Раздел 1. формирование игровой деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
образования Республики Беларусь
________________ ______________
_________________________
Регистрационный № ТД-____________/тип.
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
Типовая учебная программа по учебной дисциплине
Для специальности
1-03 03 08 Олигофренопедагогика
СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по педагогическому образованию ________________ А.И. Жук _________________ (дата) | СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ С.И. Романюк ___________________ (дата) СОГЛАСОВАНО Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Титович ___________________ (дата) Эксперт-нормоконтролер | |||
________________________ ________________________ | ||||
Минск 2014
СОСТАВИТЕЛИ:
О.В. Мамонько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доцент;
И.Ю. Оглоблина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
С.А. Глуховская, старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра дефектологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;
Ю.В.Захарова, старший научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендована к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № 8 от 20.02.2014 г.);
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № 3 от 06.03.2014 г.);
Научно-методическим советом по социально-педагогическому, психологическому и специальному образованию Учебно-методического объединения по педагогическому образованию
(протокол № от г.).
Ответственный за редакцию: С.А. Глуховская
Ответственный за выпуск: С.А. Глуховская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика».
Целью изучения учебной дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» является овладение студентами научно-теоретическими основами, практическими знаниями и умениями в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточность, а также формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов.
Задачи учебной дисциплины:
– формировать у студентов общие подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, воспитывать гуманистическое отношение к лицам с особенностями психофизического развития;
– формировать умение объективно оценивать тенденции, идеи, программы оказания помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в разном возрасте;
– раскрыть научно-методическиеосновы коррекционно-развивающей работы, направленной на социализацию и адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в учреждениях образования и в семье и обществе;
– развивать научное мировоззрение и профессиональную мотивацию у будущих специалистов.
В содержании программы предусмотрена преемственность использования методов и приемов в обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью различных возрастных групп.
Образовательным стандартом высшего образования первой ступени Республики Беларусь по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика» определён минимум содержания по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» в виде системы обобщенных знаний, умений и навыков, составляющих профессиональную компетентность выпускника учреждения высшего образования.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
– научно-методические основы коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности;
– направления, содержание и методику организации коррекционно-развивающей работы;
уметь:
– планировать и организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью на диагностической основе;
– применять коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью;
владеть:
– методикой проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста и учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
– способами взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Учебная дисциплина «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» относится к учебным дисциплинам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов-олигофренопедагогов. Она представляет собой звено в системе психолого-педагогических наук, изучаемых студентами, базируется на цикле общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин: «Педагогика», «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», «Основы специальной психологии» и непосредственно связана с такими учебными дисциплинами как «Олигофренопедагогика», «Олигофренопсихология».
Для изучения учебной дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» необходимо наличие у обучающихся академических компетенций по педагогике, психологии.
Изучение данной учебной дисциплины создает необходимые предпосылки для формирования теоретических и практических компетенций необходимых для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» включает в себя четыре раздела: «Формирование игровой деятельности», «Методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте», «Социально-эмоциональное развитие», «Развитие познавательной деятельности», каждый из которых дополняет знания и умения специалистов в области специального образования.
Общее количество учебного времени, отводимого на изучение данной учебной дисциплины составляет 268 часов, в т.ч. аудиторных – 146 часов: из них лекций – 84 часа, практических занятий – 50 часов, лабораторных занятий – 12 часов.
Рекомендуемая форма текущего контроля – зачет и экзамен.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов, подразделов, тем | Количество аудиторных часов | |||
Всего | Лекции | Прак-тичес-кие занятия | Лабо-ратор-ные занятия | ||
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
1.1 | Обучение игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.1.1 | Теоретические основы игры | ||||
1.1.2 | Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста | ||||
1.1.3 | Методика использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.1.4 | Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени. Диагностика состояния игровой деятельности | ||||
1.1.5 | Методика обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.1.6 | Методика обучения игре-драматизации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой степени. Стимуляция возникновения интереса к игре-драматизации у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени | ||||
1.1.7 | Методика обучения дидактической игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.1.8 | Методика обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2 | Обучение игровой деятельности детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.1 | Особенности игровой деятельности детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.2 | Формирование предметно-игровых действий у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.3 | Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.4 | Формирование сюжетно-ролевой игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.5 | Формирование дидактической игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
1.2.6 | Формирование игры-драматизации у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени | ||||
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | |||||
2.1 | Система ранней комплексной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь | ||||
2.2 | Взаимодействие специалистов с семьей при оказании ранней комплексной помощи | ||||
2.3 | Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью | ||||
2.4 | Коррекционно-развивающая работа по формированию двигательной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью | ||||
2.5 | Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью | ||||
2.6 | Коррекционно-развивающая работа по формированию речи и коммуникации у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью | ||||
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||||
3.1 | Теоретические вопросы социально-эмоционального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
3.2 | Социально-эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью | ||||
3.3 | Развитие эмоционально-волевой сферы у детей школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью | ||||
3.4 | Развитие эмоций у детей школьного возраста с умеренной интеллектуальной недостаточностью | ||||
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
4.1 | Особенности организации и проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
4.2 | Методика коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
4.3 | Методика коррекционно-развивающей работы по формированию памятиу детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
4.4 | Методика коррекционно-развивающей работы по формированию мышления и воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
4.5 | Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственно-временнойориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
4.6 | Коррекционно-развивающая работа по формированию двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью | ||||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ