Анализ и описание памятников монументального искусства, дизайн-проектов
Поскольку описание и анализ дизайн-проектов и монументального искусства представляют собой особую сложность и требуют соблюдения определенного порядка и методических приемов, им должно быть уделено специальное внимание. Кроме того, именно этот этап работы способствует приобретению студентом важных профессиональных качеств преподавателя профессионального обучения: умения «видеть» произведение, проникать в его смысл, оценивать художественные достоинства.
Анализ может быть выполнен полноценно только в том случае, если есть возможность непосредственно и достаточно, длительное время изучать произведение монументального искусства или дизайн-проект в подлиннике.
Поскольку анализ важная составляющая теоретической части выпускной квалификационной работы здесь предлагаются развернутые указания по принципиальным основам анализа - как общие для всех видов дизайна, так и специальные, отражающие видовые особенности объекта исследования.
Приступая к анализу, студент должен помнить что, дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Поэтому, одним из главных критериев оценки значимости дизайнерского произведения является правдивость, глубина и эмоциональная выразительность отражения в нем определенных идей времени, понимание мастером характера своей эпохи и умение воплотить замысел в совершенной художественной форме.
Анализ дизайнерского произведения - это итог внимательного его исследования как художественного целого, его структуры, значения. Такое исследование, независимо от выбора произведений, включает следующие моменты:
- раскрытие идеи дизайн-проекта;
- выявление художественных средств, которые использовал мастер для воплощения своего замысла;
- определение места произведения в развитии того вида дизайна, к которому оно принадлежит, и его художественных корней.
Следует помнить, что выделение этих, в какой-то мере, самостоятельных вопросов условно, ибо каждое произведение - это единый организм, в котором все элементы взаимосвязаны. Предложенный выше перечень отдельных моментов работы ни в коем случае не отражает последовательности ее хода или изложения результатов исследования. Постижение художественного своеобразия дизайнерского произведения возможно только тогда, когда его содержание и форма воспринимаются в неразрывном единстве.
Особое значение имеет эмоциональное восприятие творческой работы дизайнера. Прежде всего, надо внимательно, самым вдумчивым образом рассмотреть произведение, не однажды к нему возвращаясь. Необходимо записывать все наблюдения, мысли, впечатления на каждом этапе работы, даже если они кажутся на первый взгляд спорными или несущественными. Впоследствии все ненужное и второстепенное отсеивается, а наблюдения, казавшиеся малозначительными, могут перерасти в элементы самостоятельного видения и истолкования дизайнерского произведения, стать основой дальнейшего исследования.
Дать готовые рецепты анализа дизайнерского произведения невозможно: в каждом конкретном случае подход к произведению диктуется его неповторимыми особенностями, и на первый план выдвигаются те его стороны, которые играют ведущую роль. Очень важно сосредоточить внимание на главном, добиться того, чтобы рассмотрение деталей служило углублению представления о произведении как художественном целом, а не становилось самоцелью.
Вне зависимости от видовых особенностей объекта изучения дизайнерского произведения одной из основ анализа является исследование композиции как ведущего средства раскрытия его идеи и способа его организации. При этом в центре внимания должна быть степень соответствия композиционного решения трактовке темы, смысловая мотивировка авторского отбора определенных элементов проекта, масштабное соотношение и размещение отдельных частей и масс, их соподчинение, выделение главного, расстановка акцентов, решение пространства, цвета и т. п. Необходимо помнить, что в композиции не должно быть ничего случайного, все ее элементы подчинены главной идее работы и помогают ее образному выражению. Следует ответить на вопросы, почему дизайнер строит композицию именно таким образом, как она способствует выявлению идеи произведения. Эти вопросы не менее важны и при анализе остальных художественных средств.
В любом виде дизайна большое значение имеют используемые материалы. Поэтому при анализе дизайн-проектов должно быть отмечено, какие материалы применены в данном случае, и какую роль играют они для выражения художественного содержания проекта.
Анализ разных видов дизайна требует к себе неодинакового подхода. На первый план выдвигаются те стороны, которые наиболее важны для каждого из них. Так, например, анализируя произведения графического дизайна, особенностью которого является ведущая роль композиции, графических элементов, цвета, следует особое внимание уделить цветовому и композиционному решению. Однако исследовать его надо в совокупности с другими важными для графического дизайна средствами выразительности: приемами организации композиции, линией, ритмическим соотношением элементов и т. п. Анализируя интерьер необходимо обратить внимание на специфику организации пространства, цветовое решение, стилистические особенности.
При анализе архитектурных форм или прикладных произведений первостепенное значение приобретает практическое назначение архитектурного сооружения или предмета прикладного искусства. Правильно оценить эстетические качества их вне связи с утилитарной стороной невозможно. И в архитектуре и в прикладном искусстве все элементы художественного решения - форма, размеры, выбор материала и способ его обработки, характер декоративного убранства, нередко даже его тематика - продиктованы практическим назначением здания или вещи. Поэтому все эти моменты могут рассматриваться только в их взаимосвязи и взаимодействии.
При выборе в качестве объектов исследования памятников архитектуры или произведений прикладного искусства надо учитывать, что они не только отражают окружающую действительность, но и активно участвуют в ее формировании. Поэтому, чтобы понять и оценить их, необходимо определить место, для которого они предназначались. И их окружение (оно не обязательно совпадает с тем, в котором они реально существуют в настоящее время), ансамбль, в который они должны были входить.
Архитектура и прикладное искусство по природе своей не изобразительны. Однако и в архитектуре и, особенно, в прикладном искусстве немаловажная роль принадлежит декору- растительному, геометрическому, изобразительному. При анализе тематических или орнаментальных композиций нужно постоянно помнить, что они не имеют самодовлеющего значения, а являются лишь элементами единого организма здания или вещи.
Именно такой подход к рассмотрению памятников архитектуры и изделий прикладного искусства - путь к пониманию того, как именно точно найденные и соподчиненные элементы художественной формы, будучи содержательными, делают идею произведения яркой, а само произведение выразительным.
Однако необходимо помнить, что при многогранно проявляющейся общности этих видов искусства каждый из них отличается своеобразием, а это диктует и специфический подход к их изучению.
Методика проведения анализа дизайнерских произведений может быть разной. Она зависит от того, какую конкретную задачу ставит перед собой исследователь. Так, в одном случае на первое место выдвигается вопрос о соответствии выразительных средств замыслу дизайнерского произведения. Тогда все внимание должно быть сосредоточено на подробном изучении одного памятника. В другой работе главным будет выявление особенностей творческого подхода дизайнера в сравнении его с современниками, предшественниками, последователями. В таком случае эффективен метод сравнительного анализа двух или нескольких произведений.