— грамматической формы единственного — множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов;
— уменьшительных суффиксов существительных для обозначения соответствующего лексического значения;
— глаголов в форме инфинитива, а также в изъявительном и повелительном наклонении.
• Соотносить значение некоторых прилагательных и наречий с характерными признаками отдельных предметов и явлений.
• Понимать смысл нескольких вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений, числительных (количественных «один, много», пространственных «там — тут — здесь», притяжательных «мой, мне, твое»).
В самостоятельной речи детей, которая в некоторой степени становится инициативной, хотя еще в значительной мере остается отраженной, появятся:
• Наряду с аморфными словами-предложениями некоторые устойчивые словосочетания (в «замороженной форме»), и даже отдельные побудительные предложения (обращенные чаще к взрослому, чем к сверстникам).
• «Облегченные» слова, которые функционируют еще параллельно со звукоподражательной лексикой (машина — би-би — сина),
Значительно возрастет пассивный словарный запас детей, в котором именно на II этапе работы по программе Основного цикла произойдет ряд качественных изменений:
• Номинативный словарь — значительно возрастет понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Продукты питания», «Предметы быта».
• Глагольный и адъективный словарь (прилагательные) — теперь ребенок понимает многие глаголы и основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин).
• Вопросительные слова, местоимения, слова о количестве предметов и их расположении в пространстве — идет процесс активного накопления.
III этап Основного цикла
43. Собираем букет для мамы
Цель: научить детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, используя разные варианты ответов.
Задачи:
• закрепить в экспрессивном словаре детей слова-определения, описывающие личностные характеристики родного человека (добрый, красивый, любимый);
• тренировать у детей умение формулировать фразы с нужным по смыслу глаголом (в 3-м лице ед. числа настоящего времени), описывающими традиционные домашние занятия мужчин и женщин;
• стимулировать в речи детей употребление личных местоимений (1-е лицо ед. числа, 3-е лицо ед. числа) при назывании близких людей (членов семьи ребенка);
• развивать мелкую моторику (упражнения для пальчиков обеих
рук);
• формировать на практике первичные сенсорные обобщения (цветы имеют свой определенный запах) и умение соотнести запах с названием весеннего цветка (мимозы).
Оборудование: веточка мимозы в вазочке, фотографии нескольких мам, два схематичных рисунка, изображающих мужчину и женщину, предметные картинки (иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пылесос, утюг), стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении. В начале занятия проведите с детьми короткую беседу о женском празднике — 8 Марта.
«Сегодня мы с вами поговорим о празднике. Этот праздник — необычный. Его всегда празднуют ранней весной — это праздник всех женщин, а значит, это праздник и ваших мам. Ваня, ты будешь поздравлять маму, с праздником? (Да, буду.) Оля, а ты будешь поздравлять маму? (Да, буду.)
Скоро мы будем поздравлять наших мам и дарить им подарки. Скажите, цветы — это подарок? (Да, цветы — это подарок.) Ваня, кому ты подаришь цветы на праздник? (Я подарю цветы маме.) Оля, а бабушке можно подарить цветы? (Да, бабушке можно подарить цветы.)»
Если дети будут отвечать короткими ответами, можно попробовать не расслышать их ответы («Я не услышала твой ответ, повтори еще раз, так можно бабушке подарить цветы или нет?»).
«А кто мне подскажет название этого цветка? Этот цветок называется ... (мимоза). Молодец, Оля. Давайте повторим еще раз все вместе: "Этот цветок называется мимоза". А теперь я проверю, как вы запомнили его название. Ваня, помоги мне: "Этот цветок ... (называется мимоза)". А теперь Света повторит громко, чтобы все услышали: "Этот (цветок называется мимоза)"».
В зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей задание может быть сформулировано в форме завершения ребенком фразы взрослого одним-двумя словами или самостоятельного полного развернутого ответа на заданный вопрос с использованием всех слов, содержащихся в вопросе. \
«Итак, какой подарок дарят маме на праздник?» (жест в сторону вазы с веточкой мимозы). (Маме дарят мимозы.)
Пригласите детей подойти поближе к столу и внимательно рассмотреть мимозу. Дайте каждому ребенку по очереди один «шарик» мимозы и попросите покатать его между пальцами. Внимание ребенка при этом обращается на то, что цветки у мимозы маленькие, круглые, желтые, если их размять в пальцах, то кончики пальчиков тоже станут желтыми и будут пахнуть мимозой.
Затем проводится игра «Угадай, в какой руке цветочек». Зажмите цветочек мимозы между большим и указательным пальцем одной руки, а другой рукой просто имитируйте это же самое движение так, чтобы ребенку надо было угадать, где «спрятался» цветочек. При определении, в какой руке цветочек, ребенок может понюхать пальцы взрослого и по запаху найти цветочек. Для детей, которые затрудняются в выполнении этого задания, можно его упростить: дети могут пробовать определить место цветка по цвету кончиков пальцев — для этого перед предъявлением задания ребенку надо так раскатать шарик мимозы между пальцами, чтобы малышу было видно, что кончики пальцев окрасились в желтый цвет. Ребенок должен указать на нужную руку и произнести: «Мимоза вот здесь!» или «Мимоза — в этой руке!» Если он угадал, то вы разжимаете пальцы и показываете цветок, если нет, тогда показываете ребенку, что между пальцами этой руки ничего нет, и задание повторяется. Для большинства детей при повторном задании следует заново менять положение цветочка в руках за своей спиной, но для некоторых детей можно использовать и адаптированный вариант задания: нахождение цветочка в другой руке. Важно помнить, что на этом занятии основной целью является именно обучение детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, а не коррекция познавательного развития ребенка.
Когда все дети «угадают» правильно, где «спрятался» цветочек, им еще раз демонстрируется ветка мимозы и задается вопрос: «Кому ты подаришь мимозу на праздник?» При ответе на этот вопрос ребенок должен взять со стола фотографию своей мамы и сказать: «Я подарю мимозу моей маме». Фотографии предварительно выкладываются на столе так, чтобы любой ребенок при ответе мог выбрать именно портрет своей мамы. Дети увлекаются поиском нужной фотографии и с нетерпением ждут, когда им будет задан этот вопрос. Таким образом, они с большим желанием повторяют одну и ту же фразу.
«Скоро будет праздник всех мам. В свой праздник мамы будут отдыхать и веселиться. А в другие дни наши мамы делают очень много работы по дому. Давайте вместе разберемся, что делает дома папа, а что — мама?»
Затем попросите детей разложить на две группы предметные картинки, на которых изображены некоторые хорошо известные детям предметы, связанные с действиями, выполняемыми людьми в ходе домашней работы: иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пылесос, утюг.