Раздел 1. формирование игровой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

________________ ______________

_________________________

Регистрационный № ТД-____________/тип.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Типовая учебная программа по учебной дисциплине

Для специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

  СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по педагогическому образованию   ________________ А.И. Жук _________________ (дата)   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ С.И. Романюк ___________________ (дата) СОГЛАСОВАНО Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Титович ___________________ (дата) Эксперт-нормоконтролер
  ________________________ ________________________    
         

Минск 2014

СОСТАВИТЕЛИ:

О.В. Мамонько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доцент;

И.Ю. Оглоблина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

С.А. Глуховская, старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра дефектологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Ю.В.Захарова, старший научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 8 от 20.02.2014 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 3 от 06.03.2014 г.);

Научно-методическим советом по социально-педагогическому, психологическому и специальному образованию Учебно-методического объединения по педагогическому образованию

(протокол № от г.).

Ответственный за редакцию: С.А. Глуховская

Ответственный за выпуск: С.А. Глуховская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика».

Целью изучения учебной дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» является овладение студентами научно-теоретическими основами, практическими знаниями и умениями в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточность, а также формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов.

Задачи учебной дисциплины:

– формировать у студентов общие подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, воспитывать гуманистическое отношение к лицам с особенностями психофизического развития;

– формировать умение объективно оценивать тенденции, идеи, программы оказания помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в разном возрасте;

– раскрыть научно-методическиеосновы коррекционно-развивающей работы, направленной на социализацию и адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в учреждениях образования и в семье и обществе;

– развивать научное мировоззрение и профессиональную мотивацию у будущих специалистов.

В содержании программы предусмотрена преемственность использования методов и приемов в обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью различных возрастных групп.

Образовательным стандартом высшего образования первой ступени Республики Беларусь по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика» определён минимум содержания по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» в виде системы обобщенных знаний, умений и навыков, составляющих профессиональную компетентность выпускника учреждения высшего образования.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

– научно-методические основы коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности;

– направления, содержание и методику организации коррекционно-развивающей работы;

уметь:

– планировать и организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью на диагностической основе;

– применять коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

владеть:

– методикой проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста и учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

– способами взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Учебная дисциплина «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» относится к учебным дисциплинам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов-олигофренопедагогов. Она представляет собой звено в системе психолого-педагогических наук, изучаемых студентами, базируется на цикле общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин: «Педагогика», «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», «Основы специальной психологии» и непосредственно связана с такими учебными дисциплинами как «Олигофренопедагогика», «Олигофренопсихология».

Для изучения учебной дисциплины «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» необходимо наличие у обучающихся академических компетенций по педагогике, психологии.

Изучение данной учебной дисциплины создает необходимые предпосылки для формирования теоретических и практических компетенций необходимых для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности» включает в себя четыре раздела: «Формирование игровой деятельности», «Методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте», «Социально-эмоциональное развитие», «Развитие познавательной деятельности», каждый из которых дополняет знания и умения специалистов в области специального образования.

Общее количество учебного времени, отводимого на изучение данной учебной дисциплины составляет 268 часов, в т.ч. аудиторных – 146 часов: из них лекций – 84 часа, практических занятий – 50 часов, лабораторных занятий – 12 часов.

Рекомендуемая форма текущего контроля – зачет и экзамен.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Наименование разделов, подразделов, тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Прак-тичес-кие занятия Лабо-ратор-ные занятия
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Обучение игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.1.1 Теоретические основы игры    
1.1.2 Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста    
1.1.3 Методика использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.1.4 Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени. Диагностика состояния игровой деятельности  
1.1.5 Методика обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.1.6 Методика обучения игре-драматизации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой степени. Стимуляция возникновения интереса к игре-драматизации у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени  
1.1.7 Методика обучения дидактической игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.1.8 Методика обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.2 Обучение игровой деятельности детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени
1.2.1 Особенности игровой деятельности детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени    
1.2.2 Формирование предметно-игровых действий у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени  
1.2.3 Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжелой степени  
1.2.4 Формирование сюжетно-ролевой игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.2.5 Формирование дидактической игры у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
1.2.6 Формирование игры-драматизации у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени  
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ  
2.1 Система ранней комплексной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь  
2.2 Взаимодействие специалистов с семьей при оказании ранней комплексной помощи  
2.3 Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью  
2.4 Коррекционно-развивающая работа по формированию двигательной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью  
2.5 Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью  
2.6 Коррекционно-развивающая работа по формированию речи и коммуникации у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью  
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
3.1 Теоретические вопросы социально-эмоционального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью    
3.2 Социально-эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  
3.3 Развитие эмоционально-волевой сферы у детей школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью  
3.4 Развитие эмоций у детей школьного возраста с умеренной интеллектуальной недостаточностью
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Особенности организации и проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью    
4.2 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью  
4.3 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию памятиу детей с интеллектуальной недостаточностью  
4.4 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию мышления и воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью  
4.5 Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственно-временнойориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью    
4.6 Коррекционно-развивающая работа по формированию двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью  
  ВСЕГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации